Взаимодействиеощущений

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора мо-жет влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Обтирание лица прохладной водой (температурные ощущения), сла-бые кисло-сладкие вкусовые ощущения тоже могут обо-стрить наше зрение.

Дефект работы одного анализатора обычно компенси-руется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся не-поврежденными анализаторы своей более четкой работой компенсируют деятельность «выбывших» анализаторов. Так, при отсутствии зрения и слуха у слепо-глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся ана-лизаторов, что люди научаются довольно хорошо ориен-тироваться в окружающей обстановке. Например, слепо-глухая О.И. Скороходова за счет хорошо развитого осяза-ния, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии.

7.5. Развитие ощущений

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безус-ловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и неко-торые другие раздражители. Человеческий слух формиру-ется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и вос-питания.

Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами - памятью, мышлением,



воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в пол-ной мере не реализуется.

Устройство наших органов чувств позволяет нам ощу-щать гораздо больше того, что мы на самом деле ощущаем. Как будто сложный прибор работает не в полную силу. Можно ли как-то изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно.

Развитие ощущений происходит в связи с практичес-кой, прежде всего трудовой деятельностью человека и за-висит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совер-шенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.

Живопись предъявляет особые требования к ощуще-нию пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью. То же - у музыкантов. На точность определения звуков по высоте влияет, например, инструмент, на котором человек иг-рает. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет особые требования к слуху скрипача. Поэто-му различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем, например, у пианистов (данные Кауфма-на).

Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все мелодии имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкаль-ный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибоч-но. Во время занятий музыкой у любого человека развива-ется музыкальный слух. Особенно острым слухом отлича-ются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать деревья, например, отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.

Наши зрительные ощущения тоже развиты очень мало. Возможности зрительного анализатора гораздо шире. Из-вестно, что художники различают гораздо больше оттен-ков одного и того же цвета, чем большинство людей.



Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обо-нянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и пред-меты, идя по знакомой улице, они по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят.

Вот, например, что пишет Ольга Скороходова: «Неза-висимо от того, какое бывает время года: весна ли, лето ли, осень или зима, но я всегда по запахам чувствую боль-шую разницу между городом и парком. Весной я чувствую, как резко пахнет влажная земля, смолистый запах сосны, запах березы, фиалок, молодой травы, а когда цветет си-рень, я слышу этот запах. Еще подходя к парку, летом я чувствую запах разных цветов, травы и сосны. В начале осени я слышу в парке сильный, не похожий на другие запахи, запах увядающих и уже сухих листьев; в конце осени, особенно после дождя, я ощущаю, как пахнет мокрая земля и намокшие сухие листья. Зимой же я отли-чаю парк от города, потому, что воздух здесь более чис-тый, нет тех резких запахов людей, автомобилей, разной пищи, запахов, которые в городе исходят почти из каж-дого дома...»

Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходи-мо их тренировать. Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется чело-веку во всем своем многообразии и красоте.

Особенностью сенсорной организации человека явля-ется то, что она складывается прижизненно. Исследова-ния психологов показывают: сенсорное развитие - резуль-тат длительного жизненного пути личности. Чувствитель-ность - потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.

Вопросы и задания

1. Почему ощущение называют источником познания?

2. Что такое «органы чувств»?

3 О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О. Скороходовой:

Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю...

4. Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты?



Т е м а 2 ВОСПРИЯТИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: