double arrow

Какую традицию в понимании психики продолжал Лукреций?

Как понимали сущность человека Марк Аврелий и Плотин?

Как осмыслил античную традицию Августин?


ЛЕКЦИЯ 5.

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Общая характеристика средневековой психологии. Учения Ибн-Сины, Ибн-аль-Хайсама, Ибн-Рошда. Учение о душе в схоластической философии. Формирование томизма. Уильям Оккам и Майстер Экхарт.

История Средних веков охватывает период времени - с 5-го по 17-ый века. Это эпоха возникновения, развития и упадка феодализма. Специфика личности индивида связана с его положением в феодальном обществе. Личность не является в это время носителем индиви­дуальных качеств: индивидуальное невыразимо. Человек становится лично­стью лишь в той мере, в какой играет сословно предписанную ему роль. Явля­ясь членом определенной общности, он воплощает типическое для нее: ры­царь - мужество, верность, сила; ремесленник - добросовестность и пр. одна­ко у отдельных мыслителей наблюдается интерес к самопознанию и самосоз­нанию. Примером может служить ирландский схоласт Иоанн Скот Эриугена (9-ый век), выделявший в качестве средства самосознания внутреннее чувство. В 12-ом веке Пьер Абеляр пишет сочинение в жанре исповеди «История моих бедствий», построенное на материале глубокого самоанализа. Средневековье вошло в историю как время безоговорочного подчинения авторитету церкви. Специфический фактор религии и ее особая роль являются общим фактором истории Средних веков всех стран Старого Света. 11-13-ый века характеризуются развитием городов и зарождением буржуазии, в которых возникают универси­теты, являвшиеся в то время опорой схоластов и духовенства. Образование вылилось в схоластические диспуты, а знание приобрело дедуктивно-силлогистический характер. Вместо природы занимались изучением и ком­ментированием Священного Писания и некоторых произведений Античности («Органона» Аристотеля). Однако в этих диспутах складывался логический аппарат спора, оттачивалось его мастерство.

Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер; развитие положительных знаний и психике замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека постепенно возвышается до царства благодати. Однако накапливается неко­торый материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной деятельности.

АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА

Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему "языческому". Переориентация философского мышления на сближение с позитивным знанием о природе совершалась в этот период в недрах другой культуры – арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII-ХП века.

Сочинения Платона и Аристотеля, других античных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе – от Средней Азии до Пиренейского полуострова и Африки. Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощный культурно-научный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Среди них следует выделить прежде всего среднеазиатского ученого Ибн-Сину (ХI век) (в латинской транскрипции Авиценну).

С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины. В ней важное место отводилось роли аффектов в регуляции и развитии по ведения организма. Созданный Ибн-Синой "Канон медицинской науки" обеспечил ему "самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков". Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.

Физиологическая психология Ибн-Сины включала, таким образом, предположения о возможности управлять процессами. Идея взаимосвязи психического и физиологического (не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность – при аффектах, психических трав мах, деятельности воображения – глубоко влиять на них) разрабатывалась Ибн-Синой на основе его обширного медицинского опыта.

Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища; при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Все это дает основание видеть в исследованиях Ибн-Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Особый интерес арабские натуралисты и математики, Ибн-Сина в том числе, проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия Ибн-аль-Хайсама (ХI век) (в латинской транскрипции Альгазена). В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.

Ибн-аль-Хайсам изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Подметив, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.

Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала теории зрения, доставшиеся в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оптики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы.

Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача Ибн-Рошда (ХII век) (в латинской транскрипции Аверроэса). Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. Ибн-Рошд отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение Аристотеля, подчеркнув разделение души и разума.

Под душой разумелись функции, которые неотделимы от организма (прежде всего – чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристотеля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как солнце посылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивидуальной души "следы", оставленные божественным разумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертного индивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человеческому роду.

Признание высшего интеллектуального равенства людей (при всем многообразии их индивидуальных различий) и богоподобия человека было несовместимо с идеологией тогдашнего общества, основанной на строгой социальной иерархии его членов. Апология божественного разума оборачивалась у Ибн-Рошда (получившего на Западе почетное имя Комментатора) защитой земного достоинства человека.

Арабоязычная культура вернула европейцам греческую философию и развила ее дальше. В тру­дах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспи­тания, отвергается бессмертие индивидуальной души. Они способствовали восстановлению психобиологии и утверждению господства аристотелевской психологии.

Учение о душе в схоластической философии. Номинализм был важным направлением схоластической философии. Ут­верждалось, что общие понятия - это создаваемые нашим мышлением назва­ния («номина»), а реально существуют только определенные вещи, никакой идеи человека отдельно от всех человеческих личностей нет (И.Росцелин, 11 в.). В борьбе в номинализмом развивался реализм, согласно которому общие понятия существуют самостоятельно как отдельные предметы (Иоанн Скот Эриугена). П.Абеляр противопоставил этим двум направлениям учение кон­цептуализма (12 в.), в соответствии с которым хотя идеи отдельно от вещей не существует, их нельзя признать только словами. Идеи - продукты («концептио») ума и выражают существенное свойство мысли, но им соответствует нечто в самих вещах. В 14-ом веке в споре о природе универсалий победу одержал номинализм (В.Оккам), в форме логического спора об универсалиях ставились коренные вопросы философии и психологии познания: что чему предшествует - объективные, чувственно воспринимаемые вещи общим иде­ям или наоборот; идет ли человеческое познание от ощущений, отражающих вещи, к понятиям или от понятий - к вещам.

Особенно выделялся вопрос: вера или знание? В спор вступила церковь в лице Фомы Аквинского и Альберта Великого.

Фома Аквинский (1226-1274) - самый видный схоласт, система которого стала ведущим направлением католицизма. Он решал задачу поддержания религиозного мировоззрения в условиях зарождающейся тяги к объяснению природы и ее опытному изуче­нию. Создал грандиозную философскую систему, синтезировавшую все, что выработало средневековое мышление. В психологии папа поручил Фоме борьбу против восстановления учения Аристотеля. Авинский учил: душа одна, она обладает бытием, отдельным от тела, нематериальным и индивидуаль­ным. Душа является источником движения тела; у души как таковой есть спо­собности: разум (нус) воля, растительные (вегетативные) и животные функ­ции. Тело необходимо растительной и животным функциям души для дея­тельности в земной жизни. Человеческая душа - низшая из чистых форм (су­ществуют в бестелесном мире) и высшая из форм, существующих лишь в материи. Она как узловой пункт мироздания, а человек обладает почетным при­званием соединить в себе оба эти круга бытия. Душа замкнута в себе, и раз­рушение тела ее не касается; она бессмертна, но природа ее не вполне боже­ственна, о чем и свидетельствует процесс познания. В учении о познании раз­личаются человеческое («естественное») познание - естественный разум и «сверхестественное» - основа для религиозной веры, откровение. Естествен­ное познание - познание истины посредством чувств и интеллекта, существу­ет на 2 уровнях.

Первый образует область чувственного познания и функционирует посредством внешних и внутренних познавательных органов. Внешние органы познания - органы чувств. Восприятие начинается воздей­ствием какой-либо вещи, однако это не материальный процесс, т.к. образы, воспринимаемые чувствами, - бестелесные впечатления души, лишены мате­рии. Ощущение - акт телесного органа (глаза, уха и пр.). Оно дает знание о единичном. Чувственный образ - это подобие единичного предмета, он не ох­ватывает сущности, в этом и проявляется ограниченность восприятия. Позна­ние через внешние чувства - источник всего нашего познания.т.к. умственное познание генетически связано со всем материалом чувственных впечатлений. Внутренние познавательные органы - общее чувство (группируются впечат­ления от внешних чувств), пассивная память (склад, где сохраняются все вос­приятия, созданные общим чувством), активная память, орган суждения (воз­действует на чувственные органы познания, добывая из представлений неиз­менное содержание - сущность отдельных конкретных вещей.

Второй уровень - ум­ственный, интеллектуального познания. Интеллект не является актом телес­ного органа, через него мы познаем сущности через интеллектуальное созер­цание как абстрагированные от материи. Интеллект может воспринимать вещь обобщенно, в ее родовом естестве. Он состоит из ряда ступеней, на ка­ждой из которых происходит все большее отвлечение от материального объ­екта, пространственно-временной области бытия. Процесс абстракции - пере­ход от образов к понятиям. Человеческий разум может прийти к познанию Бо­га, т.к. оно продолжается до обнаружения области имматериальных субстан­ций (сущностей, которые существуют без всякой материи и отражают ее в ви­де понятий бытия, единого, потенции, акта). Бог - это высшая конечная цель познания и познается через божественное откровение. Божественное откро­вение - основа религиозной веры и утверждение превосходства церковных авторитетов над разумом, в результате разум находится на службе у веры.

Фома Аквинский отрицал врожденные знания, но признавал врожденные общие схемы, которые называл принципами познания, вложенными самим бо­гом. Интенциональность - один из механизмов познания у Аквинского. В че­ловеческой душе есть какая-то внутренняя сила, интенция, которая придает определенную направленность акту восприятия и познанию в целом. Интен­циональность как активность и предметность познания есть внутреннее свой­ство человека, прирожденное ему. Обладание разумом и возникающей на его основе свободной волей делает человека ответственным за свои поступки, т.к. он может выбирать между добром и злом. Цель выбирает интеллект, не следует хотеть того, что не было бы прежде познано. Однако конечным источ­ником человеческих решений является бог, который вызывает в человеке стремление поступать так, а не иначе. Более поздние мыслители-схоласты (Д.Скот и В.Оккам) ставили волю выше разума.

Понятие об интроспекции, зародившееся у Плотина, превратилось в важнейший источник религиозного самоуглубления у Августина и вновь выступило как опора модернизированной теологической психологии у Фомы Аквинского. Работу души последний представил в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа "возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

В Англии против томистской концепции души вы ступил номинализм (от лат, "немей" – имя). Он возник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий. Суть спора состояла в том, существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, или представляют собой только имена, реально же познаются лишь конкретные явления.

Энергичным проповедником номинализма был профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Отвергая томизм и отстаивая учение о "двойственной истине" (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков.

Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие мыслители последующих веков. Так, в психологии утвердилось правило (известное под названием "бритвы Оккама"), согласно которому "не следует умножать сущности без надобности". Иначе говоря, нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом: "Бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего". Эта "бритва" стала основой своего рода "закона экономии" в психологии, проиллюстрировать который можно таким, примером: изучая поведение животных, не надо наделять их умом человека, если есть более простой способ объяснения.

Значение мистических учений: схоластика переходит в мистику в трудах Майстера Экхарта (13 в.) - отвергается рационалистическое обоснование бо-гопознания, вводится представление о религиозно-мистических переживани­ях, о путях восхождения духа к безвидной и безОбразной бездне безмолвного божества, об особом наслаждении блаженством единения с богом. Душевные силы познания и воли, их единство создают целостность, внедренную в чело­века богом, которая открывается в религиозном переживании.

Итак, в раннем Средневековье под пластом чисто рассудочных построений, чуждых реальным особенностям психической деятельности, пробивался родник новых идей, связанных с опытным познанием души и ее проявлений. В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей, складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе. Своего расцвета этот подход достиг в следующую эпоху – эпоху Возрождения.

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: