Своеобразиемладшегошкольноговозрастакак

Этапаразвития

В отечественной психологии специфика каждого возра-ста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообра-зований.

Младший школьный возраст связан с переходом ре-бенка к систематическому школьному обучению. Началообучения в школе ведет к коренному изменению соци-альной ситуации развития ребенка. Он становится «об-щественным» субъектом и имеет теперь социально зна-чимые обязанности, выполнение которых получает об-щественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требова-ниями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учеб-ная деятельность. Она определяет важнейшие изменения,происходящие в развитии психики детей на данном воз-растном этапе. Врамках учебной деятельности складывают-ся психологические новообразования, характеризующие наи-более значимые достижения в развитии младших школьни-ков и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей,



активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интен-сивного развития и качественного преобразования позна-вательных процессов: они начинают приобретать опосред-ствованный характер и становятся осознанными и произ-вольными. Ребенок постепенно овладевает своими психи-ческими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу-чения мышление выдвигается в центр сознательной дея-тельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на ус-воение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к пере-стройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие ду-мающим»1. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникно-вению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В этот период качественно изменяется способность к

произвольнойрегуляции поведения. Происходящая в этом воз-расте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выгот-ский) характеризует новый уровень развития мотиваци-онно-потребностной сферы, что позволяет ребенку дей-ствовать не непосредственно, а руководствоваться созна-тельными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

На протяжении младшего школьного возраста начина-етскладываться новыйтипотношенийсокружающимилюдь-ми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачи-вается, все большее значение для ребенка начинают при-обретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- развитие нового познавательного отношения к дей-ствительности;

- ориентация на группу сверстников.

1 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. —

С. 56.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: