Глава 2.2. Государственные и муниципальные финансы

Бюджетная система

Финансовая система государства - совокупность государственных финансовых учреждений, финансовых фондов и финансового законодательства, обеспечивающая реализацию основной цели (наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей общества в целом и непосредственно государственного аппарата в финансовых ресурсах) и базовых функций государственных финансов.

Цели управления государственными финансами: регулирование экономической системы общества посредством финансов; обеспечение устойчивости национальной валюты как базового элемента финансовых отношений; обеспечение бездефицитности государственного бюджета.

Принципы построения государственной финансовой системы: сочетание территориального и отраслевого подходов; обеспечение необходимого уровня самостоятельности региональных финансовых органов в сочетании с сохранением централизованного управления системой в целом; четкая дифференциация управления по сферам движения финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство.

Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами самоуправления, экономическими субъектами и населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом.

Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны, уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономических субъектов, с другой – направленностью использования бюджетных средств.

С юридической точки зрения бюджет – это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Бюджетная система ― это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система состоит из трех уровней:

I уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

II уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

III уровень – местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты. Это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Бюджетная система РФ построена на следующих принципах:

· единства бюджетной системы РФ;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированности бюджетов;

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов;

· гласности;

· достоверности бюджетов;

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Доходы и расходы бюджетов всех уровней формируются в соответствии с бюджетной классификацией, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Действующая бюджетная классификация в соответствии с Бюджетным кодексом РФ включает:

· классификацию доходов бюджетов РФ;

· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

· экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований;

· классификацию видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ.

Бюджетная классификация используется для составления, утверждения и исполнения бюджета, а также для контроля за выделением и использованием бюджетных средств.

Организация бюджетной системы, взаимосвязь между ее звеньями и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

· сбалансированности интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений;

· самостоятельности бюджетов всех уровней;

· распределения и закрепления доходов и расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

· законодательного разграничения расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;

· единства бюджетной системы;

· равенства бюджетных прав всех бюджетов РФ.

Межбюджетные отношения регулируются. Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции, ссуды, кредиты. Из Федерального фонда финансовой поддержки регионов помощь предоставляется в виде трансфертов. Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальное строительство для осуществления федеральных целевых программ.

Все процедуры по разработке и исполнению бюджетов представляют собой единый процесс.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс является составной частью бюджетного планирования, его главной формой. В ходе бюджетного планирования:

· обеспечивается централизованное распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы;

· достигается воздействие финансов на основные экономические показатели государственных программ развития страны;

· выявляются резервы эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Участники бюджетного процесса:

· Президент РФ;

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти;

· органы денежно ―кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового контроля;

· главные распорядители бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической жизни общества.

Бюджетный процесс включает в себя сводное финансовое планирование и прогнозирование; составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета; исполнение бюджета в течение бюджетного года; анализ и контроль исполнения бюджета.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса при разработке федерального бюджета:

1. Составление проекта федерального бюджета. Проект федерального бюджета на следующий финансовый год разрабатывает Правительство РФ, прогнозируя основные показатели социально-экономического развития страны. Готовый проект представляется в Государственную Думу РФ совместно с такими документами, как прогноз социально-экономического развития страны; основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз консолидированного бюджета РФ и другими.

2. Утверждение федерального бюджета в Государственной Думе. В течение 40 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта бюджета на предстоящий год он рассматривается в первом чтении. При этом обсуждается концепция и прогноз социально-экономического развития России, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год: доходы от федеральных налогов и сборов и их распределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации; наличие бюджетного дефицита; общий объем расходов федерального бюджета в целом. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов, утвержденного при первом чтении. В третьем чтении обсуждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, по всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам. В четвертом чтении в течение 10 дней Государственная Дума рассматривает проект бюджета в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год в течение 5 дней со дня принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в соответствии с Конституцией РФ. Затем федеральный бюджет в виде закона утверждает Президент РФ.

3. Исполнение бюджета. На этой стадии решается важная задача – обеспечение поступления доходов и осуществление расходов в пределах утвержденных бюджетов разного уровня бюджетной системы. Исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов.

4. Составление отчета об исполнении бюджета. На этой стадии осуществляется контроль исполнения бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета составляет Министерство финансов РФ и представляет его в Правительство РФ. Правительство РФ передает его в Государственную Думу и Счетную палату РФ вместе с отчетом об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов и другими документами и материалами: отчетом о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ; отчетом о внешних и внутренних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствования и др. Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год. Государственная Дума рассматривает отчет после получения заключения Счетной палаты РФ и утверждает его.

Контроль за исполнением бюджетов возложен на органы казначейства.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура бюджетной системы РФ?

2. Раскройте содержание принципов построения бюджетной системы РФ.

3. Какова роль бюджетной классификации в бюджетном планировании?

4. Чем объясняется необходимость бюджетного регулирования?

5. В каких формах получают финансовую поддержку нижестоящие бюджеты из вышестоящих?

6. Назовите этапы бюджетного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: