Д) Метод решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера

В самом общем виде структура эвристического решения такова: Первый этап – определение изобретательской ситуации, уяснение необходимости создания нового объекта. Второй этап – переход от заданной ситуации к анализу и формулировке минимальной задачи, ориентированной на ее практически реализуемое решение. Затем осуществляется переход к модели задачи (этап 3). Схема конфликта, составляющего суть задачи, при этом упрощается предельно, а область анализа сужается до оперативной зоны, изменения в которой достаточно для решения задачи. На четвертом этапе производится формулировка идеального конечного решения (ИКР), позволяющего выявить технические противоречия (ТП), мешающие его достижению. На пятом этапе проводится поиск способа устранения технических противоречий за счет энергетических, информационных и вещественных ресурсов. Для поиска способов устранения технических противоречий привлекаются находящиеся в распоряжении разработчиков информационные ресурсы: банки физических, химических, биологических и математических эффектов, типовые примеры устранения технических противоречий, надсистемные ресурсы (этап 6). На 7 этапе проводится анализ избранного способа устранения технических противоречий, наиболее близко приближающего решение задачи к идеальному. Если при этом задача не решается, то прибегают к изменению задачи, а иногда и полной ее замене (этап 8). На 9 этапе производится увязка систематизированного устройства с надсистемой, анализ их совместимости. Выявляются сферы более широкого применения полученного решения. На 10 этапе производится анализ и самооценка процесса решения задачи, выявляются траектории и причины его отклонения от рассматриваемого канонического алгоритма.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое палиндром?

2. В чем суть метода «мозговой штурм»?

3. На чем основан метод Г.С.Альтшуллера?

Основная литература:

1. Михелькевич В.Н.. Основы научно-технического творчества / В.Н.Михелькевич, В.М. Радомский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С.106-138, 240-276.

Дополнительная литература:

1. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно / Б.М.Абдрашитов и др.. – М.: Просвещение: АО «Уч. лит.», 1996.

2. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пос. для вузов / В.И.Петрушин. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. – С.247-274.

7.4. Вербальное и невербальное мышление.

План:

Вербальное мышление и его особенности.

Невербальное мышление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: