Статистика окружающей природной среды

Статистика окружающей природной среды – отрасль экономической статистики, изучающая процессы взаимодействия человека с окружающей природной средой, проблемы, связанные с сохранением, восстановлением и улучшением качества окружающей природной среды. Объектом статистического наблюдения в ней являются естественные экосистемы: земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферная воздух, леса, животный мир, особо охраняемые природные территории.

Природные богатства и их использование в статистической практике нашей страны начали изучаться сравнительно давно. В 1766 – 1780 гг. было проведено генеральное межевание сельхозугодий и лесов. Результаты генерального межевания нашли отражение в обобщенных статистических материалах. В середине XIX в. значительный статистический материал собирался на общегосударственном уровне от местных органов власти, обобщался и публиковался в официальном правительственном издании – «Журнале министерства внутренних дел». В России к концу XIX в. значительных успехов достигла статистика земельных ресурсов.

К весьма значимым трудам в области исследования природно-ресурсного потенциала страны можно отнести многотомное энциклопедическое издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (19 т., 1899 – 1914 гг.), осуществленное при активном участии П. П. Семенова-Тянь-Шанского (1827 – 1914). Последний был не только выдающимся путешественником и географом, но и крупнейшим организатором отечественной статистики. Этим ученым также был подготовлен выпуск «Географическо-статистического словаря Российской Империи» (5 т., 1863 – 1885 гг.).

В первой половине ХХ в. теория и практика сбора статистической информации о природных ресурсах получила в нашей стране новое качественное наполнение. Для разработки плана и отслеживания выполнения установленных заданий была необходима определенная статистическая информация. Существовавшие принципы государственного планирования предусматривали обязательную унификацию плановой и отчетной методологии как на макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятий и организаций. В тоже время информации экологического характера было не так много.

Необходимый опыт сбора, проверки и систематизации данных, проведения расчетов и оценок накапливался медленно. В 1930-х гг. и в последующие годы органы государственной статистики стали получать отчетные сведения от колхозов о выполнении планов агротехнических мероприятий. В 1955 г. был введен унифицированный порядок государственного учета распределения земель по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользователей по единой общесоюзной системе. Руководство учетом земель и регистрацией землепользователей, а также контроль правильности использования земель всеми землепользователями были возложены на Министерство сельского хозяйства СССР и его республиканские и местные органы.

Со второй половины 1960-х гг. водохозяйственные организации Минводхоза СССР начали систематически представлять отчеты: 1) о заборе и подаче воды по оросительным системам; 2) об очистке оросительной, коллекторно-дренажной и водосборно-оросительной сети; 3) о ремонте и очистке осушительной сети; 4) о выполнении работ по эксплуатации оросительных и осушительных систем и др.

В 1920 – 1960 гг. начинается сбор информации о запасах полезных ископаемых и их добыче. Позитивную роль в данном случае сыграло Постановление Совнаркома СССР (март 1937 г.), в соответствии с которым был образован Всесоюзный геологический фонд (ВГФ). Эта организация постепенно сконцентрировала сбор и разработку статистических данных о движении запасов минерального сырья. Начали выпускаться подробные отчетные балансы запасов полезных ископаемых. Характерно, что несмотря на закрытость сведений о геологических запасах важнейших видов минерального сырья некоторые сведения все же публиковались в открытой печати.

По лесному хозяйству и лесопользованию информация по многим показателям имелась уже с конца 1940-х гг. Во второй половине 1950-х гг. был впервые издан статистический сборник по итогам полного учета лесного фонда, проведенного на начало 1956 г.

Статистика охраны окружающей природной среды в современном понимании, зародилась в начале 1970-х гг. и во многом связана с именем выдающегося советского статистика, начальника ЦСУ СССР В. Н. Старовского (1905 – 1975).

Системная организация статистики охраны окружающей природной среды как логического развития статистики природных ресурсов и природопользования, произошла в 80-х гг. XX в. Этому предшествовал ряд государственных, партийных и правительственных решений, направленных на улучшение охраны природы и рационализацию природопользования. К таковым в первую очередь следует отнести Постановление Верховного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» (1972). Ранее были приняты Основы земельного и водного законодательства Союза ССР и союзных республик (соответственно, в 1968 и 1970 гг.). Через несколько лет были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах (1975), Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977), Законы СССР «Об охране атмосферного воздуха» и «Об охране и использовании животного мира» (оба в 1980 г.). Практически во всех указанных законодательных актах присутствовали разделы и статьи, предусматривающие правовые нормы по учету и отчетности не только о наличии, состоянии, использовании, но и об охране природных ресурсов.

Информационное обеспечение, включающее сбор, обработку и передачу различных сведений о состоянии, загрязнении (деградации) и охране окружающей природной среды, в том числе статистического характера, начало постепенно развиваться в системе общеэкономических и контролирующих ведомств, а также отраслевых союзных, союзно-республиканских и республиканских министерств.

Проблема достоверности данных всегда была одна из основных. Точность данных по важнейшим позициям была не ниже аналогичных характеристик в большинстве развитых стран мира, а в некоторых случаях превосходила их.

Общее количество форм государственной статистической отчетности, касающейся природно-ресурсных и природоохранных проблем, в СССР к концу 1980-х гг. составляло порядка 80 единиц. В органах Госкомстата СССР разрабатывались (собирались, проверялись, обобщались и т. д.) свыше 40 форм статистической отчетности, в том числе около 30 форм – по природоохранной тематике. Разработка остальных форм была централизована в системе Министерства геологии СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства сельского хозяйства СССР (Госагропрома СССР), Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, Министерства здравоохранения СССР и ряда других отраслевых министерств и ведомств.

Период конца 1980-х – начала 1990-х гг. характеризовался двойственной ситуацией. С одной стороны, интерес к статистической информации о рациональности использования природных ресурсов, а также о состоянии, загрязнении (деградации) и охране окружающей природной среды в обществе значительно возрос. С другой стороны, формирующаяся в это время социально-экономическая обстановка все более негативно влияла на организацию статистического наблюдения. Одной из особенностей рассматриваемого периода явилось массовое снятие ограничительных грифов как с общестатистической информации, так и с материалов в области природопользования, состояния, загрязнения (деградации) и охраны окружающей природной среды. На этот период приходится также начало публикации в открытой печати ежегодных Государственных докладов о состоянии природной среды и природоохранной деятельности в стране. В 1989 г. был впервые выпущен массовым тиражом статистический сборник «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в СССР».

В конце 1980 – начале 1990-х гг. руководителями Госкомприроды СССР, ряда других министерств и ведомств и особенно отдельными учеными, общественными деятелями, писателями, публицистами, журналистами, артистами и т. д., стали в массовом порядке озвучиваться цифры и факты, имеющие мало общего с реалиями, а порой – и с элементарной логикой.

Период с 1992 г. по настоящее время характеризуется значительной стагнацией статистики окружающей природной среды по сравнению с предшествующими периодами. Статистика в 90-х гг. XX в. и в начале XXI в. все более теряла централизованный характер, в широких масштабах распылялась по различным министерствам и ведомствам. При этом существенно сузилась информационная база.

Охват соответствующих объектов статистическими наблюдениями и получение минимума отчетной информации в 90-х гг. XX в. и начале XXI в. были весьма затруднены, поскольку предприятия и организации зачастую отказывались отчитываться. В целях восстановления информационных потоков пришлось принимать специальные правительственные постановления. Примером может служить принятое в феврале 1996 г. постановление, обязывающее недропользователей представлять отчетность о запасах и использовании полезных ископаемых.

К концу 2008 г. общее количество форм федерального государственного статистического наблюдения с преимущественной природно-ресурсной и природоохранной направленностью показателей составило примерно 50 единиц. Из их числа в системе Росстата разрабатывается около 30 форм статистического наблюдения. Кроме Росстата природоохранная отчетность собирается от природопользователей и обобщается в системе Росводресурсов, Ростехнадзора, Роснедвижимости, Роспотребнадзора и других организаций.

Таким образом, произошло сокращение числа форм государственной статистической отчетности (форм федерального государственного статистического наблюдения) и уменьшение количества показателей в рассматриваемой сфере по сравнению с концом 1980-х гг. Однако, общая отчетная нагрузка на хозяйственные объекты не уменьшилась, более того, во многих случаях она возросла. Появилось множество властных структур, как на федеральном, так и региональных уровнях, а также корпоративных, коммерческих и общественных организаций систематически и в массовом порядке запрашивающих ту или иную информацию от природопользователей. Значительное увеличение учетной отчетной нагрузки на природопользователей произошло также в результате роста документооборота по налогообложению, лицензированию, нормированию и т. д. Очень часто информационные запросы стали осуществляться по дублирующим или непродуманным схемам с малопонятными, методологически неопределенными показателями. Систематизация, проверка, обобщение получаемых данных проводятся далеко не всегда. Однако, даже когда они присутствуют, возможности продуктивного анализа по указанным причинам ограничены. Неопределенность методологии и содержания показателей приводит к неопределенности итоговых результатов.

Основной заслугой 90-х гг. ХХ в. и начала XXI в. можно считать то, что удалось до некоторой степени сохранить от полной ликвидации основные организационные элементы статистики окружающей природной среды, обеспечить элементарную сопоставимость ранее накопленной информации с вновь поступающими данными.

Одна из главных проблем в настоящее время – это снижение востребованности объективных статистических данных со стороны руководящих и общеэкономических органов Российской Федерации. В состав последних входит не только Минэкономразвития России и Минфин России. На низком уровне используется соответствующая информация в МПР России, Ростехнадзоре и в других министерствах и ведомствах. Налицо слабая заинтересованность в анализе многих тенденций, вскрываемых статистикой окружающей природной.

Статистика окружающей природной среды должна занять в общем информационном обеспечении управления экономикой и социальной сферой подобающее место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: