1. Сущность эксперимента. Переменные психологического эксперимента.
2. Формирование экспериментальной выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Основные критерии формирования выборки.
3. Стратегии формирования выборки:
- привлечение реальных групп,
- стратометрическая стратегия,
- стратегия попарного отбора,
- рандомизация.
4. Численность выборки.
5. Работа в подгруппах: Спланируйте действия по формированию экспериментальной выборки с помощью каждой из перечисленных стратегий для проведения исследования по любой теме из предложенного списка:
- Исследование устойчивости внимания у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам,
- Исследование уровня развития произвольного запоминания у младших школьников,
- Сравнительное исследование тревожности у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Основные понятия:
Метод, эмпирические методы, теоретические методы, эксперимент, экспериментальная выборка, экспериментальная группа, контрольная группа, валидность, надежность, закон нормального распределения, рандомизация, стратометрическая стратегия, стратегия попарного отбора, артефакт.
|
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Каким требованиям должна удовлетворять экспериментальная выборка?
2. В чем достоинства и ограничения каждой из стратегий формирования выборки?
Литература:
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.,2000.
2. Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.,1980.
3. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. –М.,1998.
4. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. – М.,1990.
Тема 2 (2 часа)
Наблюдение
1. Сущность и преимущества стандартизированного наблюдения.
2. Виды стандартизированного наблюдения: наблюдение единиц и наблюдение категорий.
3. Организация стандартизированного наблюдения.
2. Работа в подгруппах: Разработать план и протокол стандартизированного наблюдения для изучения одной из предложенных проблем:
- Исследование устойчивости внимания у старших дошкольников (младших школьников)
- Исследование уровня и особенностей проявления агрессии у дошкольников с различным уровнем тревожности,
- Исследование эффективности игровой программы коррекции поведения у детей с агрессивным поведением.
В ходе работы требуется:
- определить цель и задачи наблюдения,
- составить план наблюдения (определить этапы, виды наблюдения на каждом этапе, виды протокола на каждом этапе, примерные сроки каждого этапа),
|
|
- разработать протокол для этапа структурированного наблюдения,
- определить способ анализа данных, примерные практические рекомендации.
Основные понятия:
Наблюдение, эмпирические методы, субъективность.
Литература:
1. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М.,2001.
2. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. – М.,1977.
3. Тьюки Дж. Анализ результатов наблюдения. Разведочный анализ. - М.,1981.