Психологический эксперимент

1. Сущность эксперимента. Переменные психологического эксперимента.

2. Формирование экспериментальной выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Основные критерии формирования выборки.

3. Стратегии формирования выборки:

- привлечение реальных групп,

- стратометрическая стратегия,

- стратегия попарного отбора,

- рандомизация.

4. Численность выборки.

5. Работа в подгруппах: Спланируйте действия по формированию экспериментальной выборки с помощью каждой из перечисленных стратегий для проведения исследования по любой теме из предложенного списка:

- Исследование устойчивости внимания у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам,

- Исследование уровня развития произвольного запоминания у младших школьников,

- Сравнительное исследование тревожности у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.

Основные понятия:

Метод, эмпирические методы, теоретические методы, эксперимент, экспериментальная выборка, экспериментальная группа, контрольная группа, валидность, надежность, закон нормального распределения, рандомизация, стратометрическая стратегия, стратегия попарного отбора, артефакт.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким требованиям должна удовлетворять экспериментальная выборка?

2. В чем достоинства и ограничения каждой из стратегий формирования выборки?

Литература:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.,2000.

2. Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.,1980.

3. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. –М.,1998.

4. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. – М.,1990.

Тема 2 (2 часа)

Наблюдение

1. Сущность и преимущества стандартизированного наблюдения.

2. Виды стандартизированного наблюдения: наблюдение единиц и наблюдение категорий.

3. Организация стандартизированного наблюдения.

2. Работа в подгруппах: Разработать план и протокол стандартизированного наблюдения для изучения одной из предложенных проблем:

- Исследование устойчивости внимания у старших дошкольников (младших школьников)

- Исследование уровня и особенностей проявления агрессии у дошкольников с различным уровнем тревожности,

- Исследование эффективности игровой программы коррекции поведения у детей с агрессивным поведением.

В ходе работы требуется:

- определить цель и задачи наблюдения,

- составить план наблюдения (определить этапы, виды наблюдения на каждом этапе, виды протокола на каждом этапе, примерные сроки каждого этапа),

- разработать протокол для этапа структурированного наблюдения,

- определить способ анализа данных, примерные практические рекомендации.

Основные понятия:

Наблюдение, эмпирические методы, субъективность.

Литература:

1. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М.,2001.

2. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. – М.,1977.

3. Тьюки Дж. Анализ результатов наблюдения. Разведочный анализ. - М.,1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: