Система методов
профессионального консультирования.
В профессиональном консультировании, психолог пользуется системой методов и показателей, которые наглядно можно представить в следующей таблице:
№ | Показатели | Методы |
Состояние здоровья и физического развития | Медицинское освидетельствование | |
Любимые занятия в свободное время | Интервью | |
Способности | Тесты | |
Интересы и склонности | Вопросники | |
Знания | Школьная успеваемость. Тесты достижений | |
Умения и навыки | Школьная характеристика. Тесты квалификаций. Интервью. | |
Социально-экономическое положение семьи. | Анкеты. Интервью. Беседы. | |
Личностные особенности ребенка | Наблюдение. Личностные тесты. Интервью. Школьная характеристика |
Определение сформированности профессионального плана
Вводные замечания
Направленность выступает как системно-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективное отношение к различным сторонам действительности.
|
|
В связи с этим С.Л. Рубинштейн писал: «Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М.- Л., 1946.- С. 385).
Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы.
Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен; 17% - по совету родителей; 9% - под влиянием средств массовой информации; еще 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами (близость к дому и др.).
Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения более устойчивы, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности в профконсультации используется ряд методик, представленных в данном пособии. Начать профориентационную работу рекомендуем с «анкеты оптанта», целью которой является выявление сформированности профессионального плана старших школьников.
|
|
Цель занятия: определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.
Порядок работы: испытуемому предлагается заполнить анкету и дается инструкция: «Для того чтобы обсудить с вами возможные варианты выбора профессии, прошу вас ответить на ряд вопросов».
Анализируя результаты анкеты, профконсультант должен сформулировать следующие выводы:
1) о наличии профессионального плана;
2) степени его сформированности:
а) сделан выбор профессии или еще нет;
б) продуманы пути ее получения или нет;
в) имеется ли уверенность в правильности выбора или нет;
г) самостоятельно ли сделан выбор или под воздействием внешних факторов (влияние родителей, учителей, товарищей и др.);
3) об осознанности выбора профессии:
а) выбор построен с учетом интересов подростка или нет;
б) с учетом предшествующего опыта самого ребенка (раньше этим занимался) или нет;
в) с учетом способностей оптанта или нет;
г) выбор осознан или нет;
д) выбор адекватно мотивирован или нет.
Методика 1. «Анкета оптанта».
Ф.И.О. ……………………………………................................
Школа…………...класс…………......Дата……….....................
1. Назовите ваши любимые учебные предметы.
2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы.
3. Назовите профессии, которые вам нравятся.
4. Назовите профессии, которые вам не нравятся.
5. Чем вы любите заниматься в свободное время?
6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?
7. В какой работе класса или школы принимаете участие?
8. Сколько времени обычно у вас уходит на приготовление уроков?
9. Какая область деятельности или знаний из приведенных ниже вас больше всего интересует:
- естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);
- точные науки (математика, физика);
- общественно-научная (история, философия, экономика, право);
- гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);
- искусство (музыкальное, театральное, изобразительное) или же определенные интересы отсутствуют?
10. Какую профессию вы решили избрать?
11. Что повлияло на ваш выбор?
- родители; - друзья;
- учителя; - книги;
- СМИ; - радио, телевидение;
- известные личности; - кино;
.................................................(иные источники информации).
12. Наметили ли вы пути получения выбранной Вами профессии?
13. Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избранной вами профессии?
14. Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?
15. Что привлекает вас в избранной профессии:
- условия труда;
- сам процесс трудовой деятельности;
- высокая материальная обеспеченность;
- подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;
- спокойная работа;
- высокая степень ответственности;
- самостоятельное принятие решений;
- возникновение сложных или даже опасных ситуаций;
- контакты с людьми;
- возможность творческой деятельности;
- частые командировки;
- возможность создавать что-либо своими руками;
- работа на свежем воздухе;
- романтичность;
- полезность результатов;
- независимость;
- перспективность (профессиональный рост, продвижение по службе);
- близость к месту жительства;
-………..............................................(другие обстоятельства)?
......................................................................................................
......................................................................................................
|
|
Обработка результатов:
Профконсультант, анализируя анкету, должен сделать вывод:
1. Профплан сформирован полностью (адекватен; рационален; обоснован).
2. Профплан сформирован частично (достоинства и недостатки данного профплана, над чем предстоит работать).
3. Профплан не сформирован (причины этого).
После качественной обработки данных и формулировки выводов планируется профориентационная работа с детьми, профплан которых не сформирован или сформирован частично.
Для школьников, профплан которых сформирован частично, возможно, будет достаточно работы с методиками, представленными в данном пособии.
Для школьников, профплан которых не сформирован, необходимо будет использовать дополнительные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения.