Нормирование работы и отдыха локомотивных бригад

Способы организации работы локомотивных бригад

Вызыв­ная система предусматривает явку бригады в поездку по вы­зову нарядчика при назначении поезда, что позволяет обеспечить бригадами все поезда при любых колебаниях разме­ров движения поездов. Основные недостатки: отсутст­вие плана работы бригад, невозможность планирования домашнего отдыха и выходных дней, тре­буется штат вызывальщиков.

Безвызывная система предусматривает органи­зацию работы, когда после очередной поездки бригаде сразу же планируется следующая явка или к определенному времени, или к определенному поезду. Такое планирование производится не менее чем на 16ч вперед, а для бригад пригородных электропоездов – 12 часов (продолжительность минимального от­дыха бригады между поездками).

При безвызывной системе можно пла­нировать отдых между смежными поездками, но бригады не знают даты предоставления выходных дней.

Работа по именным расписаниям позволяет выдать бригаде план ее работы на предстоящий месяц с указанием но­мера поезда, с которым бригада отправляется из основного депо, точного времени начала и окончания домашнего отдыха и выход­ных дней, планируемой месячной выработки часов.

Нормирование работы и отдыха локомотивных бригад ведется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Поло­жением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников желез­нодорожного транспорта.

Рабочее время. Каждая локомотивная бригада обязана отра­ботать в течение месяца положенную норму часов Фбр, которая определяется по каждому конкретному месяцу из расчета 40-часо­вой рабочей недели.

Для локомотивных бригад применяется суммированный учёт рабочего времени – месяц, квартал, год. При этом сумма отработанных в этот период часов не должна превышать норму в учётном периоде. Допускается превышение на 24ч в месяц, но не более 120ч за год.

Продолжительность рабочего времени устанавливается работодателем с учётом мнения представительного органа работников, но не более 12ч.

Рабочее время бригады считается от момента явки на работу для приёмки электровоза и до момента сдачи электровоза. Начало и окончание работы локомотивной бригады оформляется в маршрут­ном листе машиниста.

Оборот локомотивной бригады.

Каждая бригада обслужива­ет электровоз в пределах определенного участка, называемого участком обслуживания или участком работы бригады. Закан­чивается такой участок пунктом смены локомотивных бригад. Рабочее время бригады, затраченное на проведение одной пары поездов по участку обслуживания, называется оборотом (рабочим) локомотивной бригады, ч

(3.1)

где tОСН - основное время - время ведения поезда по участку в обоих направлениях с учетом простоев на промежу­точных станциях;

tBСП - вспомогательное время - время на пере­движение электровоза от контрольного поста (включая время на отметку маршрута машиниста на контрольном посту) до сос­тава, на прицепку к составу, опробование тормозов поезда, пе­редвижение электровоза от состава на контрольный пост оборот­ного пункта (включая время на отметку маршрута), получение раз­решения на отправление поезда, справки о тормозах, письмен­ного предупреждения;

tРТ - время регламентированных технологичес­ких перерывов - время после опробования тормозов до момента отправления, установленного расписанием;

tПЗ - подготовительно-заключительное время - время на прием, экипировку, сдачу электровоза и другие действия, выполняемые бригадой в основном депо и в пункте обо­рота до прохода электровозом контрольного поста при следова­нии из депо к составу и после прохода контрольного поста при возвращении электровоза в депо от состава, а также на про­хождение локомотивной бригадой медицинского осмотра.

Оборот локомотивной бригады является расчетным показателем при опре­делении штата локомотивных бригад.

Полный оборот локомотивной бригады ТПбр по обслужива­нию пары поездов - это время от момента явки бригады на работу в пункте жительства до момента окончания работы в этом же пункте, включая время отдыха бригады в пункте оборота to6от (см. рис. 3.2), ч

. (3.2)

Рис. 3.2. Схема полного оборо­та локомотивной бригады

Непрерывная работа локомотивной бригады ТНР - этовремя от момента явки бригады на работу для приемки электровоза до мо­мента оформления всех документов по сдаче электровоза. Время, затраченное локомотивной бригадой на следование пассажирами от места постоянного жительства или пункта смены к пункту, назначенному для приемки электровоза, на ожидание поезда для следования пассажирами, а также на возвращение к месту жительства, учитывается как рабочее, но не входитв продолжительность непрерывной работы.

Продолжительность непрерывной работы более 7ч при шестидневной рабочей неделе, но не более 12ч, утверждается начальником железной дороги с учётом мнения представительного органа работников.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад электропоездов не может превышать 10ч. При работе с ночным отдыхом в пункте оборота суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12ч, а время непрерывной работы после отдыха – 6ч.

Время отдыха бригады.

Если оборот локомотивной бригады TРбр > ТНР, то отдых бригаде в пункте оборота tотоб предоставляется продолжительностью не ме­нее половины предшествующего рабочего времени tр

(3.3)

, (3.4)

где tпрос, tсдоб - время приёмки и сдачи локомотива в основном и оборотном депо соответственно, ч;

tдв – время следования по участку обслуживания бригады, ч.

Продолжительность отдыха (не более одного за поездку) локомотивных бригад в оборотном депо должна составлять не менее 3ч, а для бригад пригородных электропоездов не менее 1ч.

По завершении очередной поездки локомотивной бригаде пре­доставляется отдых в пункте жительства. Продолжительность такого отдыха после обслуживания пары поездов

, (3.5)

где αот – коэффициент отдыха.

Для бригад пригородных электропоездов

(3.6)

Коэффициент отдыха определяется как

(3.7)

- для пятидневной рабочей недели

αот = (6 · 24 – 40): 40 = 2,6

- для шестидневной рабочей недели

αот = (5 · 24 – 40): 40 = 2,0.

Еженедельные выходные дни предоставляются локомотивной бригаде равно­мерно в течение всего месяца в любой из дней недели. Коли­чество выходных дней в месяце равно количеству воскресных дней данного месяца. Продолжительность выходного дня tвых нормируется как положенное время отдыха в основном депо после предшествующей поездки с добавлением 24 ч, т. е.

. (3.8)

Методы расчёта штата локомотивных бригад

Постоянный штат локомо­тивных бригад состоит из явочного и списочного.

Явочный штат состоит из бригад, занятых на работе с поездами, на маневрах, с локомотивами на станциях и территории депо (в процессе приема-сдачи, технического обслу­живания) и находящихся на отдыхе после работы.

Списочный штат составляют бригады, которые оформ­лены на постоянную работу в депо. Он больше явочного на число работников, заменяющих находящихся в очередном и учебном отпусках, в командировках и больных.

Кроме постоянного штата, в депо есть временный штат локомотивных бригад, привлекаемый к работе на период максимальных (сезонных) пере­возок.

Применяются следующие методы определения штата локомотивных бригад: индексный, по заданным числу пар поездов, годовому линейному пробегу, объемам работы и по графику движе­ния поездов.

Индексный метод применяется при планировании списочного штата на перспективу и заключается в корректировке отчет­ной численности по индексам планируемых объемов работы и ос­новных показателей использования локомотивов

, (3.9)

где Бо — фактический среднегодовой списочный штат прошло­го года;

ИР, ИV, ИQ, Иα — индексы изменения соответственно объема работы, скорости движения, массы поезда, вспомогательного времени работы, определяемые как отно­шения запланированных и фактических величин;

α всп — доля вспомогательного времени в общем бюджете рабочего времени бригад.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: