Официальная идеология и общественная мысль в России в I половине XIX века

В I-ой половине ХIХ в. в России обострилась общественно-политическая борьба, суть которой составляла дальнейшая судьба страны. Консерваторы выступали за сохранение и упрочнение существовавших порядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаивали на коренной ломке политической системы (революционный путь). Все они были убеждены, что заботятся о благе и процветании страны.

Представители радикального направления оказались более активными. С 1811 г. по 1825 г. в России существовало более 30 тайных революционных организаций дворян. В 1816 г. возникло тайное общество будущих декабристов - "Союз спасения", а в 1818 г. - "Союз благоденствия". В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество, создателем и руководителем которого стал П. И. Пестель. В 1822 г. в Петербурге было создано Северное общество, лидерами его стали Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин. Основными конституционными проектами стали "Конституция" Н. М. Муравьева и "Русская правда" П. И. Пестеля. Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию, в которой законодательная власть принадлежала парламенту - "Народному вече". Избирательное право граждан ограничивалось высоким имущественным цензом. П. И. Пестель высказался за учреждение парламентской формы правления. Он провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В решении аграрного вопроса П. И. Пестель и Н. М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Н. М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П. П. Пестель настаивал на сохранении неделимой России.

Дворянские революционеры не только выступили с программой преобразования России, но и пытались ее осуществить, подняв восстание. 14 декабря 1825 г. Члены Северного общества вывели на Сенатскую площадь 3 тыс. солдат и матросов. Они хотели принудить Сенат принять их программный документ - "Манифест к русскому народу" и вместо присяги императору Николаю провозгласить переход к конституционному правлению. Восстание в Петербурге было разгромлено. Закончилось поражением и восстание черниговского полка (29 декабря 1825 г.), которое подняли руководители Южного общества.

Николай I сурово покарал восставших. Пять декабристов - П. И. Пестель, Ю. Ф. Рылеев, С. Я. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский - были повешены. Около 280 декабристов сослали на каторгу в Сибирь. Основные причины поражения декабристов: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания.

Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Декабристы понимали, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, так как усугубляет отставание России от развитых стран Европы. Пройдя Отечественную войну 1812 г., декабристы поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Они впервые попытались практически изменить судьбу России.

Поражение декабристов активизировало деятельность консерваторов, пропагандирующих теорию официальной народности. Создателем этой теории был министр просвещения граф С. С. Уваров. Теория официальной народности была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие признавалось единственно возможной формой правления в России, а крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Либерально настроенные общественные деятели критиковали теорию официальной народности. Среди либералов сложилось два идейных течения - славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин и др.). Их объединяло критическое отношение к настоящему. Не принимая крепостные порядки, люди сороковых годов подвергали сомнению и другие стороны николаевской системы, её внутреннюю и внешнюю политику. Они отстаивали свободу совести, слова, печати, общественного мнения, отрицали революционные преобразования. Славянофильство и западничество, возникшие в условиях кризиса крепостной России, отразили попытки либералов создать целостные концепции преобразования страны.

Исторический смысл споров западников и славянофилов раскрыл их современник П.Анненков: «Между партиями таилась, однако же, одна связь, одна примиряющая мысль, более чем достаточная для того, чтоб открыть им глаза на общность цели, к которой они стремились с разных сторон… Связь заключалась в одинаковом сочувствии к порабощённому классу русских людей и в одинаковом стремлении к упразднению строя жизни, допускающего это порабощение или даже именно на нём и основанного».

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России, считая капиталистический строй порочным, они призывали к возвращению в допетровскую Русь. Они стремились к органическому пониманию истории и дорожили народными традициями. Община и земщина – идеал русской жизни.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они критиковали крепостное право и выступали за просвещение народа, видя в этом единственно верный путь к успеху модернизации строя России. Западничество, по мнению Н.Бердяева – явление более восточное, чем западное. Для западных людей запад был действительностью, нередко постылой и ненавистной, для русских людей запад был идеалом, мечтой.

Западничество по своей внутренней структуре – достаточно сложное социально-политическое явление. В нём можно выделить по крайней мере три направления:

1) Собственно либеральное (Грановский)

2) Либерально-демократическое, перераставшее в радикально-демократическое (Белинский, Герцен, Огарёв)

3) «правое» (Боткин, Корш).

В 40-е г. наметился новый подъем в радикальном направлении. Он был связан с деятельностью В. Т. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др. Создаются новые кружки. По имени руководителя они были названы петрашевцы. Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостное право, призывали к уничтожению существующих порядков революционным путем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: