| Тип установки |
|
|
|
| Турбинные установки | 0,2 | 0,4 | 0,3 |
| Установки с ДВС | 0,3 0,4 0,5 0,8 1,0 | 0,50 0,80 1,20 1,90 2,25 | 0,40 0,60 0,85 1,30 1,60 |
Условие усталостной прочности и нормы допускаемых напряжений в опасном сечении гребного вала определяются следующим выражением
,
в котором первые два слагаемых в подкоренном выражении учитывают переменные изгибающие нагрузки гребных валов на тихой воде (
) и в условиях волнения (
), а третье слагаемое – переменные нагрузки от крутильных колебаний (
).
Усталостные характеристики в формуле представлены следующими параметрами:
- расчетный предел выносливости гребного вала при изгибе на базе 109 циклов, МПа;
- соотношение пределов выносливости при изгибе и кручении; b – безразмерный коэффициент, зависящий от наклона кривой усталости,
относительная длина судна, приведенная к 100 м.
Перечисленные параметры
определяются для гребных валов из обычных углеродистых сталей категория прочности КМ22 и КМ25 по табл. 4 в зависимости от конструктивных и технологических особенностей узла крепления гребного винта.
Величины пределов выносливости
, указанные в табл. 4, следует:
- уменьшить на 25% для шпоночных соединений с лыжеобразной разделкой шпоночного паза;
- увеличить пропорционально пределу прочности материала при использовании для гребных валов сталей с более высокой, по сравнению с КМ 25, категории прочности (при наличии поверхностного упрочнения по ОСТ 5.9049 с надежной гидроизоляцией гребного вала).
Таблица 4






