Прикладное методологическое познание

На стадии прикладного методологического познания в каждой предметной области образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде методологий.

Методология как частная система знаний, возникающая на методологических стадиях познания, является учением о методах (и теориях), возникающих на соответствующих ступенях познания.

Методологию не следует сводить к совокупности методов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений, зоология к совокупности зверей и т.д.

Движущими факторами развития науки является создание и совершенствование методов решения научных и практических задач и проблем на основе проведения научного исследования.


Методология формирует представление о последовательности выполнения научного исследования: даёт научное обоснование основных компонент проводимого исследования – его объекта и предмета, методы анализа специфических особенностей задач (проблем) исследования, методы формирования совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи (проблемы) заданного типа и проверки их применимости.

Как известно:

объект исследования – это вполне определённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и т.п.), изучение которой является целью исследования;

предмет исследования – та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании.

Наиболее важные точки приложения методологии:

– выявление объекта и предмета исследования;

– постановка научной задачи или проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие, например, к выдвижению псевдопроблем, что существенно затрудняет получение результата);

– построение метода (или теории) решения рассматриваемой научной задачи (проблемы) и оценка его применимости;

– решение проблемы выбора между конкурирующими методами и теориями, поиск критерия истинной теории;

– анализ обоснованности и оценка достоверности получаемых выводов;

– оценка научно-технического уровня и значимости получаемых научных результатов.

Один и тот же объект может быть предметом ряда различных исследований. Пример, относящийся к военной науке:

объект исследования – боевые действия (БД) войск;

предмет исследования (варианты):

1) планирование БД,

2) ведение БД,

3) обеспечение БД и т.д.


Предмет одного исследования может превратиться в объект другого исследования. В нашем случае:

объект исследования – обеспечение БД;

предмет исследования (варианты):

1) боевое обеспечение,

2) техническое обеспечение,

3) тыловое обеспечение и т.д.

Приведенные примеры представляют собой объекты и предметы исследования на предметном уровне познания. Примеры объекта и предметов исследования на методологическом уровне познания:

объект исследования – методы обеспечения БД;

предмет исследования (варианты):

1) методы боевого обеспечения,

2) методы технического обеспечения,

3) методы тылового обеспечения и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: