Выбор вспомогательного генератора

При выборе электрической машины, выполняющей функции вспомогательного генератора, необходимо, прежде всего, учитывать тип электрической передачи мощности тепловоза, определяемый по типу используемых тяговых электрических машин, а также требуемую по заданию величину вырабатываемого напряжения.

На тепловозах с передачей постоянного тока (рис. 1, а) вспомогательный генератор осуществляет питание только цепей управления, возбуждения и вспомогательных электрических машин. Раскрутка коленчатого вала в режиме пуска дизеля в этом случае осуществляется самим тяговым генератором, выполняющим в этом режиме роль стартера.

На тепловозах с передачей переменно-постоянного тока (рис. 1, б), где установлены синхронные тяговые генераторы, использование их в качестве стартеров невозможно, поэтому в таких случаях устанавливают специальные стартер-генераторы. Эти машины выполняют функции стартеров в режиме пуска дизеля, а после его запуска переходят в режим вспомогательного генератора тепловоза.

Для правильного выбора вспомогательного или стартер-генератора требуется учитывать суммарную мощность его нагрузки по следующей формуле:

PВГ = 1,2(PМК + PТН + PМН + PК + PВ + 12),

где РВГ – мощность вспомогательного генератора, кВт;

PТН – мощность двигателя топливоподкачивающего насоса, кВт;

PМН – мощность двигателя маслопрокачивающего насоса, кВт;

PК – мощность двигателя калорифера, кВт;

PМК – мощность двигателя тормозного компрессора, кВт;

PВ – мощность двигателей вентиляторов (постоянного тока), кВт;

12 – суммарная мощность цепей управления, заряда аккумуляторной батареи и системы управления электрической передачей, кВт.

В данной формуле коэффициент 1,2 предусматривает запас по мощности, поскольку рекомендуется выбирать генератор с таким расчетом, чтобы мощность нагрузки не превышала 80 % от его номинальной мощности во избежание перегрузок электрической машины.

Помимо этого на ряде тепловозов используются двухмашинные агрегаты, в состав которых может входить вспомогательный генератор. Такое решение может быть выбрано в расчетно-графической работе в том случае, если полученная в результате расчета мощность соответствует мощности вспомогательного генератора двухмашинного агрегата.

Параметры отдельных вспомогательных и стартер-генераторов приведены в табл. 6, а вспомогательных генераторов, входящих в состав двухмашинных агрегатов, – в табл. 8.

Таблица 6

Основные технические параметры вспомогательных и стартер-генераторов

Показатель ГП-405А СТГ-7 ПСГ 2ПСГ
Мощность, потребляемая в режиме стартера, кВт      
Напряжение питания в режиме стартера, В 60-62 60-62 60-62
Потребляемый ток в стартерном режиме, А (1600) (1600) (1800)
Мощность в генератор-ном режиме, кВт        
Вырабатываемое напряжение, В        
Ток в генераторном режиме, А        

В табл. 6 в скобках указаны величины токов, потребляемых электрическими машинами в стартерном режиме в момент трогания коленчатого вала в начале его прокрутки.

Выбор возбудителя

В качестве возбудителей тяговых генераторов на отечественных тепловозах применяют электрические машины постоянного и переменного тока. Тип машины зависит от типа передачи мощности, применяемой на тепловозе. В случае использования передачи постоянного тока обычно устанавливают возбудитель также постоянного тока (рис. 1, а), а в передаче переменно-постоянного тока применяют синхронные возбудители (рис. 1, б).

В некоторых случаях возбудитель является частью так называемого двухмашинного агрегата. В таких агрегатах две машины, имеющие общий вал, объединены в один корпус. Одной из машин является возбудитель, а другой – вспомогательный генератор. В расчетно-графической работе может быть выбран как отдельный возбудитель, так и двухмашинный агрегат, если в предыдущем пункте было принято соответствующее решение. Основные технические данные возбудителей приведены в табл. 7, а двухмашинных агрегатов – в табл. 8.

На некоторых тепловозах нашли применение тяговые агрегаты. Они также представляют собой две или три электрические машины, объединенные в одном корпусе. Одна из этих машин – тяговый генератор, другие машины могут быть генераторами энергоснабжения пассажирского поезда, возбудителями, вспомогательными генераторами. Данные наиболее распространенных тяговых агрегатов приведены в табл. 9.

Таблица 7

Основные технические параметры возбудителей

Тип машины Параметр В-600 ВС-650В  
 
Род тока постоянный переменный  
Мощность, кВт 20,6    
Напряжение продолжительного режима низшее, В      
Напряжение продолжительного режима высшее, В    
Ток продолжительного режима низший, А      
Ток продолжительного режима высший, А    

Таблица 8

Основные технические параметры двухмашинных агрегатов

Тип машины   Параметр А-706А, Б А-710 МВТ-25/9+МВГ-25/11
В-600 ВГТ 257/120 ВС-650 ВС-650 МВТ-25/9 МВГ-25/11
Назначение возбудитель вспом. генератор Возбудитель тягового генератора Возбудитель генератора энергоснабжения возбуди-тель вспом. генератор
Тип машины по роду тока постоянного тока постоянного тока синхронный синхронный постоянного тока постоянного тока
Мощность, кВт 22,5       5,6 5,75
Напряжение продолжительного режима низшее, В            
Напряжение продолжительного режима высшее, В    
Ток при низшем напряжении, А            
Ток при высшем напряжении, А        

Так, например, тяговый агрегат А-713 состоит из двух генераторов переменного тока, один из которых питает тяговые двигатели тепловоза, а другой – цепи отопления пассажирских вагонов и, одновременно, цепи возбуждения всего агрегата. Таким образом, при наличии на тепловозе такого агрегата необходимость в отдельном возбудителе отпадает. Это следует учитывать при анализе задания на расчетно-графическую работу.

Таблица 9

Основные технические параметры тяговых агрегатов тепловозов

Показатель Агрегат
А-713 А-714
Тяговый генератор Генератор энергоснабжения Тяговый генератор Вспомогательный генератор
Отопление Возбуждение
Мощность, кВт     63,5    
Напряжение продолжительного режима низшее, В      
Напряжение продолжительного режима высшее, В          
Ток при низшем напряжении, А          
Ток при высшем напряжении, А        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: