Внимание как таковое характеризуется не только тем, на что оно обращено, но и тем, откуда, каким образом оно направлено. Например, человек может (пытаться) смотреть с точки зрения духа или эго, лично или надлично и т. п. В сознании подобные установки фиксируются редко, разве что кто-нибудь напомнит: «Посмотри на себя со стороны» или «А ты посмотри на это с его точки зрения», — и тогда человек осознает (иногда), где находится центр его внимания.
То, насколько меняется восприятие информационно-энергетического потока при переключении центра внимания, можно оценить, пытаясь понять психологию человека, совершившего «дурной» поступок. «Как же ты мог обидеть (не помочь, не выручить из беды)?» — спрашиваем мы его. «Да как-то не понял, что ему это надо». «Но ведь он же просил (умолял, кричал о помощи)?!» Далее следует тягостная пауза. Человеку стыдно, но объяснить свое поведение он не может, ему и в самом деле непонятно, почему он так себя вел. Как будто душа тогда зачерствела. А на самом деле «душа», конечно, не зачерствела, просто (энергетическая!) информация, поступившая извне (просьба о помощи), была так отфильтрована и трансформирована личностной установкой внимания, что оказалась недостаточной для вызова соответствующей реакции, то есть программа выбора восприняла ее как шумовой фон.
|
|
Можно условно выделить три типа восприятия: личное, глазами другого и ситуативное, и для каждого из них несколько уровней.
Основная характеристика личного типа восприятия это полное отождествление себя со своими ощущениями в данный момент времени. При таком типе восприятия у человека возникает иллюзия, что остальные видят, думают и чувствуют ровно то же, что и он сам. Если этот тип восприятия преобладает, то у человека создается устойчивое (подсознательное или частично или полностью осознаваемое) представление о том, что все остальные люди устроены точно так же, как и он сам. При этом уровень восприятия, то есть тот ассортимент разновидностей информационно-энергетических потоков, который воспринимается данным человеком, может меняться в очень широких пределах. Например, человек может очень тонко чувствовать искусство, музыку, других людей, и при этом никогда не сходить с личной точки восприятия. О людях такого рода было сказано: «Они любят не искусство, а себя в искусстве».
При надличном типе восприятия человек выделяет в себе некоторую часть, которая чувствует, радуется, страдает, думает, и другую часть, которая за всем этим наблюдает и осуществляет общее руководство. Это «точка свидетеля» по Ауробиндо Гхошу или «темная комната» актера по К. Станиславскому.
|
|
При внеличностном восприятии человек смотрит на окружающее как бы объективными глазами, то есть не выделяет себя; при этом, однако, личность (и своя, и другие) обычно воспринимается как целое, по крайней мере на первых этапах эволюционного развития. В этом смысле можно выделить следующие уровни самосознания, то есть восприятия своей личности.
1. Человек отделяет себя от окружающего мира и употребляет местоимение «я».
2. Человек отделяет свою личность от физического тела.
3. Человек осознает, что его личность представляет собой не единый, а сложный объект, состоящий из различных частей, наделенных как бы индивидуальностью и самостоятельной активностью. Это приблизительно тот уровень, на котором осознается подсознание как реально существующая сила.
4. Человек осознает, что части его личности различны по своим уровням и функциям. В этот момент человек начинает становиться сознательным в узком смысле слова; теперь он может задаваться вопросами, из какой части его «я» исходит данный импульс, желание, мысль и т. д.
На следующих уровнях самосознания дух проявляется уже более отчетливо, и человек сознательно с ним сотрудничает.
Когда человек воспринимает мир глазами другого, он делает существенный шаг в расширении сознания и учится воспринимать информационно-энергетические потоки гораздо более полным образом. То, что мы не в силах воспринять непосредственно, сами, можно пытаться воспринять, перевоплощаясь в других людей. Часто этот способ расширения восприятия (и сознания) является единственно возможным, хотя и не самым простым.
Однако наиболее адекватным является взгляд не личный и не глазами другого, а ситуативный, учитывающий ситуацию в целом; так мы смотрим представление. Дело в том, что каждая ситуация имеет определенный духовный смысл как для каждого ее участника, так и сама по себе как часть эволюционного процесса, и именно последний взгляд в наименьшей степени искажает ее информационно-энергетический поток.
Глава 3
Потребности