Методика 1. «Анкета оптанта»

Система методов

профессионального консультирования.

В профессиональном консультировании, психолог пользуется системой методов и показателей, которые наглядно можно представить в следующей таблице:

Показатели Методы
  Состояние здоровья и физического развития Медицинское освидетельствование
  Любимые занятия в свободное время Интервью
  Способности Тесты
  Интересы и склонности Вопросники
  Знания Школьная успеваемость. Тесты достижений
  Умения и навыки Школьная характеристика. Тесты квалификаций. Интервью.
  Социально-экономическое положение семьи. Анкеты. Интервью. Беседы.
  Личностные особенности ребенка Наблюдение. Личностные тесты. Интервью. Школьная характеристика

Определение сформированности профессионального плана

Вводные замечания

Направленность выступает как системно-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективное отношение к различным сторонам действительности.

В связи с этим С.Л. Рубинштейн писал: «Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М.- Л., 1946.- С. 385).

Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы.

Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен; 17% - по совету родителей; 9% - под влиянием средств массовой информации; еще 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами (близость к дому и др.).

Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения более устойчивы, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности в профконсультации используется ряд методик, представленных в данном пособии. Начать профориентационную работу рекомендуем с «анкеты оптанта», целью которой является выявление сформированности профессионального плана старших школьников.

Цель занятия: определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

Порядок работы: испытуемому предлагается заполнить анкету и дается инструкция: «Для того чтобы обсудить с вами возможные варианты выбора профессии, прошу вас ответить на ряд вопросов».

Анализируя результаты анкеты, профконсультант должен сформулировать следующие выводы:

1) о наличии профессионального плана;

2) степени его сформированности:

а) сделан выбор профессии или еще нет;

б) продуманы пути ее получения или нет;

в) имеется ли уверенность в правильности выбора или нет;

г) самостоятельно ли сделан выбор или под воздействием внешних факторов (влияние родителей, учителей, товарищей и др.);

3) об осознанности выбора профессии:

а) выбор построен с учетом интересов подростка или нет;

б) с учетом предшествующего опыта самого ребенка (раньше этим занимался) или нет;

в) с учетом способностей оптанта или нет;

г) выбор осознан или нет;

д) выбор адекватно мотивирован или нет.

Методика 1. «Анкета оптанта».

Ф.И.О. ……………………………………................................

Школа…………...класс…………......Дата……….....................

1. Назовите ваши любимые учебные предметы.

2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы.

3. Назовите профессии, которые вам нравятся.

4. Назовите профессии, которые вам не нравятся.

5. Чем вы любите заниматься в свободное время?

6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?

7. В какой работе класса или школы принимаете участие?

8. Сколько времени обычно у вас уходит на приготовление уроков?

9. Какая область деятельности или знаний из приведенных ниже вас больше всего интересует:

- естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);

- точные науки (математика, физика);

- общественно-научная (история, философия, экономика, право);

- гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);

- искусство (музыкальное, театральное, изобразительное) или же определенные интересы отсутствуют?

10. Какую профессию вы решили избрать?

11. Что повлияло на ваш выбор?

- родители; - друзья;

- учителя; - книги;

- СМИ; - радио, телевидение;

- известные личности; - кино;

.................................................(иные источники информации).

12. Наметили ли вы пути получения выбранной Вами профессии?

13. Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избранной вами профессии?

14. Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?

15. Что привлекает вас в избранной профессии:

- условия труда;

- сам процесс трудовой деятельности;

- высокая материальная обеспеченность;

- подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;

- спокойная работа;

- высокая степень ответственности;

- самостоятельное принятие решений;

- возникновение сложных или даже опасных ситуаций;

- контакты с людьми;

- возможность творческой деятельности;

- частые командировки;

- возможность создавать что-либо своими руками;

- работа на свежем воздухе;

- романтичность;

- полезность результатов;

- независимость;

- перспективность (профессиональный рост, продвижение по службе);

- близость к месту жительства;

-………..............................................(другие обстоятельства)?

......................................................................................................

......................................................................................................

Обработка результатов:

Профконсультант, анализируя анкету, должен сделать вывод:

1. Профплан сформирован полностью (адекватен; рационален; обоснован).

2. Профплан сформирован частично (достоинства и недостатки данного профплана, над чем предстоит работать).

3. Профплан не сформирован (причины этого).

После качественной обработки данных и формулировки выводов планируется профориентационная работа с детьми, профплан которых не сформирован или сформирован частично.

Для школьников, профплан которых сформирован частично, возможно, будет достаточно работы с методиками, представленными в данном пособии.

Для школьников, профплан которых не сформирован, необходимо будет использовать дополнительные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: