Характерные черты политического устройства и правовых

Обычаев скифов

Более значительное воздействие на развитие отечественного государства и права оказали скифские и сарматские племена, господствовавшие в донских, приволжских районах, южнорусской и южноукраинской степи и лесостепи с VII в. до н.э. по III в н.э. Это были кочевники - скотоводы и оседлые земледельцы, некоторые из которых в процессе контактов с колониями древних греков втягивались в ремесленное производство и торговлю. Они находились в процессе перехода от варварского, первобытного общества к цивилизации. В политическом смысле – на стадии «военной демократии».

Собственно «государства» эти племена, по-видимому, не создали, хотя «Скифское царство» в Крыму со столицей в Неаполе-на-Салгире (III в. до н.э - III в. н.э) было близко к этой форме политического устройства. Основным источником права являлся юридический обычай, обычное право. Однако его соблюдение охранялось очень строго.

Нормы гражданского права скифов и сарматов знали «патриархальное» рабство. Рабы либо набирались из пленных, либо рекрутировались знатью и вождями из своих соплеменников - купли-продажи рабов не существовало. Использование их (в основном – в скотоводстве) было весьма ограниченным. Их легко калечили и приносили в жертву, что говорит об их незначительной ценности для скифов.

Скифы знали присягу и клятву как свидетельствование действительности договора (они наливали вино, смешивали с кровью участников соглашения, помещали в эту же посуду меч, стрелу, секиру, копьё и поочерёдно пили из неё). Впрочем, гражданское право у скифов не получило развития ввиду незначительного развития товарно-денежных отношений в их среде.

Большее значение имели для скифов нормы, в которых просматриваются зачатки уголовного права. Под преступлением иногда (как и теперь) понималось именно опасное для общества деяние. В первую очередь таковыми являлись нарушения общественно-значимых религиозных норм и обрядов. Например, сон под открытым небом со священными предметами, ложная клятва «богами царского очага», ложное предсказание, исполнение религиозных чужеземных обрядов. Почти все подобные преступления наказывались смертью. Наказание ждало и воина, не проявившего в бою должной храбрости и не принёсшего голов с поля боя (он не получал своей доли добычи, чаши с вином из рук царя, сидел в отдалении от пирующих). Наряду с этим и воровство считалось также тяжким преступлением.

Основы семейного права отличались удивительным своеобразием. У скифов в основном господствовал патриархат, а у сарматов – матриархат (мужья ходили в женском платье, подчинялись жёнам, которые участвовали в войнах и т.д.). У некоторых близких к ним отсталых племён брак как таковой вообще отсутствовал (процветал промискуитет).

В суде главную роль играл царь (вождь). Одним из важнейших средств решения спора (своего рода доказательством) считался судебный поединок в присутствии царя. Победитель не только выигрывал дело, но и получал право выставить череп побеждённого в своём жилище. Существовал, однако, «нейтральный» суд племени аргиппеев. Они улаживали распри между племенами и укрывали у себя изгнанников. Личность аргиппея считалась неприкосновенной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: