Отбор на основе специальных процедур в «центрах оценки персонала»

Центр оценки персонала – испытательное подразделение, функционирующее как при организации, так и независимо от нее, деятельность которого направлена на проведение всего комплекса мероприятий, относящихся к развитию персонала.

Методы, используемые центрами, предполагают выявление определенных качеств у тестируемых сотрудников путем комплексного оценочного исследования выполнения ими типичных для данной или потенциальной должности задач.

Методы позволяют творчески подходить к процедуре тестирования и использовать различные пакеты для решения задач оценки. При этом существует четкая структура метода, предполагающая обязательное соблюдение следующих требований:

· Моделирование в играх и упражнениях ключевых моментов профессиональной деятельности испытуемого.

· Разработка специальных оценочных программ для конкретных целей, учитывающих специфику и должности испытуемых и организации, в которой они работают или намереваются работать, определение системы критериев оценки специально для используемой программы в соответствии со спецификой работы.

· Использование нескольких взаимодополняющих процедур (тестов, деловых игр, кейсов, интервью и др.) для перепроверки результаты тестов на достоверность.

· Одновременная оценка испытуемых многими наблюдателями (3-6 человек) по определенным правилам. Наблюдатели состоят из внешних профессионалов-оценщиков и профессионалов-специалистов, работающих на этом предприятии.

· Одновременное участие в процедурах оценки группы испытуемых (6-12 человек).

Классификация основных методов, используемых центрами оценки персонала представлена в таблице 1:

Название метода Характеристика метода
Методы непосредственного изучения личности Собеседование, анкетные опросы, интервью, биографический метод, самооценка, самоанализ.
Проектные методы Классические (Роршах, Розенцвейг, ТАТ) и новые, в частности метод отраженной субъективности.
Экспертные методы Основаны на включенном наблюдении, направленных интервью, а также оценках со стороны сослуживцев, начальства, подчиненных, клиентов, членов семьи, соседей.
Методы групповой (командной) работы Позволяют определить способности сотрудника использовать профессиональные возможности персонала команды для решения поставленных служебных задач.
Психофизиологические и медицинские методы Темперамент, свойства нервной системы, выносливость, здоровье.
Методы профессиональных (должностных) перемещений (методы карьерного развития) Стажировка на различных руководящих должностях в реальном государственном органе (учреждении, компании, фирме), в том числе в иностранных организациях.
Конкурсные методы Профессиональные состязания, альтернативные выборы, экзамены, рейтинговые оценки, конкурсы по профессиям.
Дефекттранкинговые методы Отслеживание экспертами профессиональных ошибок персонала на ранних этапах принятия управленческих решений и их исполнения; выявление дефектных профессиональных привычек.
Методы «обогащения» (предельного насыщения) профессиональной деятельности Включают увеличение (уменьшение) времени на выполнение задания, разнообразие трудового процесса за счет добавления дополнительных заданий к первоначальному, адаптацию к неопределенной и подвижной управленческой среде.
Методы мониторингового анализа кадровой деятельности Диагностика (анализ) корпоративной среды, решение управленческих задач (качество, эффективность), контроль (контроллинг), прогнозирование (моделирование).
Методы тестирования Позволяют выявлять креативность (горизонт творческого развития работника), личностные (нравственно-психологические) изменения, профессиональный и служебный рост (горизонтальная и служебная карьера) и др.

Таблица 1. Основные методы, используемые центрами оценки персонала.

Работа с центрами оценки персонала сопряжена с рядом достоинств и недостатков.

К достоинствам относятся:

· Комплексное использование различных методов, позволяющее дать объективную оценку качеств испытуемых

· Применение стандартизованных процедур, позволяющее измерять и ранжировать профессионально значимые качества

· Возможность выделить конкретные потребности групп сотрудников и заложить основы мотивационных схем

· Определение сильных и слабых сторон каждого участника и использование этой информации при планировании карьеры и развития

· Закладываются основы формирования кадрового резерва

· Использование метода дает испытуемым равные возможности проявить себя как в традиционных ролях, так и в областях альтернативных реализаций

· Испытуемые получают возможность привести в большее соответствие свои планы и ожидания и определить приоритеты карьеры и обучения

Недостатки работы с центрами оценки персонала заключаются в следующем:

· Тесты, входящие в единый пакет, могут не обладать равноценной валидностью

· Демотивирующее воздействие «эффекта проигравшего» приводит к потере интереса к саморазвитию ряда участников

· Нельзя полностью избежать субъективности оценок наблюдателей

· Метод относится к числу затратных

Следует отметить, что службы управления персоналом не должны оставаться в стороне от работы, которая ведется центрами оценки персонала. Они организуют обработку и хранение кадровой информации в автоматизированных банках данных, в результате чего она становится качественнее и надежнее. Эта фактическая и оценочная информация о персонале представляет собой реальную базу кадрового планирования, расчетов потребности в наборе дополнительного числа работников, составления программ обучения, организации замещения должностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: