Методика работы с литературными источниками

Как показывает практика, основным источником подбора литературы являются систематические (тематические) и алфавитные каталоги, имеющиеся в каждой библиотеке. Каталог (от греч. katalogos – список) – это перечень источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. Алфавитным каталогом пользуются в том случае, если точно известны фамилии авторов или точное название работ. Если по тематическому и алфавитному каталогу нужную литературу обнаружить не удалось, тогда обращаются к услугам межбиблиотечного абонемента, действующего при всех крупных библиотеках (в т. ч. и университетских). По специальному заказу необходимые книги можно затребовать из любой библиотеки России. Следует помнить, что почти во всех книгах имеется список литературы, который дает представление о наиболее значительных работах в соответствующей научной отрасли. Это значительно облегчает поиск литературных источников

Результатом изучения литературных источников являются краткие конспекты прочитанного, аннотации статей и книг, рефераты по теме исследования.

Конспект (от лат. conspectus – обзор)– краткое изложение прочитанного, запись какого-либо сочинения, лекции, речи и т. д. Конспект отражает главную информацию первоисточника. Как правило, записи должны быть сделаны своими словами. Абзацы и отдельные фразы, целиком взятые из текста конспектируемой работы, пишутся в кавычках с указанием страницы. Это необходимо для последующей ссылки на источник, а также для того, чтобы ошибочно при дальнейшем использовании конспекта не принять мысли автора за свои. В научно-исследовательской работе, как известно, подобного рода действия расцениваются как плагиат (от лат. plagium – похищение) – литературная кража, умышленное присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения за собственное. Обнаружение его влечет за собой замечание, но может быть и более суровое юридическое наказание.

Готовых рецептов чтения научной литературы не существует. Однако можно рекомендовать такую схему проработки источников: сначала ознакомиться по оглавлению с общим содержанием и структурой работы, прочитать введение и заключение, чтобы определить степень важности данного литературного источника. После этого принимается решение, какие главы и разделы необходимо законспектировать. Следует подчеркнуть необходимость критического отношения к источникам по следующим соображениям. Во-первых, в содержании и выводах некоторых устаревших работ могут содержаться заведомо идеологически неверные позиции. Во-вторых, даже при чтении работ современных ученых приходится считаться с разным уровнем их понимания, встречаться с устаревшим фактическим материалом, ошибочной его интерпретацией, со спорными положениями. Наконец, в-третьих, возможны случаи приведения непроверенных фактов, и наконец просто опечатки. В связи с этим необходимо в ходе исследования выработать свою точку зрения по данному вопросу.

Аннотация (от лат. annotation – примечание, пометка) – это краткие сведения о содержании работы и ее назначении. На основании аннотации можно составить библиографические карточки по теме исследования и сгруппировать их по основным разделам.

Реферат (от лат. refero – доношу, докладываю, сообщаю, излагаю) – краткое изложение содержания научной работы, книги, основные ее положения. Составленные конспекты следует систематизировать, т. е. разложить по разделам. На основании рефератов можно дать обзор литературы по теме и оценить степень изученности проблемы. Реферат должен быть информативным, объективно передавать информацию, отличаться полнотой изложения, а также корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный – содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника. Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект (содержит фактическую информацию в обобщенном виде, сведения о методах и основных результатах исследования, о возможностях их применения на практике) и реферат-резюме (содержит только основные положения по данной теме). В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад (содержит анализ информации первоисточников и собственную объективную оценку проблемы) и реферат-обзор (готовится на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу). Реферат имеет определенную структуру: введение, основная часть, вывод.

Литературный метод используется студентами для подготовки курсовых и дипломных работ, а магистрантами, аспирантами и докторантами для подготовки диссертации.

Дипломная работа – один из видов выпускной квалификационной работы – самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, выполняется на последнем (выпускном) курсе. Термин «диплом» происходит от греч. diploma – лист, документ.

Диссертация (от лат. dissertation – рассуждение, исследование) – квалификационная работа на присуждение ученой степени (кандидата или доктора наук) или квалификации магистра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: