Политика выставления оценок

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Утверждено

на заседании УМС

Председатель

______________ А.Ш.Курмангалиева

«____»______________20___г., № ___

Образовательная программа – Психология для всех специальностей магистратуры КУ (шифр – «название Специальности»)

Форма обучения – очная

СИЛЛАБУС

По дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»

Курс: 1

Семестр: 1

Количество кредитов: 2

Преподаватель степень – к.п.н. асс. профессор Жумабекова С.Ш.

кабинет № 604

Алматы, 2014

Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Психология Высшей Школы»

для магистрантов всех специальностей научно-педагогичного направления. шифр – «название».

Рассмотрено

На заседании кафедры «ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Зав. кафедрой

степень, звание - Профессор Жалимбетова Р.Б. __________________

подпись

Декан Высшей Школы (Факультета) гуманитарных дисциплин

степень, звание – профессор Султанова К.Р __________________

подпись

от «__»_____________ 20__ г., №__

Составитель: степень, звание - к.п.н. асс. профессор Жумабекова С.Ш.

подпись

Данные о преподавателе: Жумабекова Сана

Контактная информация: асс профессор кафедры СГД, кандидат пед. наук,

д/т – 2677368, е-mail – sanazhumabekova@mail.ru

Офисные часы: понедельник – среда 12.00 до 18.00.

Научно-исследовательские интересы – психология образования, психология личности, персонология,, гештальттерапия.

Авторские семинары и тренинги:

1) Семинар-тренинг «Тренинг успешности»

2) Семинар-тренинг «Мужчина и женщина: секреты гармоничных взаимоотношений»

3) Семинар-тренинг «Эффективного общения»

4) Семинар-тренинг «Эффективных продаж»

5) Семинар-тренинг «Детско-родительские отношения»

Введение

Дисциплина «ПСИХОЛОГИЯ» рассматривает и изучает основы «Общей психологии» и вопросы применения психологии в различных сферах жизни. Курс психологии для магистрантов формирует психологическое мировоззрение, навыки конструктивных коммуникаций, развивает творческий потенциал личности. Предлагаемый курс психологии включает основные сведения по дисциплине, а также знания по психологии креативности.

В результате изучения дисциплины «Психология» магистранты смогут сформировать собственное психологическое отношение к возникающим в жизни проблемам общества и человека.

Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:

- чтение лекций;

- проведение практических занятий;

- СРМП;

- выполнения курсовой работы (если предусмотрено в учебном плане);

- СРМ.

Целью преподавания дисциплины является:

формирование психологического миропонимания через курс общей психологии.

Задачи изучения данной дисциплины:

1) систематизация знаний магистрантов по различным отраслям психологии на основе изучения общепсихологических закономерностей психологических феноменов;

2) развитие умений и навыков познавательной деятельности магистрантов в процессе системно-психологического анализа различных теорий и психологических фактов;

3) знакомство с основными принципами, подходами и идеями мировой и отечественной психологической науки.

Пререквизиты: Философия, культурология, литература, биология

Постреквизиты: Менеджмент, ведение деловых переговоров, техника продаж

Магистранты, изучив дисциплину «ПСИХОЛОГИЯ», должны

Знать: основные психические процессы, состояния и свойства личности; их определения, классификации и свойства; закономерности успешного общения и деятельности.

Уметь: пользоваться научно-понятийным аппаратом науки психологии;

ориентироваться в вопросах истории развития психологической науки;

анализировать различные теории и психологические факты.

Овладеть навыками: психологического анализа различных жизненных ситуаций;

логического (устного и письменного) изложения материала по проблемам психологии;

Сформировать компетенции: творческого приспособления в собственных жизненных ситуациях.

1. План изучения дисциплины

  недели   Наименование темы Форма обучения Задание на практическое/ лабораторное занятие Литература Форма контроля Макс. Балл
             
1 неделя Предмет и задачи психологической науки и практики Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Научная и житейская психология, их отличия и взаимоотношения Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психоло-гию. – М., 1996. (стр. 12-21) Защита конспекта  
2 неделя Психологический анализ деятельности Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Смена представлений о предмете психологии .Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М., 1996 2. Ждан А.Н. История психологии. От антич-ности до наших дней. М., 1998- Схема, таблица,    
3 неделя Структура психики человека. Сознание как высшая ступень психики Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Сознание и самосознание Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М., 1996 (24-32) Устный ответ  
4 неделя Общие представления о психических процессах. Ощущение и восприятие   Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Методы исследования ощущения и восприятия Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии-М., 2004(36-50) Устный отчет по применению методов  
5 неделя Представление ивоображение Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Виды воображения. Способы создания образов. Столяренко Л.Д. основы психологии (193-198) Таблица  
6 неделя Внимание. Память. Способы их развития   Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Методы исследования памяти и внимания Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии-М., 2004(50-69; 152-172) Протоколы исследования испытуемого  
7 неделя Психология мышления Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Методы исследования мышления Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии-М., 2004(77 - 127) Протоколы исследования испытуемого  
8 неделя Психологический анализ речи Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Виды речевой деятельности и их особенности Столяренко Л.Д. основы психологии (200-207) Устные ответы  
9 неделя Психология личности. Человек: индивид, личность, субъект   Лекция1час,семинар-1час, СРМП-4часа Структура личности. Я-концепция личности. Столяренко Л.Д. основы психологии (306-311) Упражнение на выявление самооценки  
10 неделя Индивидуально-психологические свойства личности. Темперамент   Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Исследование темперамента. Тест Айзенка Столяренко Л.Д. Основы психологииПрактикум (176) Анализ результатов теста Айзенка  
11 неделя Способности и характер Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Акцентуации характера. Тест Леонгарда-Шмишека. Столяренко Л.Д. Основы психологииПрактикум (236) Анализ результатов теста Леонгарда-Шмишека  
12 неделя Эмоциональная и волевая сферы личности Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Исследование эмоционально-волевой сферы Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии-М., 2004(178-190) Анализ результатов теста «Вариант ТАТ»  
13 неделя Психология общения и развития Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Тренинг эффективного общения Куницына В.Н. и др.Межличностное общение.- СПб., 2001 (413-463) Тренировка навыков эффективного общения  
14 неделя Мотивация познания, обучения и творчества   Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Мотивационный тренинг Сеймор Дж., Коннор О Введение в НЛП-М., 1995 (10-45) Формирование навыков  
15 неделя Личностный и профессиональный рост индивида в процессе общения и развития   Лекция1час,семинар-1час, СРМП- 4 часа Психоаналитические теории развития Алан Е. Айви и др. Психологическое консультирование и психотерапия-М.,2000 (231-251) Сравнительная таблица стадий развития в разных психоаналитических теориях  
  Рубежный контроль   На 7-ой и 15-ой неделях      

График выполнения и сдачи заданий СРМ:

Тема задания Содержание задания Рекомендуемая литература Форма контроля Срок сдачи, неделя Макси-мальный оценоч- ный балл
  Научная и житейская психология, их отличия и взаимоотношения Составить краткий конспект Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психоло-гию. – М., 1996. (стр. 12-21) Защита конспекта 2,3 неделя  
2. Смена представлений о предмете психологии Составить логическую базу знаний (в виде таблицы, схем) 1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М., 1996 2. Ждан А.Н. История психологии. От антич-ности до наших дней. М., 1998 Схема, таблица,   4,5 неделя  
3. Методы психологического исследования     Органические, эмпирические, психодиагностические методы 1.Немов Р.С. Психология. – Кн.1 – М., 1995. 2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психо-логии. СПб., 1999. 3. Психол. практикум по общей и экспери-ментальной психологии /Под ред. А.А. Крылова. Л., 1987 АТР     6, 7 неделя  
4. «Место умений и навыков в структуре деятельности» или «Привычки и их роль в осуществлении деятельности» (по выбору) Написать эссе   1.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, 1982. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. (указ. соч.) –С. 99-134. 3. Рубинштейн С.Л. (указ. соч.)- С. 14-93 Эссе 8, 9 неделя  
5. «Проблема бессознательного в трудах ученых-психологов» 1. Понятие о бессознатель-ном 2. Область бессознательного 3. Роль бессознательного в регуляции поведения 1.Фрейд З. Психология бессознательного.-М., 1989. С. 310-343, 382-424. 2. Узнадзе Д.Н. Психологические исследова-ния. М., 1966, 1998. 3. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деят-ти). М., 1968. - С. 15-35, 52-66, 123-160, 224-239. АТР 10 неделя  
6. Основные понятия психологии, включая познавательные процессы Составить глоссарий об основных понятиях психологии 1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону, 2002. 2. Психологический словарь. М., 1999. Глоссарий, обсуждение 11,12 неделя  
7. Психология личности   Составление кроссворда по терминам раздела 1. Немов Р.С. (указ. соч.). С. 284-315. 2. Аверин В.А. Психология личности. СПб.,1999. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 292-322. Кроссворд   13,14 неделя  
8. Роль и значение психологии в нашей жизни Написание зак-лючительного эссе 1. Мерлин В.С. Очерк интегрального иссле-дования инди-видуальности. М., 1986. С.65-110. 2. Грановская Р.М. Указ. соч. С. 337-354. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С.244 – 291. .     Эссе 15 неделя  

График проведения и содержание СРМП

Тема занятия Содержание задания Рекомендуемая литература Форма Прове-дения Неделя проведения Макс. Оцен- ный балл
  Развитие психологии как самостоятель-ной науки Изучить след.вопросы: Основные исторические этапы развития психологической науки. Социоморфизм. Гносео-логизм. Культурализм. Теологизм. 1.Гальперин П.Я. Введение в психологию.Р-н Д.1999 2. История зарубежной психологии. Тексты под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н Пись-менный коллоквиум 1 неделя    
  Категория мотива в системе деятельности Основные формы и понятия психологии мотивации. Биологи-ческий и социальный уровни мотивации. Специфика развития мотивационной сферы человека. 1. Асмолов А.Г. Психология личности, М. 1990 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977 3. Видюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М. 1990 Устный опрос 2 неделя    
  Зарождение и эволюция психики Общественно-историческая природа психики человека. Происхождение и разви-тие сознания. Сознание и неосознаваемые психические процессы. Психологическая характеристика сознания 1.Веккер Л.М. Психические процессы Л. 1974 2. Рубинштейн CJI. Основы обшей психологии. СПб 2000 3. Шабельников В.К. Психика как функциональная система. Алматы, 1986 Презентация 3 неделя    
  Общие представления о психических процессах Психические процессы. Психический образ как интериорезированное действие. Функции психических образов, стабилизация системы деятельности 1.Веккер Л.М. Психические процессы Л. 1974 2.Рубинштейн CJI. Основы обшей психологии. СПб 2000   Письменный отчет, дискуссия 4 неделя    
  Представление и воображение Сделать сравнительный анализ представлений и воображений 1. Величковский Б.М., Зинченко В.П, Лурия АР. Психология восприятия М.1973 2. Гиппенреитер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 1997 Письменный анализ 5 неделя    
  Внимание, память и их значение в деятельности человека 1.Изучить теоретический материал 2. Написать приемы развития памяти, внимания 1. Веккер Л.М. Психические процессы Л. 1974 2. Асмолов А.Г. Психология личности, М. 1990 Письменная работа 6 неделя    
  Креативность мышления человека   1. Изучить теоретический материал по креативности мышления: сущность, пути развития. 2. Напишите основные личностные и профессиональные качества «креативного» директора. 1. Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. М. 1977 2. Хекхаузен К. Мотивация и деятельность. М. 1986 3. Столик В.В Самосознание личности. М. 1983   Письменный отчет 7 неделя    
  Невербаль-ные средства в коммуникативных процессах: взгляд, интонации, жесты, мимика, эмоционально-ситуативные реакции. 1.Изучить теоретический материал по теме «Невербальные средства общения» 2.Проанализировать использование своих невербальных средств в конфликтной ситуации и описать основные источники «утечки информации». 1.Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам / Пер. с англ. Н. Новгород, 1992. 2. Столик В.В Самосознание личности. М. 1983 3.Нэпп М. Невербальное общение. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с.     Презентация 8 неделя    
  Понятие личности в психологии Изучить теорию Составить психологический портрет любого человека 1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Р.-на-1999 2.Гиппенреитер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 1997 Письменная работа 9 неделя    
  Темперамент и его особенности в деятельности   1.Изучить теоретический материал по теме «Темперамент» 2. С помощью методики «Формула темперамента (тест А. Белова)» изучить свой тип темперамента 1. Немов Р.С. Психология. М., 1995. Кн. 1. 2. Асмолов А.Г. Психология личности, М. 1990 3. Рубинштейн CJI. Основы обшей психологии. СПб 2000 Тест на определение типа темпераментаГ. Айзенка + письменный анализ 10 неделя    
  Психологические пути преобразования характера Изучить теоретический материал «»Характер, способности». Написать эссе «Мои способности и характер» 1. Гальперин П.Я. Введение в психологию Р.-на-Д 1999 2.Гиппенреитер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 1997 Эссе 11 неделя    
  Волевые, эмоциональные черты характера Изучить теоретический материал Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. М. 1957 (Л. 989). 325с. Устный опрос, анализ 12 неделя    
  Средства, методы психологического воздействия в коллективе   1. Изучить теоретический материал. 2. Продумать методы психологического воздействия на личность. . 1 Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. M.1991 2. Кузубова м.в. Влияние различных факторов на изменение механизмов проявления Письменный коллоквиум, дискуссия 13 неделя    
  Теории лидерства и стили руководства   1.Изучить теоретический материал: теории лидерства, стили руководства. 2. Напишите эссе «Мой стиль руководства подчиненными» 1. Рубинштейн CJI. Основы обшей психологии. СПб 2000 2..Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.,1959.-400с 3.Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. - М.,1959. -541с Устный опрос + эссе 14 неделя    
  Мотивацион-ная сфера личности   Изучить сущность Хоторнского эффекта. Написать программу «Мотивации и стимулирования своих сотрудников» 1. Хекхаузен К. Мотивация и деятельность. М. 1986 2. Шабельников В.К. Психика как функциональная система. Алма-Ата 1986 Защита письменной программы 15 неделя    

Список литературы:

Основная литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности, М. 1990

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977

3. Брушлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке. Псих. Жур. №6 1991

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968

5. Бехтерев В.М. Объективная психология.- М.1991.- 222 с.

6.Выготский Л.С. Избранные психологические труды. М.1999

7.Величковский Б.М., Зинченко В.П, Лурия АР. Психология восприятия М.1973

8.Видюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М. 1990

9. Веккер Л.М. Психические процессы Л. 1974

10.Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. М. 1957 (Л. 989). 325с., 289 с.

11.Васидюк Ф.Е. Психологии переживания (анализ преодоления критических переживаний). - М, 1986. -- 333 с

12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Р.-на-Д.1999

13.Гиппенреитер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 1997

14.Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-т. М 1992

15. Джеме У. Психология. М. 1991

16.Жизненный путь личности. Под ред. Юхань А.В. Киев 1987 17.Зейгарник Б.В. 17. Теория личности К. Левина. М. 1981

18. Запорожец А.В. Происхождение и развитие сознательного управления движением у человека. / Вопр. Психологии. 1988. №1

19.Ильенков Э.В. С чего начинается личность. М. 1984

20.История зарубежной психологии. Тексты под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н

21.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. M.1991

22.История зарубежной психологии 30-60 гг. (тексты). - М 1986. - 719 с.

23.Китаев-Смык Л.А Психология стресса М. 1983

24. Коннор Дж. И др. Введение в НЛП.- М.,1995

25.Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. М. 1977

26. Кузубова м.в. Влияние различных факторов на изменение механизмов проявления личностной тревожности. Канд.дисс. Алматы 1999

27. Куницына В.Н. и др. Межличностное общение.-СПб.,2001-544с.

28. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М., 1982. - 145 с.

29. Психологические проблемы личности. Под ред. Шороховой Е.В. М

30. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций и человеческой агрессивности. Минск, 1982. - 141 с.

31.Раппопорт А. Системный подход в психологии. Псих. Жур. Т. 15 №3 1994

32.Рубинштейн CJI. Основы обшей психологии. СПб 2000

33.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.,1959.-400с

34..Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. - М.,1959. -541с.

35. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике.-М., 2004.-224с.

36.Столик В.В Самосознание личности. М. 1983

37. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2001

38. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум.- Ростов н/Д., 2006.-704с.

39. 35. Фрейд 3. Психоанализ, - М. 1994. - 65 с.

40. Хекхаузен К. Мотивация и деятельность. М. 1986

41.Хорни К. Невроз и личностный рост. С-Пб., 1997. -315 с.

42. Шабельников В.К. Психика как функциональная система. Алма-Ата 1986

43. Немов Р.С. Психология. М., 1995. Кн. 1.

Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М. 1986

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1993

3. Аристотель. О душе. В кн - соч. в 4-х томах т1. - М. 1975. - 528 с. (369)

4. Анохин П.Н. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса их значение для психологии. - В сб.: Вопросы патопсихологии - М., 1971.-(35-54 с.)

5.Проблемы человека в западной философии М. - 1988.- 462 с.

6.Прохоров А.0. Теоретические и практические аспекты проблемы психологических состояний личности,- Самара, 1991.-245 с

7.Робер М-А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М, 's9SS. -99с.

8.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерпию. Становление человека. - М. 1994.- 479с.

9.Симонов П.В., Что такое эмоции? - М. Наука,1966. - 249 с.

10.Сартр Ж.П. Очерк теории эмоций. В кн. Мир Человека, тексты. - М 1996.- 483 с.

11.Симонов П.В. Деятельность человека. - М., 1975. - 398 с.

12. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М. 1966

13. Тихомиров O.K. Психология мышления М. 1984

14. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 287 с.

15. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам / Пер. с англ. Н.

Новгород, 1992.

16. Нэпп М. Невербальное общение. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с.

Политика выставления оценок

Принципы:

  • объективность;
  • прозрачность;
  • гибкость;
  • дифференциация

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: