Взято из: J.L.Adams. Conceptual Blockbusting(1976)

Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект

пописать в трубку, чтобы шарик всплыл на поверхность. Почему вам это не пришло в голову, а если пришло, то почему пришло? Такое решение (извиняюсь за каламбур) могло не прийти к вам из-за культурного запре­та, запрещающего публичное мочеиспускание (помните Билли Картера?). Поскольку лимит времени не установлен, мы могли бы также сделать клейстер из муки, измазать им бельевую веревку, опустить ее в трубку и постараться, чтобы она присохла к шарику. Затем легкий шарик можно было бы осторожно извлечь. Можно было бы также попытаться вшесте­ром опрокинуть всю комнату вместе с бетонным полом, чтобы шарик вы­катился из трубки: в условиях сказано только, что трубка встроена в пол и что группа из шести человек находится в комнате. Это могла бы быть очень маленькая комната, с которой вполне справились бы шесть человек. Почему вы не подумали об этом? Возможно, при помощи имеющихся ин­струментов вы могли бы построить антигравитационную машину или из­влечь шарик из трубки при помощи трансцендентального опыта (что такое реальность в конце концов?). Может, вы напишете мне о других хитроум­ных решениях, если они у вас есть. Способность к творческому мышле­нию частично определяется культурой и образованием.

Обучение творчеству. Если творчество зависит от культуры и обра­зования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкос­ти мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и фило­софские вопросы более глубоко, чем раньше,— но трудно доказать эмпи­рически, что путем одного только обучения из случайно выбранного чело­века можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикинсон или Фрейд.

Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творчество можно расширить следу­ющими средствами:

+ Развитие базы знаний. Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас инфор­мации, из которой вырабатывается ее талант. Все вышеперечисленные творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совер­шенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Po (Anne Roe, 1946, 1953) обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно. Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту, напол­ненному информацией.

4 Создание правильной атмосферы для творчества. Какое-то вре­мя назад в моду вошел прием "мозгового штурма". Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать боль­шое количество идей или решений проблемы, его также можно использо­вать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность.

Мышление и интеллект - естественный и искусственный 480

4Поиск аналогий. Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение кото­рой они уже знают (см. Hayes and Simon, 1976; Hinsley, Hayes, and Simo-n, 1977). Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встреча­лись. Например, в задаче по извлечению пинг-поногового шарика из чер-тырехдюймовой трубки одним из возможных приемов было сделать клей из муки. Если бы вы встречались со сходной головоломкой, тогда вы воз­можно смогли бы решить задачу о трубке и шарике при помощи муки и клея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: