Объектно-ориентированные языки

Смолток (Smalltalk – светская беседа) начал разрабатываться в 1970 г. в исследовательской лаборатории XEROX (США) и первоначально предназначался для реализаций функций машинной графики. Данный язык оригинален тем, что его синтаксис очень компактен и базируется исключительно на понятии объекта. В нем отсутствуют операторы или данные. Все, что входит в Смолток, является объектами, а объекты общаются друг с другом исключительно с помощью сообщений. В настоящее время версия Visual Age for Smalltalk развивается компанией IBM.

Язык Cи++ (C++) был разработан в начале 80-х гг. Бьярном Страуструпом в лаборатории Bell корпорации AT&T. К 1990 г. была выпущена третья версия языка C++, стандартизированная американским государственным комитетом стандартов ANSI. Объектно-ориентированное расширение языка Си позволило резко повысить производительность труда программистов, унаследовав при этом определённую низкоуровневость.

В 1990 г. сотрудник корпорации Sun Д. Гослинг разработал объектно-ориентированный язык на основе расширения C++, путём исключения из него низкоуровневых возможностей. Новая интегрируемая в Internet версия языка получила название Java (Ява, Джава). Синтаксис языков C++ и Java практически полностью совпадает. Принципиальным различием является то, что язык C++ компилируется в машинный код, a Java – в платформно-независимый байт-код (каждая команда занимает один байт). Этот байт-код может выполняться с помощью интерпретатора – виртуальной Java-машины (Java Virtual Machine), версии которой созданы сегодня для любых платформ.

К объектно-ориентированным системам визуального проектирования относятся Visual Basic, Delphi, C++ Builder, Visual C++. VBA (Visual Basic for Application – Visual Basic для приложений) является общей языковой платформой для приложений Microsoft Office (Excel, Word, Power Point и др.). VBA соблюдает основной синтаксис и правила программирования языков Бейсик-диалектов. VBA помогает довольно сильно расширить возможности приложений за счет написания макросов — программ, предназначенных для автоматизации выполнения многих операций. Программы на языке VBA для приложений создаются двумя способами: в автоматическом режиме как результат записи клавишной макрокоманды и путем написания программного кода.

Декларативные языки

Суть функционального (аппликативного) программирования определена Андреем Петровичем Ершовым как «способ составления программ, в которых единственным действием является вызов функции, единственным способом расчленения программы на части является введение имени функции, а единственным правилом композиции – оператор суперпозиции функций. Никаких ячеек памяти, ни операторов присваивания, ни циклов, ни, тем более, блок-схем, ни передачи управления». Ключевым понятием в функциональных языках является выражение. Программа, написанная на функциональном языке, представляет собой последовательность описаний функций и выражений, которые необходимо вычислить.

Первым функциональным языком стал Лисп (LISP, LISt Processing – обработка списков), созданный в 1959 г. Джоном Маккарти. Этот язык ориентирован на структуру данных в форме списка и позволяет организовать эффективную обработку больших объемов текстовой информации. Существенная черта языка — единообразие программных структур и структур данных: все выражения записываются в виде списков.

Логическое или реляционное программирование началось с создания в 1973 г. французским ученым Аланом Кольмероэ языка искусственного интеллекта Пролог (PROLOG – PROgramming in LOGic – программирование в терминах логики) Концепция логического программирования базируется на понятии отношения. Логическая программа — это совокупность аксиом и правил, определяющих отношения между объектами и целью. Выполнение программы представляет собой попытку доказательства логического утверждения, построенного из программы по правилам, определенным семантикой используемого языка. Результатом вычислений по методу резолюций является вывод следствий из аксиом. Логические программы не отличаются высоким быстродействием, так как процесс их выполнения сводится к построению прямых и обратных цепочек рассуждений разнообразными методами поиска (вычисление методом проб и ошибок). Программа на языке Пролог, в основу которой положена математическая модель теории исчисления предикатов, строится из последовательности фактов и правил, затем формулируется утверждение, которое Пролог будет пытаться доказать с помощью введенных правил. Пользователь только описывает структуру задачи, а внутренний механизм Пролога сам ищет решение с помощью методов поиска и сопоставления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: