Государственный строй

Во главе Русского государства стоял великий князь, который, начиная с конца XV века, именовал себя «государем всея Руси». Он издавал законы, осуществлял общее руководство государством, имел судебные полномочия. Удельные князья и бояре постепенно были превращены в подданных государя. Их иммунитеты сначала ограничивались, а затем были отменены.

Дореволюционные историки, начиная с Н.М. Карамзина, считали, что московские великие князья были уже самодержцами. Однако это не совсем верно. Власть монарха была ограничена Боярской думой. Боярская дума выросла из совета при князе (существовал в Древнерусском государстве). Боярская дума была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически без одобрения Думы он не принимал никаких решений. Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов, господство в ней крупных феодалов является характерной особенностью раннефеодальной монархии.

Феодальные съезды созывались лишь на раннем этапе становления централизованного государства. Позже они исчезли из политической жизни Русского государства.

Московское государство унаследовало от предыдущего периода органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства, усложнение его функций привело к постепенному отмиранию дворцово-вотчинной системы и зарождению нового приказного управления. Как же происходил этот процесс? Из органов, обслуживающих личные нужды князя, дворцово-вотчинные органы управления всё больше превращаются в общегосударственные учреждения. Так, дворецкий, управляющий княжеским дворцом, в конце XV века уже стал ведать вопросами, связанными с землевладением светских и духовных феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Из состава дворцовой службы выделяются великокняжеская казна, которая становится самостоятельным ведомством. Была создана также большая дворцовая канцелярия с архивом и иными структурными подразделениями. Всё это подготавливало переход к новой приказной системе управления. Как система, приказное управление оформилось только во 2 пол. XVI века. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ.

Дворцовые ведомства «пути» (конюший, стольничий, сокольничий и т.д.), которые обслуживали раньше нужды князя, его семьи также претерпевают изменения. Так, Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, обслуживающий теперь не только личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В подчинении «путных» бояр появились многочисленные штаты дьяков, приказчиков и пр. Определилась субординация Большого Дворца и дворцовых ведомств: Большой Дворец стал центральным учреждением, которому подчинялись «путные» ведомства. Он также ведал назначением наместников, волостелей, разрабатывал тексты документов, определявших права органов местного управления.

В начале XVI века функционировало уже 10 приказов. Разрядный приказ управлял военной службой. Посольский ведал внешнеполитическими делами, Ямской приказ – почтовой службой. Позже система приказов охватила все отрасли государственного управления и окончательно вытеснила прежнюю систему.

Местные органы управления.Территория Русского государства делилась на уезды(наиболее крупные административно–территориальные единицы), уезды – на станы, станы – на волости. Впрочем, чёткости в делении ещё не было, наряду с уездами сохранились ещё и земли, военные округа. Во главе этих административных единиц стояли должностные лица, посылаемые из центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости – волостелями. Все они содержались за счёт местного населения, получали от него «корм». Назначались они на год-два. Все их интересы были сосредоточены на личном обогащении. Собирая подати, различные пошлины, осуществляя суд за наиболее тяжёлые преступления, они постоянно злоупотребляли своим положением. Московские князья пытались ограничить «аппетиты» кормленщиков грамотами, в которых определялся размер «корма», права и обязанности кормленщиков. Но, в сущности, это ничего не меняло. Вымогательства были беспредельны. Во время больших праздников – Рождества Христова, Пасхи и т.д. – непременно праздничный корм, всякая свадьба в округе – опять особый корм наместнику. Приезд нового наместника жители встречали богатыми приношениями, что называлось «въездным кормом». Всё это вызывало большое недовольство у местного дворянства. Система кормления была не способна в должной мере обеспечить подавление сопротивления крестьянства и городского люда. Поэтому в конце XV века власть кормленщиков была ограничена выборной администрацией (из дворян и состоятельных торговцев) Появились губные и земские избы. Губные избы выполняли полицейско-судебные функции –(борьба с «лихими» людьми, беглыми крестьянами).

Земские избы – занимались финансовыми делами, сбором налогов. И губные, и земские избы были выборными органами. Губные избы возглавлялись дворянами, а земские избы выбирались тягловым населением посадов.

В городском управлении произошли также изменения. Все города были изъяты из ведения удельных князей и перешли под власть великого князя. В города центральная власть назначала городовых приказчиков, т.е. своего рода военных комендантов. Они обязаны были следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной.

Судебные органы. Как и ранее судебных органов всё ещё не существовало. Суд не был отделён от администрации. Судебные функции выполняли великий князь, Боярская дума, приказы, наместники, волостели. Сохранялась и вотчинная юстиция. Продолжал существовать церковный суд. С созданием губных изб многие уголовные дела были переданы им.

Новое в судебной системе:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: