Основные принципы, факторы и закономерности развития индивида, личности и индивидуальности
В. А. Аверин отмечает, что развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека, а основными свойствами развития являются:
• необратимость— способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими;
• направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
• закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Основными формами развития являются: филогенез (процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом) и онтогенез (процесс индивидуального развития человека). В. А. Аверин выделяет следующие области психического развития:
|
|
• психофизическая область включает внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;
• психосоциальная область включает изменения в эмоциональной и личностной сферах;-
• когнитивная область учитывает все аспекты познавательного развития, развитие способностей. Индивид является носителем психофизических свойств человека, личность — психосоциальных, а субъект деятельности — когнитивных.
Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены, в различные возрастные периоды они могут не совпадать.
Основными факторами психического развития, или ведущими детерминантами развития человека, являются: наследственность, среда и активность [2]. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности и действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Рассмотрим основные принципы психического развития человека (табл. 1). Таблица 1
Принципы психического развития | Содержание |
I. Принцип устойчивого динамического неравновесия (источник развития системы) | Начальным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий, запускающих развитие |
2. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (условие развития системы) | Тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, которая без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению проявляется в приспособлении вида к среде обитания |
3. Принцип дифференциации— интеграции (критерий развития структуры) | Развитие идет от «состояния относительной глобальности... к состояниям большей дифференцированности и иерархической интеграции» (Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997) |
4. Принцип цельности (критерий развития функции) | Успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько согласованно взаимодействуют элементы системы, т. е. цельность показывает меру связности элементов целого и уровень развития ее функции |
Рассмотрим основные закономерности психического развития человека (табл. 2).
|
|
Таблица 2