Государственное регулирование хозяйственной деятельности

Лекция 7. Правовое регулирование деятельности

Хозяйствующих субъектов. Монополии

ВОПРОСЫ:

1. Государственное регулирование хозяйственной деятельности.

2. Монополия: понятие и сущность.

3. Формы монополистической деятельности.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности

Государственное регулирование производственно-хозяйственной деятельности организаций – это комплекс мероприятий, форм и методов государственноговлияния на деятельность субъектов предпринимательства в целях созданиянормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательныхтенденций, вызываемых коммерческой деятельностью предприятий вусловиях рыночных отношений. Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции. Основные принципы государственного регулирования экономики: - минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы; - влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов. Функции государства в области регулирования экономики: - разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма; - стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства; - регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса; - создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; - нормирование амортизационных отчислений; - перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.); - регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ. Целью государственного регулирования производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получении от этого оптимальных выгод. Основными формами воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятий являются: - разработка законодательных и нормативно-правовых актов; - стимулирование производителя путем снижения налогов; - усовершенствование таможенного и налогового законодательства. К основным методам государственного регулирования производственно-хозяйственных отношений предприятий относятся: - административные, базирующиеся на силе государственной власти, в частности это мероприятия запрета, разрешения, принуждения при помощи указов и распоряжений; - правовые, к которым относятся методы и способы регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий, воплощенные с помощью законов, таких, как антимонопольное законодательство, закон о рекламе, закон о малом предпринимательстве и др.; - экономические, основанные на использовании налоговых платежей, денежно-кредитных рычагов, регулирующих цены и тарифы. К основным законам и нормативным актам, регулирующим производственно-хозяйственную деятельность предприятий, относятся: Конституция РФ; ГК РФ ч. 1, 2 «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.95; федеральные законы об организационно-правовых формах предприятий; Закон об упрощённой системе налогообложения; Закон о защите прав потребителей и др. Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются: - осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации; - повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств; - поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов; - укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства; - пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей; - использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: