Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:
1. возраст;
2. уровень образования;
3. профессия;
4. цель прихода людей на выступление;
5. уровень заинтересованности в теме;
6. уровень осведомленности в данном вопросе;
Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.
Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чуствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.
Кодирование
Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:
|
|
1. подбор материалов;
2. композиционно-логическое оформление речи;
3. использование фактологического материала;
4. работу над языком и стилем выступления.
Фактологический материал
Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.
Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.
Подготовка по существу вопросов:
1. анализ проблемы, ситуации
2. формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции
3. подготовка речи и аргументации выводов
4. подбор необходимых документов и материалов
5. Учитывать возрастной и половой факторы.
Коммуникативная фаза
Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно
было, чтобы остановить обратившееся в бегство
войско, превратить поражение в победу и спасти срану.
Жирарден
Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.
Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей: подготовка, манеры поведения, учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию
В любом выступлении, как правило, выделяют 3 основные части:
Вводная часть