| Кумуляционная классическая эпистемология частично И. Лакатос | Гипотетико-дедуктивная модель развития науки частично К.Поппер | Тезис несоизмеримости теорий (восходит к Л. Витгенштейну и К. Айдукевичу, Т. Куну, Л. Фейерабенду) | |
| Ответ на слабые стороны предыдущей концепции | Первая концепция развития науки | Объясняет существующее многообразие концепций и взглядов на одну проблему | |
| Сущность концепции | Наука это процесс постоянного накопления вечных, несомненных, доказательных, обоснованных истин. Такое понимание возможно, потому что познавательный опыт непрерывен, а заблуждение всего лишь субъективный момент в познании. Две версии кумулятивизма: Эмпиристская: рост знания тождественен увеличению его эмпирического содержания. Рационалистическая: - разивтие знания это совокупность абстрактных принципов и теорий, где каждый последующий включает в себя предыдущий. | Научное знание это процесс выдвижения гипотез и выведения из них дедуктивных следствий. | Сменяющие друг друга фундаментальные теории не связаны логическими отношениями, используют разные понятия, методы и способы видения мира. Эти теории не являются рационально сравнимыми, и выбор между ними осуществляется лишь по мировоззренческим и социально-психологическим основаниям. |
| Слабые стороны | Наука - это не равномерный и постоянный процесс. Многие теории, которые считались долгое время доказательными «вдруг» опровергаются и перестают быть вечными истинами. Абсолютизация непрерывности в развитии знания. | Не рассматривает и не объясняет вопросы о генерировании самих гипотез, формирования теорий и истории развития научного знания в целом | Отсутствие каких-либо критериев в соответствие с которыми теории можно было бы сравнивать. Абсолютная автономия теорий. |






