И социализация личности

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к сис­теме социальных связей» (Андреева Г. М., 1980, с. 335). Автор указы­вает, что существует проблема «разведения» понятий социализация, развития и воспитания. Если социализацию понимать только как про­цесс усвоения им социальных влияний, то по объему понятия «разви­тие личности» и «социализация» как бы совпадают, а акцент на актив­ность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее «развития», а не «социализации» — здесь он как-то при­тушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчер­кивается направление ее ноздейстния наличность. Процесс же разви­тия ребенка немыслим без усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них.

Воспитание, по мнению Г. М. Андреевой, можно понимать в узком смысле слова — как «процесс целенаправленного воздействия на че­ловека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью пере­дачи, привития ему определенной системы понятий, норм и т. д. Уда­рение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процес­са воздействия» (тамже, с. 337). В этом случае социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспита­ние».

Ряд авторов придерживается именно такого понимания, при кото­ром социализация личности шире понятия «воспитание». Так, А. А. Ре-ан и Я. Л. Коломинский указывают, что воспитание, по существу, пред­ставляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализа­ции (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999). Авторы подчеркивают, что


не всегда в официальных институтах социализация имеет целенаправ­ленный характер. Возможно одновременное существование социали­зации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса. Про­исходит не только закрепление определенных правил и норм, но и при­своение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы (с. 33).

Если же процесс воспитания понимать в расширительном смысле, когда субъектом воспитательного процесса является все общество или «вся жизнь», то различие между терминами исчезает (Андреева Г. М., 1980, 1996).

Социализация личности определяется как процесс становления личности путем освоения индивидом духовных ценностей, выработан­ных человечеством. Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией.

Авторы подчеркивают активный характер социализации: «Социа­лизация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (ча­сто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс актив­ного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную сре­ду» (там же, с. 338). Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориента­ции (Андрева Г. М., 1980).

Социализация — это особый процесс включения ребенка в обще­ство, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства инди­видом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание) (Психология человека от рождения до смерти, 2001).

В соответствии с этим подходом воспитание понимается как раз­новидность социализации, которая происходит целенаправленно. Дей­ствительно, целый ряд социализаторов действуют, по сути, стихийно, и при этом косвенно. Это могут быть сверстники, друзья, знакомые и даже случайные люди, с которыми связано какое-нибудь неприятное событие (например, угроза нападения). Так, формирующее влияние на личность мальчика оказывает тренер по борьбе и сверстники-од­ноклассники, путем непреднамеренного навязывания своих норм, по­нимания жизни, манер поведения и даже своим обликом. Ряд элемен-


тов социальной среды может воздействовать как бы пассивно — это может быть эстетика городской среды или наоборот, антиэстетика сва­лок и дворов, где ребенок проводит свое время.

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше все­го, — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно разви­вается, переплетается с другими отношениями, усложняется физичес­ким и нравственным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не ме­нее он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспита­теля» (Макаренко А. С, 1981, с. 12).

Б. Г. Ананьев рассматривал социализацию расширительно как дву­направленный процесс, означающий становление человека как лич­ности и как субъекта деятельности. Конечная цель подобной социа­лизации заключается в формировании индивидуальности.

Выделяют пять сторон социализации:

1) формирование знаний о людях, обществе и о себе;

2) выработка навыков практической деятельности;

3) выработка норм, ролей, позиций;

4) выработка аттитюдов, ценностных ориентации;

5) включение в практическую деятельность.

Стадии социализации

Г. М. Андреева указывает на существование трех стадий социализа­ции: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия охватывает весь период жични человека от на­чала трудовой деятельности. Эта стадия делится на два периода: а) ран­няя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до по­ступления его в школу, б) стадия обучения.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости челове­ка. Стадия теоретического исследования социализации в этот период практически отсутствует (Андреева Г. М., 1980).

Предпринимались попытки исследования творческого становления личности на выборке архитекторов на дотрудовой и трудовой стадиях (Андреева Т. В., 1989).


Послетрудовая стадия социализации. С точки зрения той схемы, ко­торая описывает процесс социализации в социальной психологии; пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существен­ный вклад в воспроизводство социального опыта. Вопрос возникает лишь об изменении типа активности в этот период. «Пожилой чело­век ставится перед альтернативой выбора дальнейшей жизни либо по пути сохранения себя как индивида, либо по пути сохранения себя как личности и субъекта деятельности. В том и другом случае вопрос сто­ит о дальнейшем личностном самоопределении, выборе стратегии жизненного пути, поисках смысла жизни» (Кулешова Л. Н., 2001, с. 257).

На всех стадиях социализации общество оказывает на нее воздей­ствие или непосредственно, или через группу. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и ко­торые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации (институт — в смысле естественного отношения между лицами) (Андреева Г. М.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: