Информационно-образовательную среду начала ХХI века отличают такие признаки, как информационная насыщенность, многообразие форм и способов образования, множество источников информации, а также методов их поиска и обработки, вариативность оформления и презентации новых продуктов интеллектуальной деятельности, открытость инновациям, высокие скорости обмена информацией и короткие сроки ее актуальности. Привязка образовательной среды к информации и «информационной революции», начавшейся в 70-е гг. прошлого столетия, привлекает наше внимание к главному двигателю экономического, социального и духовно-нравственного развития общества в современную эпоху. «Если в аграрном обществе главным было взаимодействие человека с природой, в индустриальном – взаимодействие человека с искусственными, созданными им самим вещами, то в постиндустриальном обществе главным становится взаимодействие между людьми. В основе производительности в первом случае была земля, во втором – капитал, в третьем – информация и знания» (Г.Белл).
|
|
Эти свойства сущностным образом изменили характер взаимоотношений и взаимодействия людей в информационном обществе, наши представления о мире и о самих себе, о наших возможностях и рисках.
Доминирующая в российской школе модель содержания исторического образования, как правило, не учитывает характера современного социума, коммуникативно-информационных особенностей социальной среды, глобального и национального информационного контекста.
При построении современной модели школьного исторического образования необходимо учитывать характер современного социума, коммуникативно-информационные особенности развития социальной среды.
Прежде всего, имеются в виду доступность и глобальность информации; связь образовательных технологий с коммерческими технологиями, в том числе, широкое распространение псевдоисторических представлений, которые нередко скрываются под маской науки.
Коммуникации, понимаемые в самом широком смысле слова, являются самым динамичным и быстро развивающимся элементом современности.
В современном мире изменяются как средства коммуникации, так и само содержание коммуникации, что оказывает определяющее влияние на молодежную среду, ценностные ориентации молодежи, учащихся школ. Это влияние распространяется и на педагогов, которые также подвержены влиянию информационного пространства.
При проектировании современной модели исторического образования должны быть учтены характер, специфика и возможности социокультурных коммуникаций, особенности информационной среды образовательных учреждений.
|
|
В условиях «информационной революции» мировой тенденцией в содержании исторического и социально-гуманитарного образования является «визуальный поворот», который трансформировал принципы построения учебной литературы. Но в отечественной системе общего образования пока еще доминирует прежние подходы. Так, в учебниках по истории объем авторского текста существенно превышает объем методических компонентов, обеспечивающих познавательную деятельность. При экспертизе учебников по истории доминируют содержательные, а не деятельностные критерии. В связи с этим в перспективе в содержании учебников должно измениться соотношение между авторским текстом и материалами, стимулирующими организацию познавательной деятельности школьников с источниками разного типа (документами, изобразительными материалами, ресурсами Интернета).