Муниципальные финансы: состав и структура, особенности формирования и исполнения

Финансовые фонды местного уровня: местные бюджеты (районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти); муниципальные внебюджетные фонды экономического и социального назначения; финансовые фонды казенных предприятий, находящихся в собственности муниципалитетов; финансовые фонды бюджетных организаций муниципального подчинения.

Местные бюджеты:

Ст.14 БК: Бюджет муниципального образования (местный бюджет) -форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1) определяет сферу собственных полномочий местных органов власти, принципы их финансового обеспечения.

Территориальная организация местного самоуправления включает 2 типа муниципальных образований: муниципальное поселение и муниципальный район, с закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий. На базе крупных городов создается третий тип муниципальных образований- городской округ, сочетающий в себе признаки как поселения, так и муниципального района. Здесь близость местной власти к населению обеспечивается за счет закрепления в ФЗ критериев определения количественного состава представительного органа в зависимости от численности жителей городского округа. В ФЗ заложена система межбюджетных отношений между субъектами и муниципальными образованиями, которая зеркально отражает отношения между субъектом и фед.центром.

Полномочия органов местного самоуправления (МС):

1. Организация местного самоуправления и его правовое закрепление в уставе и иных нормативных документах (изменение в уставе, нормы, обязательные к исполнению, в т.ч. введение налогов, регулирование соц.-эк. развития, порядок природопользования и др.)

2.Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, обеспечение соц.-эк. развития МО (муниципальное образование)- от имени населения права собственника в отношении средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, имущества органов местного самоуправления, мун. земель и др. природных ресурсов, находящихся в мун. собственности, мун. предприятий, банков и др. фин.-кред. организаций, мун. жилфонда и нежилых помещений, др. имущества.

3. Организация, содержание и развитие мун. служб, предприятий и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения МО, создание условий для удовлетворения потребностей населения в услугах.

4. Осуществление международных связей, направленных на решение вопросов местного значения, в пределах своей компетенции.

5.Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов, действующих на территории МО, деятельностью органов и должностных лиц МС (внешний: представительный орган и со стороны населения- контроль за исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами; внутренний: в исполнительной сфере).

Схема распределения объемов полномочий:

Полномочия фед.органов власти: утверждение основных принципов соц. политики государства. Определение параметров соц.обеспеченности и механизмов преодоления бедности, контроль за соблюдением законности в деятельности гос. органов субъектов РФ и органов МС, закрепляется мин. Перечень соц. льгот и обеспечивается его олное финансирование.

Полномочия субъектов РФ: разрабатывают региональные программы соц.защиты, определяющие на основе возможностей их бюджетов основные меры соц.политики и нормы соц. защищенности, самостоятельно устанавливают формы и порядок финансирования соц.льгот.

Полномочия органов МС: вопросы организации ЖКХ, транспортного обслуживания населения, деятельности мун.милиции, обеспечения мат.-тех.условий для предоставления услуг дошкольного и школьного образования, оказания первичной стационарной и амбулаторной медико-санитарной помощи населению, благоустройства территорий, др. (закреплены отдельными статьями закона).

Сфера образования:

Фед. органы: нормативно-правовое регулирование, установление фед.образовательных стандартов и контроль за их соблюдением.

Органы субъектов РФ –перечисление субвенций на выплату з\платы работникам образования и обеспечение учебного процесса МО и устанавливают на региональном уровне соответствующие нормативы затрат.

Органы МС: материально-техническое обеспечение учреждений дошкольного и школьного образования.

Сфера здравоохранения:

Фед. органы: оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

Органы МС: оказание первичной стационарной, амбулаторной, поликлинической помощи.

Международные связи:

Органы МС: право сотрудничать с органами самоуправления других стран, осуществлять внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность по вопросам местного значения, вступать в ассоциации органов местного самоуправления (регулируется законодательством субъекта РФ).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района составляют консолидированный бюджет муниципального района. Формирование, утверждение и исполнение, контроль за исполнением – органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований БК РФ и ФЗ (1), законами субъектов РФ. Органы МС предоставляют в фед. органы и в органы гос.власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений м.б. представлены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющимися поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих городских и сельских поселений самостоятельно.

Бюджетные полномочия органов МС:

· установление порядка составления и рассмотрения, утверждения и исполнения, осуществления контроля за исполнением проекта местного бюджета

· порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов

· установление нормативов отчислений в бюджеты поселений от фед., региональных и местных налогов

· предоставление субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов и др.

Доходы местного бюджета -денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органом МС.

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

собственных доходов: средства самообложения граждан; доходы от местных налогов и сборов; доходы от региональных налогов и сборов; доходы от фед.и рег. регулирующих налогов и сборов; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО, иные средства фин.помощи из бюджетов др. уровней; доходы от использования мун.имущества; штрафы, установление которых в соответствии с фед.законом отнесено к компетенции МС; иные поступления в соответствии с фед. законами, законам субъектов РФ, решениями органов МС.

- местные налоги: зачисляются земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, налог на рекламу, местные лицензионные сборы. (100%)

-отчислений от региональных и фед. регулирующих налогов и сборов: от рег. по налоговым ставкам, установленным в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и по нормативам отчислений при выравнивании бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений. От фед. по нормативам отчислений и по налоговым ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах. (Налог на имущество налог на доходы физ.лиц, единый с\х налог; ЕНВД отдельных видов деятельности, гос.пошлина (100%), налог на прибыль организаций-5%, НДС по товарам отеч. производства -10% по субъекту, часть акцизов).

-Безвозмездных перечисленийвыравнивающие трансферты (субсидии):на финансирование отдельных гос.полномочий, передаваемыми органам МС; на финансирование органами МС законов; компенсацию доп.расходов, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, субвенции предоставляются из бюджетов городских и сельских поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера исходя из норматива на одного жителя или потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения и средства по взаимным расчетам – отсрочки, рассрочки и налоговые кредиты по уплате налогов в местные бюджеты в пределах лимитов определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

-Неналоговых доходов –доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в мун. собственности.

Расходы местных бюджетов –денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходы, связанные: с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ; осуществлением отдельных гос.полномочий, переданных органам МС; обслуживанием и погашением долга по муниципальным займами долгам по ссудам; ассигнованием средств на страхование мун. служащих, объектов мун. собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Функциональная структура расходов: местное самоуправление, правоохранительная деятельность, отраслевые расходы, ЖКХ, образование, культура, искусство, кинематография, здравоохранение и физическая культура, социальная политика, прочие.

Местные внебюджетные фонды:

Доходы местных внебюджетных фондов – добровольные взносы со стороны юридических и физических лиц; поступления от местных целевых займов; доходы от самостоятельной коммерческой деятельности фонда как юридического лица; целевые перечисления из аналогичного фонда более высокого уровня.

 
 


Рис. 5 - Состав доходов местного бюджета

Расходы местных внебюджетных фондов – только по целевому назначению, что контролируется финансовыми органами и органами представительской власти.

Финансовые фонды казенных предприятий, находящихся в собственности муниципалитетов; финансовые фонды бюджетных организаций муниципального подчинения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: