Конституция СССР 1936 г. Реорганизация органов государственной власти и управления на ее основе

К середине 1930-х гг. в стране произошли серьезные изменения, которые нашли отражение в принятой в 1936 г. новой Конституции СССР. В экономике была ликвидирована многоукладность, исчезла эксплуатация человека человеком. Изменился классовый состав населения: вырос рабочий класс, существенно иным стало крестьянство, сформировалась многочисленная интеллигенция, почти на 90% состоявшая из выходцев из рабочих и крестьян. Много изменений произошло в системе органов государственного управления и управления народным хозяйством. Произошли изменения в сфере национально-государственного строительства. Поэтому осенью 1935 г. ЦИК СССР создал конституционную комиссию под председательством Сталина по разработке новой Конституции. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях. Было получено более 150 тысяч предложений, поправок. Редакционная комиссия приняла 47 поправок и дополнений. 5 декабря 1936 г. проект Конституции СССР был единогласно утвержден съездом Советов.

Новым в Конституции 1936 г. было следующее:

1. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся;

2. Выборы стали всеобщие, прямые, равные при тайном голосовании, т.е. отменены ограничения избирательных прав;

3. Конституция 1936 г. содержала ряд новых глав (об общественном устройстве и т.д.).

Конституция 1936 г. не содержала программных положений, она состояла из 13 глав и 146 статей.

Глава I «Общественное устройство» утверждала существование в СССР 2-х дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности: государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную. Земля (всенародное достояние) закреплялась за колхозами в бессрочное пользование. Конституция допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом.

В главе II «Государственное устройство» закреплялись принципы федерализма, добровольность объединения, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Союзному ведению подлежали: международные сношения и внешняя торговля, организация обороны СССР, народнохозяйственное планирование, управление банками и т.д. Не перечисленные здесь полномочия оставались за союзными республиками. Конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР, за каждой республикой сохранялось право свободного выхода (хотя механизм этого выхода не был разработан). Конституция закрепила приоритет союзных законов над законами союзных республик. Устанавливалось единое союзное гражданство.

В главах III-VIII рассмотрена система органов власти и управления. Высшим органом власти в СССР являлся Верховный совет СССР, который избирался на 4 года и осуществлял исключительно он законодательную власть. Он состоял из двух палат: Совет Союза и Совет Национальностей. Совет Союза избирался по территориальным округам (1 депутат от 300 тыс.). В Совет Национальностей избирали от каждой союзной республики по 25 депутатов, от автономной – по 11, от автономной области – по 5 и от национального округа – по 1 депутату. Обе палаты признавались равноправными, обе работали в сессионном порядке (2 раза в год собирались на сессии).

В период между сессиями Верховного Совета высшим органом власти был подотчетный ему Президиум. Он избирался на совместном заседании обеих палат. Президиум давал толкование законов, издавал указы, награждал орденами и присваивал почетные звания СССР, объявлял мобилизацию и т.д.

Правительство СССР (Совнарком) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. Правительство было высшимисполнительным и распорядительным органом государственной власти. Совнарком объединял и направлял работу 8 общесоюзных наркоматов и 10 союзно-республиканских наркоматов.

Аналогично высшим органам власти и управления СССР строилась система высших органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами государственной власти являлись Советы депутатов трудящихся (избирались на 2 года). Исполнительными и распорядительными органами Советов были избираемые ими исполкомы. Они были подотчетны избравшему их Совету, а также исполнительному органу вышестоящего Совета.

В главе IX «Суд и прокуратура» было определено, что правосудие в СССР осуществляется Верховным судом СССР, Верховными судами союзных и автономных республик, окружными, народными судами.

Народные (районные) суды избирались гражданами района сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет.

В Конституции были закреплены следующие важные принципы: независимость судей, рассмотрение дел с участием народных заседателей, защита обвиняемого на суде, открытое разбирательство дел. Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР. Прокурор СССР назначался сроком на 7 лет Верховным Советом СССР. Он назначал прокуроров республиканских, краевых, областных сроком на 5 лет. Органы прокуратуры были независимы от любых местных органов и подчинялись только Прокурору СССР. На практике в тот период из-под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД.

В главе X закреплялись основные права и свободы граждан СССР: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, право на образование, на объединение в общественные организации, равноправие независимо от пола, национальности, расы; свобода слова, совести, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки. Защиту СССР Конституция рассматривала как почетную обязанность, священный долг каждого гражданина СССР.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, которое предоставлялось гражданам, достигшим 18-летнего возраста.

В главе XII говорилось о гербе, флаге, столицеСССР.

В главе XIII – о порядке изменения Конституции (по решению Верховного Совета СССР, принятому не менее 2/3 голосов в каждой из палат).

В литературе сейчас по-разному оценивают Конституцию 1936 г. Одни считают ее самой демократичной в мире в тот период, другие, что она была бездействующим Основным Законом, третьи – что это был просто клочок бумаги и т.д. На наш взгляд, по содержанию это, действительно была демократическая Конституция, но, к сожалению, в реальной практике многие ее положения не нашли воплощения.

В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик. На основе новой Конституции 1936 г. в предвоенный период проходила существенная перестройка государственного аппарата. Теперь высшим законодательным органом стал Верховный Совет СССР, выборы в который состоялись 12 декабря 1937 г. Это были выборы плебисцитарного типа, т.е. избиратели говорили «да» или «нет», а не выбирали из нескольких кандидатов то или иное лицо. В июне 1938 г. состоялись выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, а в декабре 1939 г. – выборы в местные Советы депутатов трудящихся. К 1940 г. была избрана вся система органов государственной власти согласно новой Конституции. К 1941 г. в СССР входили 15 союзных республик. Происходят изменения в управлении народным хозяйством. С форсированием индустриализации резко возросла роль планирования, с 1931 г. Госплан наделялся правами наркомата. Реорганизован был аппарат ВСНХ, вместо единого центрального управления были созданы отраслевые главные управления, т.е. главки при наркоматах!!!

Наркоматы разукрупнялись, росло их число. ВСНХ СССР был преобразован в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности, из ВСНХ были выделены наркоматы легкой и лесной промышленности. В 1936 г. из Наркомата тяжелой промышленности был выделен Наркомат оборонной промышленности, а в 1937 г. – Наркомат машиностроения.

К 1940 г. насчитывалось 25 общесоюзных Наркоматов. Крупная промышленность была выведена из-под контроля республик и перешла под союзное управление. В 1937 г. создан Экономический совет (вместо Совета труда и обороны). В 1940 г. создан Наркомат госконтроля СССР.

В 1939 г. была ликвидирована территориально-милиционная система формирования армии. Создана кадровая армия. В 1938 г. учрежден Главный Военный Совет Красной Армии и Главный Совет Военно-морского флота. В 1937 г. учрежден институт военных комиссаров (просуществовал до 1940 г.). 1 сентября 1939 г. принят новый закон «О всеобщей воинской обязанности». Теперь все мужчины, а не только трудящиеся обязаны с оружием в руках защищать СССР. Увеличилось число военных округов, увеличен срок службы (до 3-х лет в сухопутных, до 5-ти лет на флоте), снижен призывной возраст с 21 года до 19 лет, увеличен срок пребывания в запасе. Увеличилось число военных училищ, к 1939 г. уже было 14 военных академий.

Правоохранительные органы. В 1933 г. была создана прокуратура СССР. К сожалению, органы НКВД были выведены из-под надзора прокуратуры. В 1936 г. создан общесоюзный орган – Наркомат юстиции СССР.

Милиция. В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления милиции и уголовного розыска, т.е. милиция становилась административно-исполнительным органом власти. В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, т.е. органы охраны общественного порядка включаются в систему органов госбезопасности.

В 1934 г. создается объединенный общесоюзный НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Позже ОГПУ преобразуется в Главное управление госбезопасности, которое быстро расширялось (в нем было в 3,5 раза больше сотрудников, чем в милиции).

В 1936 г. создается Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), создаются подразделения по борьбе с бандитизмом. Функции милиции расширялись. НКВД возглавило систему ИТУ, в его структуру входило Главное управление лагерей, т.е. ГУЛАГ, а также внутренние и пограничные войска. НКВД во 2-й пол. 1930-х гг. превращается в этакого «монстра», становится, помимо выполнения основных своих функций (правоохранительных), крупнейшим хозяйственным ведомством. Это делало его трудно управляемым. В феврале 1941 г. НКВД был разделен на два Наркомата: НКВД СССР и Наркомат госбезопасности СССР (НГБ СССР).

Вывод. Конституция 1936 г. закрепила изменения, происшедшие в стране к середине 30-х гг. Она содержала демократические положения, но, к сожалению, они во многом перечеркивались чрезвычайными мерами. Вся политика государства в предвоенный период была направлена на централизацию и усиление госаппарата, за которым стоял аппарат ВКП(б).

Тема №13

«Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920 г. – июнь 1941 г.)»

Лекция 2

План

Введение

1. Особенности развития права в 1930-е гг.

2. Развитие права

3. Судебная система и судебный процесс в предвоенный период

Заключение

Введение

1930-е годы – сложный период исторического развития нашей страны. Это годы высоких достижений в экономике, годы первых пятилеток, когда по объему промышленной продукции СССР вышел на 2-е место в мире после США. Из аграрной страна превратилась в мощную индустриальную державу, причем в кратчайший срок. Но одновременно это и один из самых драматических периодов нашей истории, когда происходили массовые репрессии, сложившийся тоталитарный режим держал весь народ в страхе. В этих сложнейших условиях продолжалось формирование права. Об особенностях развития права, о судебной системе и судебном процессе мы и будем говорить на сегодняшней лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: