Глубокие изменения, происходящие в психологичес-ком облике младшего школьника, свидетельствуют о ши-роких возможностях развития ребенка на данном возраст-ном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как ак-тивного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способ-ностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития кри-тичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, уста-новления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, лич-ность, социальные отношения. Ведущая роль учебной дея-тельности в этом процессе не исключает того, что млад-ший школьник активно включен и в другие виды деятель-ности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершен-ствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на дан-ном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учить-ся, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в даль-нейшем (за рамками сензитивного периода) будет значи-тельно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, кото-
рые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтере-сованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подрос-ткового возраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необхо-димых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с пред-стоящими сложностями подросткового возраста.
Вопросы и задания
1.В чем заключается специфика психического развития в младшем школьном возрасте?
2. Каковы потенциальные возможности развития в этот пе-риод?
3. Сравните отечественный и зарубежные подходы к понима-нию сущности младшего школьного возраста. В чем вы видите сходства и различия между ними?