На стадии прикладного методологического познания в каждой предметной области образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде методологий.
Методология как частная система знаний, возникающая на методологических стадиях познания, является учением о методах (и теориях), возникающих на соответствующих ступенях познания.
Методологию не следует сводить к совокупности методов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений, зоология к совокупности зверей и т.д.
Движущими факторами развития науки является создание и совершенствование методов решения научных и практических задач и проблем на основе проведения научного исследования.
Методология формирует представление о последовательности выполнения научного исследования: даёт научное обоснование основных компонент проводимого исследования – его объекта и предмета, методы анализа специфических особенностей задач (проблем) исследования, методы формирования совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи (проблемы) заданного типа и проверки их применимости.
|
|
Как известно:
объект исследования – это вполне определённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и т.п.), изучение которой является целью исследования;
предмет исследования – та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании.
Наиболее важные точки приложения методологии:
– выявление объекта и предмета исследования;
– постановка научной задачи или проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие, например, к выдвижению псевдопроблем, что существенно затрудняет получение результата);
– построение метода (или теории) решения рассматриваемой научной задачи (проблемы) и оценка его применимости;
– решение проблемы выбора между конкурирующими методами и теориями, поиск критерия истинной теории;
– анализ обоснованности и оценка достоверности получаемых выводов;
– оценка научно-технического уровня и значимости получаемых научных результатов.
Один и тот же объект может быть предметом ряда различных исследований. Пример, относящийся к военной науке:
объект исследования – боевые действия (БД) войск;
предмет исследования (варианты):
1) планирование БД,
2) ведение БД,
3) обеспечение БД и т.д.
Предмет одного исследования может превратиться в объект другого исследования. В нашем случае:
объект исследования – обеспечение БД;
предмет исследования (варианты):
1) боевое обеспечение,
2) техническое обеспечение,
3) тыловое обеспечение и т.д.
Приведенные примеры представляют собой объекты и предметы исследования на предметном уровне познания. Примеры объекта и предметов исследования на методологическом уровне познания:
объект исследования – методы обеспечения БД;
предмет исследования (варианты):
1) методы боевого обеспечения,
2) методы технического обеспечения,
3) методы тылового обеспечения и т.д.