Тема 1. Теоретико-методологические проблемы истории социальной
Краткие теоретические и учебно-методические материалы для семинарских занятий
Раздел 1. «История социальной работы в России»
Социальная работа– это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Категории людей, нуждающихся в помощи: ребенок, пожилой человек, больной, инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т. п. Спектр оказания помощи: человек — человеку; община — человеку; взрослый — ребенку, сироте; здоровый — больному; служба социальной помощи — безработному, пенсионеру, многодетной семье и т. д.
Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Цель социальной работы сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.
|
|
Цель социальной работы состоит в том, чтобы путем деятельного соучастия социального работника, в процессе человеческого общения, посредством взаимоотношений между конкретными людьми содействовать установлению гармонии между составляющими сущность человека ипостасями - биологической, социальной, психической и духовной. В данном случае под гармонией можно понимать биологическую и психическую и стабильность (равновесие), позволяющую индивиду духовно возвышаться и реализовывать свои способности через систему социальных отношений.
Социальная работа как практическая деятельность, в главном, направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. В этой связи общая цель включает в себя следующие составляющие:
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
- адаптация или реадаптация людей в обществе;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”.
Социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, но и несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Социальная работа выполняет роль общественного амортизатора.
|
|
В связи с этим цель курса: анализ процесса развития и становления социальной работы как общественного института, изучение исторического опыта социальной работы, проводившейся государственными органами, церковными учреждениями, благотворительными ассоциациями, частными лицами, самоуправляющимися объединениями в лице земских институтов, городских обществ, крестьянских общин и др.
Будущему специалисту службы социальной помощи важно знать историю генезиса профессии социального работника и виды духовной и материальной помощи. Необходимо также усвоить технологический процесс теоретической и практической подготовки специалистов социальной сферы деятельности: педагогов, психологов, организаторов и воспитателей.
Отсюда вытекают и основные задачи курса «История социальной работы:
- показать общие закономерности и специфику развития социальной работы в России и за рубежом (в т.ч. эволюцию взглядов и концептуальных подходов);
- обосновать основные периоды ее развития;
- изучить изменение форм, методов и принципов социальной работы (в т.ч. для использование данного опыта в дальнейшей работе);
- расширить представление о роли, месте и значении социальной помощи в сохранении социальной стабильности и развитии общества;
- способствовать развитию гордости за будущую профессию и уверенности в правильности ее выбора.
Социальная работа не является неким элементом, привнесенным в социальную ткань общества извне. В виде помощи и взаимопомощи она существовала в человеческом сообществе испокон веков, имея под собой прочную основу универсальных духовных ценностей. И в России, где всегда были сильны гуманистические христианские традиции, социальная работа развивалась долгое время на личностном и общественном уровнях в виде благотворительности, соучастия, призрения. В профессиональном варианте социальная работа появилась на Западе в начале XX в., на государственный уровень она вышла в начале 30-х годов. С тех пор социальная работа во многом прогматизировалась, подчас отойдя от своих духовных истоков.
Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом ментальности конкретной территории (Россия, западные страны).
В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом:
I. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств).
II. Филантропический период (приблизительно до IV-V вв н.э.).
III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).
IV. Период государственной благотворительности (до рубежа XIX – XX вв.).
V. Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).
В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом (по К.В. Кузьмину, Б.А. Сутырину):
I. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IХ-Хвв.).
II. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (X – нач. XVI вв.).
III. Период церковно-государственной благотворительности (XVI – XVIIвв.).
IV. Период государственной благотворительности (XVIII-нач. XX вв.).
|
|
V. Период социального планирования (1917— 1991 гг.).
VI. Период социальной работы (с 1990-х гг.).
Несколько иначе периодизация социальной работы в России выглядит у М.В. Фирсова:
I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в.
II. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.
III. Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.
IV. Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.
V. Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала XX в.
VI. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.
VII. Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время
Особенностью развития социальной работы в России в отличие от зарубежного опыта является то, что первоначальные формы социальной работы в России появляются гораздо позже, чем на Западе. Это связано, в первую очередь, с тем, что западная цивилизация гораздо древнее, чем Россия и, следовательно, в разные периоды времени Россия и Запад находились на разных стадиях общественного развития, что повлекло некоторое отставание на раннем этапе зарождения социальной работы. Однако принятие христианства даёт мощный толчок в развитии социальной работы в России, которая как бы перешагивая филантропический период, характерный периодизации социальной работы на Западе, одновременно с Западом сразу вступает в период общественной благотворительности. Затем сдерживающим фактором в развитии Российского государства и социальной работы в нём явилось монгольское нашествие (более чем на двести лет). В XVI-XVII вв. в России снова наблюдается специфика развития социальной работы. Она проявляется в возникновении особого церковно-государственного типа призрения и переходе лишь со 2 пол. XVII в. к государственной благотворительности на фоне того, как Запад уже с XVI-XVII вв. вступил в период государственной благотворительности. Также в странах Западной Европы фактически ликвидируется открытая система призрения, в России же длительное время сосуществуют обе системы: закрытая и открытая (легализуется институт нищенства). В XVIII в. различия в развитии нивелируются благодаря реформам Петра I. С нач. XX в. наблюдается специфика России, в которой вновь наблюдается промежуточный период – период социального планирования, охарактеризованный введением единой государственной системы социального обеспечения и лишь с 90-х гг. переход к периоду социальной работы, в то время как на Западе он наступил на рубеже XIX – XX вв. Это было связано с образованием СССР и свойственной данному этапу развития российского общества коммунистической идеологии, которая в основе деятельности социальной работы ставила государство как единственного субъекта помощи.
|
|
Основные этапы изучения истории социальной работы в России:
1 этап – нач. XIX в. – начало специального и целенаправленного изучения социальной работы в России. Процесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило в двух культурно-исторических парадигмах: общественном призрении и христианской благотворительности (позднее, в конце XIX в., осмысленным как благотворительность). Разнополярность подходов к интерпретации процесса помощи и взаимопомощи. Выделяются два светских подхода к изучению истории российского опыта социальной помощи в России. Один из них дан в работе А. Стога «О общественном призрении» (СПб., 1818). Подчеркивая важность государственного подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории — X-XI вв. Параллельно с данным подходом развивается и другой – с точки зрения христианской благотворительности. В связи с тем, что практика христианского милосердия имеет более раннюю общественную традицию, чем государственная, историография христианской благотворительности развивается в этот период по нескольким направлениям: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности.
2 этап – рубеж XIX-XX вв. – складываются определенные области исторического познания общественной и частной помощи — история отдельных этапов социальной помощи в России, история направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т. д.), история благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контексте российской практики, исторические подходы к явлениям социальной патологии. Исследователи связывают развитие практики социальной помощи не с объективными противоречиями общественной жизни и необходимостью их разрешения, а с личностными мотивами тех или иных исторических деятелей.
В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX – начала XX в., посвященные церковно-приходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. Исследование церковно-приходского призрения содержат крупные труды В. Бензина, А. Папкова, С. Рункевича, С. Юшкова. Характерно, что ими изучается как само направление в контексте истории России, так и история приходского призрения отдельных местностей и городов. В церковно-приходском призрении ученые видят первооснову современных форм общественной благотворительности, отмечают преемственность идеологии помощи, ее влияние на становление гуманистических общественных отношений.
В 80-90-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них находят отражение традиционные народные формы помощи и поддержки, история общественной помощи, оказываемой земствами и их различными учреждениями.
Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. В 70-х гг. начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства учреждений Императрицы Марии (основаны царской семьей). Появилась целая серия работ историков, раскрывающих сущность данных организаций. В поле зрения исследователей находятся также общества Красного Креста, иные благотворительные организации, которые осуществляли свою деятельность по разным направлениям в городах России на протяжении нескольких десятилетий.
3 этап – нач. XX в. – 80-е гг. XX в. – появляются фундаментальные работы, посвященные вопросам частной и общественной благотворительности, а также возникает новый научный жанр — исторический очерк. Издано большое количество работ, рассказывающих о филантропической деятельности представителей различных сословий в XVII-XIX вв. Оформляется предмет исторического познания, в котором находят отражение конкретные социальные явления: история обществ, благотворительных заведений, деятельность отдельных людей. Можно наблюдать историческую реконструкцию прошлого через осмысление тех или иных направлений деятельности общественного призрения и одновременно осмысление социальных процессов через исторический опыт зарубежных стран и намечается еще одна историческая сфера познания социальной помощи.
Особое направление в изучении социальной помощи рассматриваемого периода – исследование определенных социальных групп, которые отражали происходящие в стране различные социально-исторические процессы, исторические трансформации (миграция, урбанизация, разрушение геополитического пространства и т. п.). История нравов, поведения, ценностных ориентации мотивов девиантных групп становится особым социальным полем и предметом научной рефлексии в контексте проблем социальной помощи.
Дальнейшее изучение исторического опыта социальной помощи и защиты происходит уже в первые годы советской власти в основном с марксистских позиций. Историческое прошлое интерпретируется в контексте идей классовой борьбы. В то же время формируются новые традиции в освещении не исторического прошлого, а исторического настоящего, когда «история повседневности» является основным модусом осмысления существующей практики социальной помощи. Исторический опыт общественной помощи и поддержки на данном этапе не выделяется в историческом познании, однако отдельные вопросы в контексте самостоятельных проблем истории России находят свое отражение в работах М. Тихомирова, Б. Рыбакова, Б. Грекова, Л. Черепнина, В. Пашуто, Я. Щапова, С. Шмидта, А. Рогова, Н. Синицыной и других историков.
4 этап – с кон. 80-х – нач. 90-х гг. XX в по настоящее время – появление системных исследований российского опыта помощи и поддержки. Первые шаги в осмыслении исторического прошлого социальной помощи были сделаны в работах, посвященных феномену российского меценатства и благотворительности, П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, П. Неще-ретнего и др. В конце XX в. в российской историографии создана периодизация истории социальной работы в связи с появлением новой профессии – социального работника. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы – целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития.
Терминология курса:
В русском языке в отношении социальной помощи возник специальный термин – призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание.
Следует различать объект и субъект социальной помощи. Объектом помощи выступает ее получатель, нуждающийся в поддержке, под субъектом же понимается источник помощи. В зависимости от характера субъекта социальной помощи выделяется ряд основных типов призрения: частный (индивидуальный); групповой; общественный (в том числе общинный и церковный); государственный.
Исторически сложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая». Открытая система призрения – это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное участие и желание (например, подаяние). Закрытая система призрения – это специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные дома, работные дома и т. п.).
К основным видам социальной помощи относятся:
1. Постоянное попечение (по отношению к полностью нетрудоспособным или неизлечимо больным людям).
2. Срочное попечение (преимущественно по отношению к детям-сиротам, которые, не будучи неизлечимо больными либо калеками, впоследствии обретут трудоспособность).
3. Временное попечение (по отношению к тем категориям нуждающихся, которые в силу стечения обстоятельств оказались у «края жизни», на ее «обочине»: беженцы, вынужденные переселенцы, безработные и др.).
4. Трудовая помощь (содействие в получении профессии, повышении квалификации, трудоустройстве и т. п.).
5. Социально-психологическая реабилитация и адаптация (помощь в преодолении жизненных проблем и трудностей, стрессов и депрессивных состояний и т. п.).
6. Социокультурная анимация (организация досуга).
Общие принципы благотворительности,на которых и основывается современная система социальной помощи за рубежом и в России:
а) обязанность организации призрения для государственного и местного управления;
б) разделение призреваемых по разрядам;
в) учет индивидуальных особенностей;
г) приоритет трудовой помощи;
д) учет местных условий.
Тема 2. Архаический период благотворительности. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи славян (до Х в.)
Важнейшей особенностью архаического периода в истории социальной работы является отсутствие каких-либо письменных источников (до конца III – начала II тыс. до н. э.), что не позволяет правдоподобно судить о реальном состоянии взаимной помощи и благотворительности в период архаики.
Тем не менее, известно, что человеческая цивилизация развивалась крайне неравномерно: так, когда в V в. произошло крушение Западной Римской империи, пережившей этапы становления, расцвета и упадка, у племен, живших в районах Восточной Европы, еще только шел процесс разложения родового строя и формирования раннеклассовых отношений, а затем и государства.
Эта неравномерность в развитии вызывала интерес у античных историков и путешественников к жизни «отсталых» народов, каковыми были восточные славяне в V —VIII вв. По их запискам можно выделить целый ряд черт, присущих славянам в древнейший период. Например, на чужеземцев выгодное впечатление производила «простота нравов» восточных славян, что находило свое проявление в их «природном» гостеприимстве, в их «ласковости» к чужеземцам. Византийский император Маврикий в своем трактате «Стратегикон» (конец VI — начало VII вв.) замечал, что «к прибывающим к ним чужеземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения... охраняют путешествующих в случае надобности». О том же писал и С.М. Соловьёв в «Истории России с древнейших времен, и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского с древнейших времен».
Исследователи выделяют причины гостеприимства славян: влияние основных видов деятельности славян (хлебопашество, скотоводство, ремесленничество); родовое общественное устройство (С.М. Соловьёв); среда обитания (географические и природно-климатические условия) (В.О. Ключевский «Курс русской истории»); просветительская деятельность, формирование славянской духовности (О. Платонов), общей культуры; принятие христианства с его нравственными принципами и моралью в X в.
Выделяют и другой ряд причин славянского гостеприимства: сострадание к путешественнику как к герою, преодолевающему трудности пути; страх оскорбить путешественника – «любимца богов»; странник, входивший в дом, отдавался под покровительство домашнего божества, обитающего в каждом жилище, таким образом, оскорбить странника значило оскорбить божество (собственного покровителя); странник, хорошо принятый и угощенный, повсюду разносил добрую славу о гостеприимном хозяине и в целом о славянском роде.
Точки зрения на «простоту» славян весьма противоречивы. Дж. Фейблман отмечал, что «внешняя простота вводит в заблуждение, и исследование почти всегда показывает – то, что кажется простым, на самом деле очень сложно....Примитивные общества не обладали составляющими цивилизации, но у них была более совершенная социальная организация. Это означает, что то, что оно включает в себя, высоко организовано». С.М. Соловьёв писал в связи с этим: «Доброта не исключала, впрочем, свирепости и жестокости в известных случаях... так часто бывает у людей и целых народов, добрых по природе, но предоставленных влечениям одной только природы». Таким образом, наблюдается некое противоречие: практически все античные авторы отмечали, что «злые и лукавые» крайне редко встречаются у славян, но одновременно называли славян «жестокими и вероломными». Причины вероломства и жестокости С.М. Соловьев усматривал в «разрозненности, особенности быта по родам, отсутствии сознания об общем интересе вне родового».
Источники, отражающие языческую жизнь славянских племен, были уничтожены в период христианизации Руси, поэтому возможна лишь реконструкция основных элементов поддержки и защиты. Богатым материалом, позволяющим прояснить праисторические формы помощи и взаимопомощи в древнейшей общности, являются славянская мифология, сохранившиеся аграрные культы. Они помогают воспроизвести ранние формы системы редистрибуции и реципрокации в общине.
Интересен подход А. Ф. Лосева, который рассматривал исторический процесс не только как взаимообусловленную систему фактов, но и как историю сознания. Важным моментом в реконструкции процесса помощи и взаимопомощи является сравнительно-историческое сопоставление как этапов развития социальной общности народов других культур, так и индоевропейских мифологических систем, культурно-исторические корни которых питают славянскую этническую общность. Праиндоевропейская история славян позволяет сделать предположения, что зарождение древнейших форм защиты и поддержки происходило в той же исторической последовательности и по той же логике, что и у других народов праиндоевропейской группы, что процессы сапиентации и формирования родового общества имеют общие социогенетические условия, тенденции и формы общественной практики.
Археологические и антропологические реконструкции древнейших человеческих общностей на стадии социальной организации гоминид дают основания для вывода о том, что в процессе сапиентации происходит формирование реципрокного альтруизма. В ходе антропосоциогенеза в родовых общинах закрепляются общественные стереотипы поведения, среди которых важнейшими являются реципрокация и редистрибуция (виды перераспределения натурального продукта в общине). Именно эти процессы лежали в основе ранних форм социальных отношений, где их главное предназначение связано с функциями защиты индивида в системе рода и общины. Родовые отношения до возникновения классового общества являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида.
Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество. Восточные славяне — язычники — поклонялись различным явлениям природы, культу предков. Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не ощущал себя в обособленности и единичности, он был не частью, а неким единством, заключавшим в себе космическое пространство, и одновременно являясь его продолжением. Философия холизма, целостности закрепляла помимо принципов существования и архетипические страхи, выступавшие «регуляторами» нормированного поведения. Одним из таких страхов, дошедших до нашего времени, был и остается страх одиночества — ощущение человеком своей единичности, оторванности от сообщества. На пересечении этих координат — холизма и одиночества — выстраиваются определенные мифологемы бытия, которые требовали создания механизмов охраны и защиты целостности.
На Руси социогенетический механизм языческой родовой общности постоянно воспроизводился через аграрные культы, семейно-родовые обряды, что не могло не войти в противоречие с христианскими нормами, которые впоследствии стали знамением общественно-экономической жизни. Свидетельством тому явились грамоты православной церкви XVI в. к архиепископам в Византию. Эта устойчивость языческого архаического сознания отразилась на формах общественной помощи и взаимопомощи и в сохранении к ним древнейших нормативных требований. По мнению Н. Никольского, в крестьянской среде эти языческие праисторические формы сохранялись вплоть до начала XX в. Этот тезис подтверждают работы Г. Носовой, В. Проппа, С. Токарева, В. Чичерова и других исследователей.
Античными писателями некогда выделялось «доброе и мягкое» отношение восточных славян к пленным. Причинами отсутствия постоянного рабства у восточных славян были, с одной стороны, неразвитость хозяйственных отношений, с другой – то, что воинственность не была господствующей чертою славянского народного характера и в этих условиях рабы не могли иметь большой ценности и зачастую оказывались обузой. Тогда же, скорее всего, зарождаются и стихийные представления о милосердии, помощи убогим, старцам, калекам. Такая стихийная благотворительность не могла быть отражена в письменных источниках, но наложила глубокий отпечаток на сознание и быт русского народа в дальнейшем, на сохранявшиеся в течение длительного времени (вплоть до начала XX в.) у русских крестьян общинные формы помощи и взаимопомощи.
Важной формой и историческим свидетельством древнеславянских систем коллективной защиты явились длительное время сохраняемые полукрепостнические общественные отношения, пережитки в семейно-бытовой сфере, общинная система землепользования. Древние славяне жили родовыми общинами. Родовая общинная организация стала первой формой социальной взаимопомощи. Род выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты. При характеристике архаического периодаблаготворительности (то есть до создания первых государственных образований), соответствующего времени первобытнообщинного строя, обычно (например, М.В. Фирсов) выделяют три основные формы (или парадигмы) помощи:
1) взаимопомощь между племенами (помощь пленным сиротам и вдовам, дарообмен);
2) филантропическая помощь со стороны вождей и старейшин рода нижестоящим соплеменникам;
3) межличностная помощь.
Среди форм защиты принято разграничивать индивидуальные формы (в отношении отдельного человека) и коллективные, когда поддержка оказывается семье, соседской общине, целому роду. Исследователями (В.П. Мельников, Е.И. Холостова) выделяются три основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:
1. культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;
2. общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения;
3. хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.
В качестве примера культовых форм поддержки можно отметить: поклонение древних славян кругу (колесу), как оберегу от злых духов, который был также символом определенной целостности, стабильности и основательности; наделение различных предметов, природных объектов (озёр, рек, рощ, лесов, небесных светил) сакральными свойствами (М. Боровский); культ героя; родовые обряды почитания предков с целью заручиться их поддержкой; поклонение духам, божествам природы и богам кумирам (Д. Шеппинг) и пр. Эти виды помощи до XIX в. сохранялись в виде народных праздников.
Среди общинно-родрвых форм помощи и поддержки особое место отводилось круговой поруке – «верви». Вервь был не только формой гражданского права, но и системой взаимоподдержки общинников друг друга. Тем самым уже в этот период времени закладывалась традиция заботы о слабых, менее защищенных. Община («Mip») поддерживала своих сородичей, обеспечивая всех пропитанием, одеждой, жильем. Обычай кровной мести остерегал представителей чужих родов от физического насилия по отношению к членам своего рода. В этнографических материалах встречаются примеры семейных обычаев поддержки людей пожилого возраста — «старцев». Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, либо если пожилые люди окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной (старика определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней, затем он «менял» своих кормильцев). Призревание старцев стало своеобразной общественной повинностью.
Из преданий также известно об опеке над сиротами («приймаки», «мирские дети», «годованцы») и вдовами. Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников.
Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами».
Зарождаются и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами (хождение за «навальным»), это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община представляла им также землю, на них распространялись такие формы мирского призрения, как и на стариков.
К формам общинной помощи открытой системы призрения, базирующиеся на стихийном (и естественном для человека) проявлении «любви к ближнему», существовавшим в архаический период истории социальной работы относятся также общинная милостыня, «справа», подаяние натуральными продуктами.
В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка. Такова была помочь – обычай взаимопомощи односельчан-общинников, заключавшийся в приглашении соседей на спешную работу, причем работающих обильно угощали по окончании работ. Помочь – это форма групповой поддержки. Обычно она устраивалась для сельскохозяйственных работ (уборка хлеба, молотьба, покос и пр.), а также для строительства жилища и т. п. Исследователи выделяют внесезонные (оказывались людям в экстремальных ситуациях: при пожаре, наводнении, падеже скота и т.д.) и сезонные помочи (при уборке урожая). Помочь носила праздничный характер (трудовой праздник). Объектами помощи были вдовы, а также те, кого постигло несчастье или кто занемог в страдный период. Помочь считалась неписаным законом и долгом общины. Также существовал своеобразный институт дарения, связанный с появлением излишков продуктов.
Особой формой поддержки были «наряды миром», которые проводились в семье, когда взрослые ее члены были больны. Соседи приходили помогать в ведении хозяйства и дома. Обязательными «помочи» были при постройке дома, уборе урожая. При коллективных помочах происходило разделение труда.
Одной из активных форм помощи были толоки (толока, талака). Они включали в себя не только совместную обработку земли, но и различные виды перевозок сена, урожая зерна. Своеобразной была и форма складчины, когда несколько семей объединялись не только для совместного кормления, но и чтобы совместно заготавливать корма для скота. Совместно использовался и рабочий скот, когда обработка земли осуществлялась «наёмными волами». Этот вид помощи назывался «супряга» и предполагал взаимообмен услугами.