Волгоград
ББК Ю. я7
Философия науки и техники в таблицах и схемах. Метод. указ./сост.: Е. Ю. Леонтьева, Н. Л. Виноградова, Н. В. Казанова; О. И. Шахалова. Волгоград.гос.техн.ун-т. – Волгоград, 2011. – 16 с.
Методические указания разработаны для магистрантов, аспирантов и соискателей всех специальностей и форм обучения для подготовки к семинарским занятиям и к экзамену по истории и философии науки. Рекомендации по своему содержанию соответствуют основным темам курсов «Методология науки и научного творчества», «Философские вопросы техники и технических наук» и «История и философия науки».
Рецензент: д-р филос. наук, профессор Н.В. Омельченко
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Волгоградского государственного технического университета
© Волгоградский государственный
технический университет, 2011
Составители: Елена Юрьевна ЛЕОНТЬЕВА
Надежда Леонидовна ВИНОГРАДОВА
Наталия Витальевна КАЗАНОВА
Оксана Игоревна ШАХАЛОВА
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ
Методические указания
Темплан 2011 г., поз. №.
Подписано в печать 00.00.2011 г. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,93.
Тираж 100 экз. Заказ ____. Бесплатно
Волгоградский государственный технический университет
400131 Волгоград, просп. им. В.И. Ленина, 28.
РПК «Политехник»
Волгоградского государственного технического университета.
400131 Волгоград, ул. Советская, 35.
Три аспекта бытия науки
| Наука как совокупность особого вида знаний | Наука как процесс получения особого вида знания | Наука как социальный институт |
| Наука это хранение и передача особого вида знаний. Характеристики научного знания: - рациональность; - объективность; - доказательность; - системность; - целостность; - абстрактность, - рефлексивность; - изучает сущность явлений; - стремится к истине; - имеет собственный язык; - общезначимо. Вся совокупность современных знаний систематизирована и структурирована в соответствии с различными критериями. Наиболее распространенный – систематизация научных знаний в соответствии с объектом исследования. Самая общая систематизация включает: естественно-научное, техническое и социально-гуманитарное знания. | Анализируется процесс научного познания. Сюда относится и инновационная научная деятельность, процесс получения научного знания начинается с: 1. Констатации опытных данных, фиксации Протокольных утверждений 2. Индуктивная и статистическая обработка протокола, формулировка научного факта. 3. Формулировка эмпирических законов, на основании анализа, синтеза, индукции, дедукции 4. «Включение» новых механизмов познания: - идеализация; - абсолютизация; - абстрагирование и работа с уже идеальными объектами для понимания сущности объектов реальных 5. Выдвижение предположений – гипотез Работа с гипотезами на их основании – 6. Формулировка теории –высшей формы существования научного знания. | Это закрепленная в организованных структурированных формах деятельность людей по получению, обработке, хранению и передаче другим субъектам научного знания. Эта структура имеет собственные правила, законы, нормы, традиции, обычаи. Включает собственную бюрократическую систему. Кроме того включает: – символы науки (степени, звания, мантии, герб); – материальные составляющие (лаборатории, кафедры, строения, институты); - социальные роли и статусы (доцент, доктор, профессор, академик). |
| Некоторые исследователи отмечают и четвертый аспект бытия науки: наука – область человеческой деятельности и элемент культуры |
ОЦЕНКА РОЛИ НАУКИ
| Направление | Сциентизм | Антисциентизм |
| Основная идея | Концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. | Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. |
| Черты | - приветствует достижения науки. - провозглашает знание как культурную наивысшую ценность. - отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. - видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. - намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. | - испытывает предубежденность против научных инноваций. - не устает подчеркивать критическое отношение к науке. - подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества. - понятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание». - прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников. |
| Предста-вители | Представители позитивизма: О. Конт, Э. Мах, М. Шлик, Р. Карнапп, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн | Ф. Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др. |