Познавательные процессы, их характеристика

Ощущение -Есть различные виды ощущений: осязательные (кожные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, мышечные и ощущения равновесия. Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитной энергии на глаз человека.

Слуховые ощущения возникают, когда на внутреннее ухо воздействуют колебания давления воздуха.

Осязательные ощущения связаны с различного рода воздействиями на специализированные кожные воспринимающие аппараты - рецепторы. Таких рецепторов в коже человека много и поэтому кожные ощущения очень разнообразны.

Это ощущения от прикосновения, давления, тепла, холода, боли.

Восприятие – Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью.

Мышление - это обобщенное и наиболее полное и точное отражение действительности.

Мышление -Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований.

В философии изучается соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью него.

Память -Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей а основе развития и обучения.

Воображение -Психический процесс, выражающийся:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

2. Следующей стороной единой психической деятельности являются эмоции, в которых выражается различное отношение человека к окружающим его явлениям действительности и к самому себе.

Эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Эмоция — это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. "emoveo" — волную).

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов.

Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности).

Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения.

Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека — высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.

Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации.

Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции — чувства.

Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прекрасное", "безобразное" и т.д.).

Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

3. Однако человек не просто воспринимает окружающую действительность с тем или иным чувственным отношением к ней. Он проявляет стремления, желания, вносит те или иные, изменения в окружающую его среду, что выражается в поступках, действиях. Все эти проявления носят название волевых процессов: К, волевым процессам относится и активное внимание. Таким образом, можно сказать, что сама познавательная деятельность невозможна без волевых процессов.

Воля - сознательная регуляция деятельности на основе общественно выработанных понятий, норм, оценок. Используя соответствующие понятия, человек осознает необходимость и возможность соответствующих действий в данных условиях.

Воля является регуляционным процессом, направляющим деятельность на достижение ее будущего результата, который предвосхищается в виде определенной психической модели - цели.

Достижение результатов волевых действий связано с преодолением трудностей, с проявлением волевых усилий.

Воля - это психический процесс сознательной регуляции поведенческого акта, направленного на достижение результата, предвосхищаемого субъектом как необходимость и возможность.

Все сознательные действия - действия волевые. В волевой регуляции деятельности проявляются все стороны сознания.

Необходимость определенного результата деятельности может быть обусловлена объективными факторами. И тогда деятельность становится объективно целесообразной. Но жизнь дает немало примеров и того, когда волевая деятельность отдельных людей не является целесообразной. В этих случаях люди, предвосхищая результат своей деятельности, субъективно трактуют его как необходимый, хотя в действительности он не является таковым. Способность к большим волевым напряжениям может быть приложена к различным по социальной значимости целям. В преступном действии эти цели являются антисоциальными. Не всякая волевая деятельность является сама по себе социально положительной. Но всякая волевая деятельность человека по своей структуре является сознательной и принципиально отличается от поведения животных.

Поведение животных импульсивно стимулируется потребностью. Цель же деятельности человека не находится в прямолинейной связи с его потребностью. Так, например, если хищное животное охотится только будучи голодным, то человек убирает урожай, не испытывая голода в данный момент. Цель деятельности человека опосредствована его знаниями, пониманием значения того, что он делает, осознанием объективных свойств того предмета, на который направлена его деятельность.

Осознанная цель деятельности организует поле сознания человека. Объекты действительности избирательно выделяются в зависимости от их связи с целью деятельности. Цель является регулятором направленности сознания.

В зависимости от характера преодолеваемых трудностей можно говорить об интенсивности волевого процесса, о волевых усилиях, о силе воли. Волевые действия осуществляются в условиях конфликта с непосредственными воздействиями. Человек проявляет волевое усилие, отказываясь от эмоционально-положительных воздействий и преодолевая эмоционально-отрицательные воздействия (например, покидая теплое помещение и перенося пургу и мороз для достижения соответствующих целей). Волевое усилие связано с затратой нервной и мышечной энергии. Препятствия внешней среды, а также внутренние препятствия (сомнения, колебания, страх и т.п.) вызывают состояние напряженности. Это состояние всегда бывает более или менее тягостным и в силу этого недостаточно волевой человек отказывается от достижения цели.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Степень волевого усилия иногда может не соответствовать объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает очень большое усилие при выступлении на собрании, тогда как у другого человека это не связано с большим напряжением. Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от темперамента человека, от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Но в основном способность к волевым усилиям зависит от сформированности у человека чувства долга, установки на обязательное завершение начатых дел, на наилучшее их исполнение.

Волевая регуляция деятельности представляет собой совокупность волевых состояний — решительности, целеустремленности, настойчивости и др. Только систематический опыт пребывания в этих волевых состояниях приводит к формированию соответствующих волевых свойств личности.

Понятие о личности и её свойствах. Направленность личности (потребности, интерес, установки, жизненная позиция, мировоззрение и нравственные убеждения). Темперамент. Способности. Характер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: