Три аспекта бытия науки

Волгоград


ББК Ю. я7

Философия науки и техники в таблицах и схемах. Метод. указ./сост.: Е. Ю. Леонтьева, Н. Л. Виноградова, Н. В. Казанова; О. И. Шахалова. Волгоград.гос.техн.ун-т. – Волгоград, 2011. – 16 с.

Методические указания разработаны для магистрантов, аспирантов и соискателей всех специальностей и форм обучения для подготовки к семинарским занятиям и к экзамену по истории и философии науки. Рекомендации по своему содержанию соответствуют основным темам курсов «Методология науки и научного творчества», «Философские вопросы техники и технических наук» и «История и философия науки».

Рецензент: д-р филос. наук, профессор Н.В. Омельченко

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

© Волгоградский государственный

технический университет, 2011

Составители: Елена Юрьевна ЛЕОНТЬЕВА

Надежда Леонидовна ВИНОГРАДОВА

Наталия Витальевна КАЗАНОВА

Оксана Игоревна ШАХАЛОВА

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ

Методические указания

Темплан 2011 г., поз. №.

Подписано в печать 00.00.2011 г. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,93.

Тираж 100 экз. Заказ ____. Бесплатно

Волгоградский государственный технический университет

400131 Волгоград, просп. им. В.И. Ленина, 28.

РПК «Политехник»

Волгоградского государственного технического университета.

400131 Волгоград, ул. Советская, 35.


Три аспекта бытия науки

Наука как совокупность особого вида знаний Наука как процесс получения особого вида знания Наука как социальный институт
  Наука это хранение и передача особого вида знаний. Характеристики научного знания: - рациональность; - объективность; - доказательность; - системность; - целостность; - абстрактность, - рефлексивность; - изучает сущность явлений; - стремится к истине; - имеет собственный язык; - общезначимо. Вся совокупность современных знаний систематизирована и структурирована в соответствии с различными критериями. Наиболее распространенный – систематизация научных знаний в соответствии с объектом исследования.   Самая общая систематизация включает: естественно-научное, техническое и социально-гуманитарное знания.   Анализируется процесс научного познания. Сюда относится и инновационная научная деятельность, процесс получения научного знания начинается с: 1. Констатации опытных данных, фиксации Протокольных утверждений 2. Индуктивная и статистическая обработка протокола, формулировка научного факта. 3. Формулировка эмпирических законов, на основании анализа, синтеза, индукции, дедукции 4. «Включение» новых механизмов познания: - идеализация; - абсолютизация; - абстрагирование и работа с уже идеальными объектами для понимания сущности объектов реальных 5. Выдвижение предположений – гипотез Работа с гипотезами на их основании – 6. Формулировка теории –высшей формы существования научного знания.     Это закрепленная в организованных структурированных формах деятельность людей по получению, обработке, хранению и передаче другим субъектам научного знания. Эта структура имеет собственные правила, законы, нормы, традиции, обычаи. Включает собственную бюрократическую систему. Кроме того включает: – символы науки (степени, звания, мантии, герб); – материальные составляющие (лаборатории, кафедры, строения, институты); - социальные роли и статусы (доцент, доктор, профессор, академик).  
  Некоторые исследователи отмечают и четвертый аспект бытия науки: наука – область человеческой дея­тельности и элемент культуры  

ОЦЕНКА РОЛИ НАУКИ

Направление Сциентизм Антисциентизм
  Основная идея Концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.
  Черты   - приветствует достижения науки. - провозглашает знание как культурную наивысшую ценность. - отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. - видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. - намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации.     - испытывает предубежденность против научных инноваций. - не устает подчеркивать критическое отношение к науке. - подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества. - понятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание». - прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.
  Предста-вители     Представители позитивизма: О. Конт, Э. Мах, М. Шлик, Р. Карнапп, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн Ф. Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: