Управление как вид профессиональной деятельности

Лекция 1.

1.1. Организация в структуре товарного рынка

В современной обстановке требуется серьезный поворот к реальному сектору экономики, к производству товаров и услуг, ориентированных на удовлетворение потребностей членов общества. Достичь успехов на таком пути разви­тия экономики можно лишь используя маркетинговую концепцию управления как целостную систему развития организации. В основе управленческих отношений должна лежать организационная психоло­гия управления, направленная на предоставление свобод и максималь­ное использование ресурсов личности в организационном окружении. Свобода личности в профессиональной деятельности должна быть осознанной необходимостью обеспечения эффективного взаимо­действия внутри структуры организации и в коммуникациях с окру­жающей внешней средой.

Современную организацию можно оха­рактеризовать как систематизированное, сознательное объединение дей­ствий людей, преследующих достижение определенных целей.

Достижение целей возможно только в процессе взаимодействия групп и индивидов в определенной коммуни­кативной сети. Внешние связи в такой сети упорядочены средами прямо­го (микросреда) и косвенного (макросреда) воздействия (рис. 1).

Рис.1 Взаимодействие организации с окружающей внешней средой

Рис.2 Классификация хозяйственных субъектов РФ

Внут­ренние коммуникативные связи развиваются и реализуются в границах, определяющих место организации в обществе. В общем случае границы и характер внутренней коммуникативной сети организации задают ее статус в правовом поле Российской Федерации (рис. 2).

Термин «организация» (предприятие, учреждение) тесно связан с понятием «юридическое лицо». В трактовке части I Гражданского ко­декса РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обяза­тельствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Юридиче­ские лица должны иметь самостоятельный баланс или смету, юридиче­ский адрес, печать и штампы организации.

В классификации хозяйственных субъектов есть два класса – коммерческие организации и некоммерческие организации.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйствен­ных товариществ и обществ, производственных кооперативов, госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потреби­тельского кооператива, общественных и религиозных объединений, фондов и учреждений.

Внутренняя среда организации любой формы собственности и любого правового статуса представляет собой взаимоувязанную совокупность двух основных элементов: субъекта и объекта управления (рис. 3).

Рис.3 Внутренняя среда организации

Специфичность функции «управление персоналом» заключается в том, что ее главным объектом управления являются люди вне зависимо­сти от формального закрепления во внутренней структуре организации. Без персонала нет организации, персонал в современных условиях — это основа основ достижения рыночного успеха.

Анализируя современную ситуацию на рынке труда, можно утвер­ждать, что традиционная система отношений между человеком и органи­зацией находится в кризисном состоянии. Это обуслав­ливает кризис и традиционной системы управления персоналом. Считалось, что успех конкретного человека зависит от успехов организации. Организация предоставляла сотруднику гарантированный доход и главным фактором успешной слу­жебной карьеры служило трудоустройство в хорошую организацию на раннем этапе профессиональной деятельности. В обмен на это сотрудник проявлял максимальную лояльность к собственной организации, отдавал ей все свои силы, знания и уменья.

Современные взгляды работника наемного труда на организацию в корне изменились. Сотрудники рассматривают свою профессиональную карьеру не как неуклонное движение вверх по иерархической лестнице структуры управления одной организации, а как последовательность выполнения ряда привлекательных для них проектов. Совокупность таких проектов может быть реализована в рамках одной организации, но чаще в рамках нескольких. Причины таких изменений лежат вне сознания сотрудников и обусловлены новым состоянием мировой экономики и конкретных хозяйственных субъектов.

Организация в таком экономическом пространстве должна быть ди­намичной, оперативно реагировать на изменения в окружающей среде, должна научиться приобретать и накапливать знания. Человек работает в организации до той поры, пока вознаграждение, содержание работы, коллеги из организационного окружения представляют для него определенный ин­терес, ценности.

Большинство современных компаний предлагают сотрудникам следующий пакет ценностей:

• хорошо узнаваемая на рынке труда фирменная товарная марка ком­пании, работать в которой престижно;

* осознанный риск достижения высоких материальных и нематери­альных результатов, что особенно привлекательно для молодых лю­дей, не обремененных материальными и семейными обязательства­ми;

• возможность достижения глобальной цели, но конкретизированной, измеряемой и ограниченной во времени и в то же время интересной и привлекательной для сотрудника;

• комфортные условия для профессиональной деятельности, привле­кательные для лиц, достигших вершин своей профессиональной карьеры и стремящихся к сбалансированному существованию.

Наличие таких ценностных предложений позволяет организации формулировать стратегию формирования персонала и управления им.

2. Человек в организации

Изменения в экономической и политической системах в нашей стране представляют как большие возможности, так и несут серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят неопределенность в жизнь практически каждого чело­века. Управление персоналом в такой системе позволяет реализовывать и обобщать целый спектр вопросов адаптации личности к внешним условиям, учета личного фак­тора в построении системы управления организацией. Выделим три фактора, оказывающих особое влияние на человека в орга­низации:

1)иерархическая структура организации, где основным средством воздействия на человека является подчинение, давление сверху пу­тем принуждения, контроля над распределением материальных благ;

2) культура, объединяющая вырабатываемые обществом, организаци­ей, группой людей совместные духовные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без види­мого принуждения;

3) рынок как сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия являются сложными и практиче­ски редко реализуются в отдельности.

При большой склонности к индивидуализму человек стремится к объ­единению, к работе в группе, полагая, что с группой считаются, что она способна что-либо изменить. В зависимости от особенностей деловой культуры группа может либо служить средством коллективной защиты, либо являться сплоченной командой. Коллектив — это средняя соци­альная группа, объединяющая людей, работающих в одной органи­зации, занятых решением конкретных задач, и основанная на общ­ности целей, принципах сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых интересов. Термин «персонал» объединяет составные час­ти трудового коллектива организации, т.е. всех работников, выполняю­щих производственные или управленческие операции и занятых перера­боткой предметов труда с использованием средств труда. По степени участия в процессе производства в трудовом коллективе можно выде­лить две основные части: рабочие и служащие (рис. 4).

Рис.4 Состав персонала организации

Рабочие, или производственный персонал, заняты в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Эта часть пер­сонала организации обеспечивает производство продукции, ее хранение, транспортировку, сбыт и сервисное обслуживание. Среди рабочих выде­ляют основной (занятый в профильных подразделениях организации) и вспомогательный (занятый в обслуживающих подразделениях) персонал. Результат труда производственного персонала имеет вещественную форму в виде продукции, услуг, денежных средств и т.п.

Служащие, или управленческий персонал, заняты в процессе управле­ния организацией с преобладающей долей умственного труда. Предме­том труда служащих является информация, а средствами труда — технические средства обработки информации. Основными ре­зультатами их трудовой деятельности являются выработка управленче­ских решений, их реализация и контроль исполнения.

Управленческий персонал разделяют на две основные группы: руководители и специали­сты.

Руководители, в отличие от специалистов, имеют юридическое право принятия решений и властные полномочия по отношению к подчинен­ным. В зависимости от масштаба управления различают линейных руко­водителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управ­ления, и функциональных руководителей, обеспечивающих реализацию отдельных функций управления.

Специалистов, в зависимости от результатов их труда, разделяют на:

• функциональных (референты, экономисты, бухгалтеры, финанси­сты, маркетологи и т.п.), результатом деятельности которых являет­ся управленческая информация;

• инженеров (инженеры-конструкторы, технологи, проектировщики и т.д.), результатом труда которых является конструкторско-технологическая и проектная информация по направлениям дея­тельности организации;

• технических (операторы, стенографисты, курьеры, кладовщики и пр.), выполняющих вспомогательные функции в управленческом процессе.

Структура управления организацией строится на специализации управленческих работников по выполнению определенных видов дея­тельности, разграничению их полномочий, прав и сфер ответственности (рис. 5). Выделим следующие виды разделения труда менед­жеров: функциональное, структурное, технологическое и профессио­нально-квалификационное.

Рис.5 Уровни и сферы деятельности управленческого персонала

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции ме­неджмента: планирование, организовывание, мотивация, контроль, коор­динация.

Структурное разделение труда менеджеров строится в зависимости от организационной структуры, масштабов и сфер деятельности и выде­ляет вертикальное и горизонтальное разделение труда. Вертикальное разделение труда позволяет выделить три уровня управления: низший, средний и высший.

К низшему уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении преимущественно работников исполнительского тру­да (бригады, смены, участки).

Средний, самый многочисленный уровень (50-60% общей численно­сти управленческого персонала) включает в себя менеджеров подразде­лений, которые состоят из нескольких структурных единиц, включая специалистов штабных и функциональных служб управления, вспомога­тельных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень — это администрация организации (3-7% общей численности управленческого персонала), осуществляющая стратегиче­ское управление организацией в целом.

Горизонтальное разделение труда — это разделение менеджеров по функциям (персонал, НИОКР, финансы, производство, маркетинг и др.).

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. Сложность управленческих работ учитывается в требованиях к кандида­там на занятие определенных должностей. На практике выделяют сле­дующие основные должности управленческого персонала: руководители и их заместители, главные специалисты, инженеры, техники, механики, экономисты, инженеры-экономисты, счетно-бухгалтерский персонал, канцелярский персонал, юридический персонал, маркетологи и т.д.

3. Коммуникативная функция в управлении

Управленческая деятельность неразрывно связана с необходимостью постоянного обмена информацией (коммуникативной деятельности) для координации работы подразделений организации и индивидов, направ­ленной на достижение общих целей. Инновационный характер деятель­ности ориентирует современную организацию на удовлетворение потребностей всей совокупности групп лиц — участников коммуника­тивных процессов, как внутри организации, так и в ее ближайшем внеш­нем окружении:

• собственников организации, ставящих целью присвоение результа­тов деятельности организации для решения своих жизненных про­блем;

• сотрудников организации, получающих от нее компенсацию за свой труд и решающих с помощью этой компенсации свои проблемы;

• покупателей товарной продукции (услуг) организации, отдающих свои средства в обмен на товар и удовлетворяющих с помощью это­го товара свои потребности;

• деловых партнеров, обеспечивающих организацию исходным сырь­ем для воспроизводства товарной продукции и получающих от нее компенсацию за услуги, а также партнеров-конкурентов;

• местного сообщества, ожидающего от организации участия в фор­мировании социальной среды обитания;

• общества в целом, получающего через властные институты от орга­низации часть созданного ею богатства для обеспечения обществен­ного благополучия.

Коммуникативное пространство организации в такой среде должно органично совмещать управляемость и спон­танность, новый и предыдущий опыт и не может быть ограничено только внутренней структурой организации. Коммуникативное пространство руководителя — это сотрудники организа­ции и их социокультурное содержание: социальные нормы, ценностные ориентации, этические взгляды, эталоны поведения, уровни бытовой воспитанности, творческая атмосфера, стили руководства и т.д. Линия поведения в организации как руководителей, так и подчиненных опреде­ляется типичными представлениями (стереотипами) о том, что представ­ляет собой экономически активная личность.

1. Стереотип «экономический человек», хотя и сложился в начале XX в., но стал особенно характерен для современной российской практи­ки. В основе этого стереотипа лежит принцип денежного расчета: чело­век работает хорошо, потому что ему хорошо платят, и может за деньги сделать все, что прикажет работодатель. Поэтому работодатель имеет право требовать от работника полной отдачи сил.

2. Стереотип «психологический человек» базируется на использовании во взаимоотношениях определенных психологических приемов, способ­ствующих достижению поставленных целей. Такой стереотип формиру­ется у личности в результате обучения и в силу личностного опыта общения в организационном окружении. Он находит отражение в пред­ставлении, что в сфере деловых межличностных отношений «без психо­логии нельзя».

3. Стереотип «технологический человек» содержит в своей основе принцип подчинения человека рабочим операциям в условиях его жест­кого включения в технологические и компьютеризированные процессы с детальным пооперационным контролем. Такой стереотип ориентирует сознание руководителя на постоянный контроль поведения работников по принципу «без технологической дисциплины нельзя».

4. Стереотип «этический человек» исходит из принципа подчинения человека требованиям профессиональной, деловой и управленческой этики. Это требует наличия в организации более или менее приемлемых для всех норм поведения, ответственности за слова и поступки перед коллегами, партнерами, потребителями и т.д.

Совмещаясь в сознании и поведении работников, эти четыре стерео­типа создают общий коммуникативный фон организационного поведе­ния, который определяет одно из следующих состояний человека в орга­низации (рис. 6):

• подчинение долгу (ригористический сегмент);

• свобода организованного маневра (автономный сегмент);

• психологическая готовность к работе (мобилизационный сегмент);

• подчиненность рабочим операциям во времени и в пространстве (прессинговый сегмент).

Рис.6 Зоны внутриорганизационного поведения

Руководитель, отдающий особое предпочтение психологическому и экономическому стереотипам, создает коммуникативное пространство с главенствующим приемом мотивации сотрудников по принципу «кнута и пряника» (наиболее характерная модель коммуникативного простран­ства современного российского руководителя). Руководитель, ориенти­рованный на технологический и этический стереотипы при недооценке психологического и экономического стереотипов, наполняет прессинго­вый и ригористический сегменты жесткими требованиями. В этой ситуа­ции преобладают технобюрократические приемы руководства, недоверие к подчиненным и стремление к принуждению.

Коммуникативные процессы в управлении организацией обеспечива­ют ее целостность и общность функционирования. Система коммуника­тивных обменов пронизывает все уровни управления, полностью охва­тывая каждую горизонтальную плоскость. Создание коммуникативного пространства является уникальным специфическим видом деятельности руководителя, который во многом отражает его профессиональную ком­петентность.

Современная практика управления свидетельствует, что до 80% управленческих решений принимается руководителем в устной форме в процессе делового взаимодействия. Характер деловых контактов оказы­вает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, от­дельных коммуникационных мероприятий (бесед, деловых совещаний, переговоров и т.д.), торгов и презентаций. Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особен­ность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обрат­ного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Отсюда следует, что вначале возникает взаи­модействие, а потом общественные и психологические отношения между людьми. Существование организации как упорядо­ченной структуры связей заранее подразумевает необходимость взаимо­действия различных (формальных и неформальных) социальных групп и индивидов, в том числе с окружающей внешней средой. Общение как основу социальной психологии коммуникативного поведения можно рассматривать в качестве:

• вида самостоятельной деятельности,

• составной части иной деятельности в форме ее структурного эле­мента,

• одной из форм взаимодействия.

Во всех видах коммуникаций предметом является не конкретный человек, а взаимодействия, или психологи­ческие взаимоотношения людей. Система коммуникаций в этом случае «прежде всего, способ деятельности, который облегчает взаимное при­способление поведения людей». Коммуникации определяются как обмен информацией между людьми (или группами), независимо от того, приводит ли он к взаимопо­ниманию или нет. В теории управления известны три аспекта которые наиболее важны для оценки содержа­ния профессиональной деятельности:

1) коммуникации как общий процесс, охватывающий в организацион­ной системе все ее уровни и структуры, в том числе не связанные непосредственно с руководителем;

2) коммуникации как непосредственное взаимодействие руководителя с подчиненными или их группами;

3) коммуникации как специфическая функция управления, компонент управленческой деятельности, объект целенаправленного регулиро­вания со стороны руководителя.

Каждый из этих аспектов необходимо рассматривать с двух позиций: нормативно-организационной и индивидуально-психологической. В первом случае коммуникация определяется ее объективными организацион­ными формами, требованиями к эффективному осуществлению, струк­турой оптимального коммуникативного процесса. Второй основан на влиянии на коммуникацию психологических особенностей партнеров по деловому общению и позволяет объяснить ряд важных особенностей взаимодействия, в том числе и препятствующих эффективному развитию коммуникаций. Психологическая составляющая коммуникативной функции содержит в свою очередь три аспекта: коммуникативные явле­ния, коммуникативные процессы управленческой деятельности и комму­никативное поведение руководителя.

Сущность коммуникативной функции руководителя заключается в обеспечении эффективного обмена информацией внутри организа­ции, между ее отдельными подразделениями и индивидами. Для соз­дания эффективных коммуникаций необходимы:

• оптимальная организационная структура;

• ясные, четкие и определенные цели организации;

• конкретизация целей в подцелях каждого уровня управления;

• детализированные планы, четко регламентирующие основные виды работ подразделений;

* нормативы оценки контрольных показателей;

• доступная и ясная система контроля исполнения решений.

Каждый из руководителей огра­ничен во времени, в знаниях и умениях, а также максимальным количе­ством решений, которые находятся в допустимом диапазоне эффектив­ности. Коммуникативная функция руководителя подразумевает реализацию межличностных контактов трех типов:

1. отношения руководителя с конкретным подчиненным;

2. отношения руководителя с двумя и более подчиненными;

3. отношения между подчиненными.

При увеличении количества подчиненных в арифметической прогрес­сии число потенциально возможных межличностных отношений между руководителем и подчиненными возрастает в геометрической прогрес­сии. Считается, что для руководителей высшего уровня управления число подчиненных не должно превышать 7, но на низших уровнях управления это число может быть увеличено до 20-30. Это объ­ясняется тем, что коммуникативные функции руководителей сильно раз­личаются на соответствующих уровнях управления как по содержанию реализуемых прав, так и по характеру информационного обмена. Прак­тика управления свидетельствует, что руководитель по сути начинает осознавать свою коммуникативную роль только на третьей ступеньке вертикально восходящей служебной карьеры: например, мастер, началь­ник участка, заместитель начальника цеха. На четвертой ступеньке в ро­ли начальника цеха руководитель в полной мере испытывает коммуника­тивное давление.

Коммуникативная функция характеризуется множеством типов и форм, способов, методов и приемов реализации. Во внутриорганизационных взаимодействиях выделяют вертикальные и горизонтальные ком­муникации. Вертикальные коммуникации — это обмен информацией между соподчиненными (иерархическими) уровнями структуры управ­ления организацией. Такие коммуникации могут быть нисходящими и восходящими. В нисходящих коммуникациях руководитель реализует свои управленческие воздействия: приказы, распоряжения, предписания, рекомендации и т.п. Восходящие вертикальные коммуникации — это обратная связь между подчиненными и руководителем. Такие коммуни­кации обеспечивают передачу информации различного функционального назначения: сигналы о возникновении проблемной ситуации на подчи­ненном уровне управления, официальные отчеты, неформальные сооб­щения и т.п. Горизонтальные коммуникации — это коммуникации между паритетными подразделениями, взаимодействие исполнителей и комму­никации между паритетными руководителями в общей плоскости управ­ления. Несмотря на особую значимость вертикальных коммуникаций, реализующих иерархический (структурирование) принцип построения структуры управления организацией, горизонтальные — обеспечивают не менее важный прин­цип координации профессиональной деятельности. Лишь сочетание обо­их видов коммуникаций образует каркас всей коммуникативной сети ор­ганизации.

Коммуникации принято делить на подтипы:

«руководитель — подчиненный» как индивидуальный процесс межличностного общения, главной особенностью которого являет­ся сочетание принципа субординации и непосредственного контак­та партнеров по общению (специфическим подтипом такого вида коммуникаций является взаимодействие руководителя высшего уровня с руководителем нижележащего подчиненного уровня управления);

«руководитель —руководитель», включающие в себя две разновид­ности: между руководителями паритетных подразделений и между руководителями различных организаций — партнеров.

Все коммуникации объединяет один общий признак — индивидуаль­ный характер непосредственного контакта партнеров по организацион­ному взаимодействию. Взаимодействия в профессиональной деятельно­сти могут осуществляться по каналам формальных и неформальных коммуникаций. Формальные каналы задает структура управления орга­низацией, неформальные коммуникации реализуются помимо формаль­ных, а именно через:

• неформальные связи между рядовыми сотрудниками;

• неформальные связи между руководителями и подчиненными;

• неформальные связи между руководителем и внешней средой. Особую роль в обеспечении неформальных связей играют члены ма­лых неформальных групп с ролевой функцией «связной», аккумулирую­щие и распространяющие слухи. Слухи форми­руют социальную микросреду организации, во многом определяют общественное мнение, влияют на деятельность членов организации, их статус и репутацию. Несмотря на стойкое предубеждение о недостовер­ности такого рода коммуникативного явления, социальные исследования свидетельствуют, что в действительности слухи достоверны и справед­ливы не менее, чем в 80% случаев, а в вопросах внутриорганизационного управления этот показатель стремится к 100%.

Особую роль в реализации процесса коммуникации играют обратная связь (информация от получателя к отправителю, служащая для индика­ции степени понятности сообщения) и коррекция (изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем с целью повышения ее по­нятности получателю). Обратная связь и коррекция обеспечивают замк­нутый контур общения, который важен как организационно, так и психо­логически. Благодаря ему осуществляется контроль за эффективностью коммуникации и повтор общения, т.е. всего коммуникационного цикла при низкой результативности его первой реализации.

Неэффективная обратная связь является одним из источников ошибок коммуникаций, а потеря информации в коммуникативных циклах харак­терна для вертикальных нисходящих коммуникаций в иерархических структурах управления. Практика свидетельствует, что лишь 63% информации от совета директоров доходит до вице-президентов компании; 40% — до начальников цехов и лишь 20% — до исполнителей.

4. Современная концепция управления персоналом

Представления о содержании управленческой деятельности и методах ее реализации неоднократно претерпевали существенные изменения и эволюционировали вслед за развитием общественных отношений, со­вершенствованием технологий производства, появлением новых видов связи и обработки информации. Современная управленческая прак­тика рассматривает в качестве основных три взаимосвязанные состав­ляющие: задачи, человека и управленческую деятельность.

Задачи определяют цели, достижение которых с максимальным ис­пользованием ресурсов и максимизацией прибыли служит критерием ус­пеха организации.

Человек — это основа корпоративной культуры. Для успеха органи­зации необходимо уделять максимальное внимание персоналу, как дви­жущей силе всех позитивных перемен.

Управленческая деятельность представляет собой «менеджмент для всех» и должна осуществляться на трех уровнях: высшее руководство, среднее руководство («команда») и нижнее звено («сотрудники»); взаи­моотношения (психологические отношения, коммуникации, ценности, мотив) должны быть первоочередными по сравнению с производствен­ными проблемами (техника, технологии, производство). Все работники организации являются членами одной социальной команды. Команда в целом и каждый отдельный сотрудник, входящий в команду, способст­вуют как успеху, так и неудачам организации. Обучение сотрудников яв­ляется неотъемлемой частью процесса роста организации, ключом к ее развитию и совершенствованию.

Человек в общественном производстве рассматривается как:

• ресурс производственной системы (трудовой, людской) — важный элемент процесса производства и управления;

• главный субъект управления — личность с индивидуальными по­требностями, мотивами, ценностями, отношениями.

Управление персоналом — это специфическая функция управленче­ской деятельности, главным объектом которой является человек в составе определенной социальной группы. Современная концепция управления персоналом основана как на принципах и методах административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотива­ции и всестороннего развития личности. Управление персоналом является стратегической функцией и предполагает: разработку кадровой страте­гии, подбор персонала исходя из философии организации, поощрение коллективных усилий, направленных на развитие организации, сти­мулирование с учетом качества индивидуальной деятельности, ми­нимизацию трудовых споров и создание положительного социально-психологического климата на рабочих местах.

Система работы с персоналом представляет собой совокупность принципов и методов управления кадрами и состоит из пяти взаимосвя­занных элементов:

• кадровой политики,

• подбора персонала,

• оценки персонала,

• расстановки кадров,

• обучения персонала.

Система управления персоналом (рис. 7) должна базироваться на:

• Всеобщей декларации прав человека,

• Конституции РФ,

• Гражданском кодексе РФ,

• Трудовом кодексе РФ,

• структуре управления организацией,

• планах экономического и социального развития коллектива. Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиаль­ные установки в стратегии работы с персоналом. Подбор персонала пре­следует цели заполнения вакантных рабочих мест и формирования резерва кадров. Оценка персонала производится для определения соот­ветствия кандидата на вакантную должность или сотрудника по зани­маемой должности. Расстановка кадров должна обеспечивать постоян­ное движение кадров исходя из индивидуального потенциала сотрудников, планируемой служебной карьеры, целей и задач организа­ции. Обучение персонала позволяет обеспечить соответствие уровня профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления.

Система управления персоналом отражается в основных документах организации: уставе, философии, правилах внутреннего распорядка, кол­лективном договоре, положении об оплате труда, положениях о подраз­делениях, контрактах с сотрудниками, должностных инструкциях, моде­лях рабочих мест, регламентах управления и т.п.

Рис.7. Системный подход к управлению персонала

Рекомендуемая литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организа­ция, процесс. М., 1995.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление. М., 2002.

3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителей практиков. М., 1991.

4. Гришина И.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л, 1990.

5. Дизель //., Раньян У. Поведение человека в организации. М., 1993.

6. ДрукерП.Ф. Эффективный управляющий. М., 1994.

7. Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

8. Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. М., 1991.

9. Егоршин А. П. Управление персоналом, Н. Новгород, 2001.

10. Иванцевич Дж. М, Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.

11. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник, М., 1997.

12. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: