Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича

Приказываю дети свои своей княгине. А вы, дети мои, жывите заодин, а матери своее слушайте во всем.

А приказываю отчину свою Москву детем своим, князю Василью, князю Юрью, князю Аньдрею, князю Петру. А брат мои, князь Володимер, ведает свою треть, чем его благословил отець его, князь Андреи. А сына своего, князя Василья, благословляю на старишии путь в городе и в станех моего удела двою жеребье половина, а трем сыном моим половина, и в пошлинах в городских половина.

Таблица 1. Типы княжеств удельной Руси

Регион Основные княжества Особенности политической и экономической системы
Северо-Запад    
Северо-Восток    
Юг и Юго-Запад    

Таблица 2. Татаро-монгольское иго на Руси (первая половина XIII - вторая половина XV вв.)

Формы вассальной зависимости Содержание
1. Политические  
2. Экономические  

Вариант2

Вопрос Варианты ответа Правильный ответ
1. Категория торговых людей, приезжавших торговать из других стран, называлась: а) купцы; б) гости; в) купеческая гильдия; г) коробейники. Б
2. Определите название дани, которую платили восточнославянские племена киевскому князю: а) урок; б) полюдье; в) погост. а
3. Былина — это: а) сказание; б) эпическая песня, посвященная историческим событиям родной страны; в) летопись; г) сказки. А
4. Укажите, в каких отношениях находилась Киевская Русь с варягами: а) сотрудничала с ними; б) постоянно воевала; в) совершала совместные походы. а
5. В пантеон славянских богов входили: а) Перун; б) Мокошь; в) Один; г) Сварог. А
6. Выберите объяснение к понятию «двуполье»: а) вырубка леса, выжигание территории; б) способ обработки земли, при котором ежегодно половина земли остается под паром в) поле, которое засевают весной, осенью находится под паром. Б
7. Укажите название славянской азбуки: а) кириллица; б) полуустав; в) скоропись. А
8. Соотнесите события и даты: 1. Восстание древлян. 2. Крещение Руси. З. Закладка собора св. Софии в Киеве. 4. Восстание в Киеве. а) 1037 г.; б) 988 г.; в) 1068 г.; г) 945 г. 1г 2б 3а 4в
9. В древнерусской литературе описывались: а) вымышленные события; б) исторические события; в) реальные люди. Б
10. При феодальном способе производства преобладают такие социальные группы: а) феодалы; б) свободные общинники; в) дворяне; г) зависимые крестьяне. АГ
11. На каменное строительство на Руси оказала влияние: а) византийская школа; б) итальянская школа; в) римская школа. А
12. Наиболее известные каменные храмы: а) церковь Успения Богородицы; б) Спасо-Преображенский собор; в) Софийский собор в Киеве; г) верны все ответы. Г
13. Что означает понятие поместье»: а) наследственное земельное владение; б) условное земельное владение, дающееся за военную службу; в) частное земельное владение. Б
14. Мозаика — это: а) живопись водяными красками по штукатурке; б) изображение, выполненное из цветных камней, смальты; в) древние надписи, рисунки, нацарапанные на стенах. Б
15. феодальная раздробленность — это: а) период в истории феодализма, когда государство делилось на отдельные независимые феодальные владения, и резко ослабевала власть верховных правителей; б) создание независимых государств; в) ослабление княжеской власти, связанное с отсутствием сильной армии. А
16. К устному народному творчеству относятся: А) загадки; Б) сказки; В) поговорки; Г) верны все ответы Г
17. Новгород был крупным торговым городом. Это можно объяснить: а) географическим положением — на пересечении важных торговых путей; б) суровыми климатическими условиями; в) высоким уровнем ремесла. АВ
18. Соотнесите славянские племена и города, которые они основали: 1. Поляне. 2. Кривичи. З. Словене. а) Русса, Ладога, Псков, Новгород; б) Киев, Чернигов, Переяслав, Галич; в) Смоленск, Полоцк, Туров. 1б2в3а
19. В управлении русских городов в V111—Х вв. главную роль играли: а) вече, жрецы, князь; б) вече, бояре, князь; в) князь, старейшины, жрецы; г) князь, купцы, жрецы. Б
20. Определите, что свидетельствует о развитии у восточных славян ремесла в \/1—УIII вв.:_ а) возникновение ремесленных поселков; б) отделёние ремесла от сельского хозяйства и возникновение городов; в) мелкотоварное хозяйство; г) появление железных орудий труда. Аб
21. Укажите маршрут знаменитого торгового пути «из варяг в. греки»: а) Балтийское море — р. Волхов — оз. Ильмень — Черное море; б) Белое море — р. Нева — Ладожское озеро — р. Днепр — Черное море; в) Ладожское озеро — р. Волхов — р. Днепр — Черное море. А
22. Основным фактором, обусловившим возникновение государства у славян, является:_ а) признание варяжского князя Рюрика в Новгород; б) развитие ремесла, совершенствование зеiледелия и распад первобытного строя; в) принятие христианства. Б
23. Укажите отличие языческой религии от христианской:__ а) многобожие; б) единобожие; в) иконопись. А
24. Восточные славяне «прыгнули» от первобытности к феодализму, минуя рабовладельчество, потому что:   а) отсутствовали источники рабства; б) славяне бьтли очень миролюбивы; в) в рабах не было потребности. А
25. Определите языческие славянжие праздники:_ а). масленица; б) вакханалии; в) святки. АВ
26. В древних источниках описание славян мы встречаем у писателей: а) римских; б) византийских; в) арабских.; г) верны все ответы. Г
27. «Огненный змей» в сказках и легендах славян символизировал а) набеги степняков; б) верховное божество; в) духов. А
28. Отметьте, какие реальные события легли в основу «Слова о полку Игореве»: а) неудачный поход князя Игоря на половцев в 1185 г.; б) неудачные военные походы князя Игоря с печенегами; в) византийские походы князя Игоря. А
29. Боярам и дворянам земля давалась: а) с правом наследования; б) в поместное владение; в) в условное владение. АВ
30. Укажите, какие дополнения были внесены в 60—70-х годах ХI в. в «Русскую Правду (получила название «Правда Ярославичей):_ а) по защите имущества феодалов; б) определявшие государственное устройство; в) закреплявшие крепостное право. А
31. Народные восстания ХI в. в Киевской Руси были вызваны: а) сопротивлением русичей христианству; б) междоусобицами князей; в) набегами половцев. БВ
32. Соотнесите понятие и значение: 1. Княжеский домен. 2. Вотчина. З. Кормление. а) передача определенной территории в управление; б) дворцовое хозяйство; в) наследственное земельное владение. 1Б2В3А
33. Писцами на Руси в ХII в. называли: а) переписчиков и составителей рукописей; б) людей, которые описывали земли; в) княжеских слуг. Б
34. К людям «интеллигентных» профессий относятся: а) лекари; б) зодчие; в) художники; г) верны все ответы Г
35. Героями былин были: а) Илья Муромец; б) Алеша Попович; в) Путята. АБ
36. Укажите тип церковной постройки, пришедший на Русь из Византии: а) крестово-купольный; б) барокко; в) классицизм. А
37. Фреска — это: а) живопись водяными красками по сырой штукатурке; б) изображение, выполненное из цветных камней, смальты; в) древние надписи, рисунки, нацарапанные на стенах. А
38. Соотнесите имя исторического деятеля и факт его биографии: 1. Илларион; 2. Нестор. З. Мефодий а) автор «Повести временных лет» б) один из создателей славянской азбуки; в) первый русский митрополит. 1В2А3Б
39. С точки зрения историков, поляне и словене находились на более высоком уровне развития. Этому способствовала(ло):_ а) выгодность географического положения их территорий; б) тесная связь с Византией; в) влияние норманнов. А
40. Соседская община — это; а) поселение, все члены которого объединены родственными узами; б) поселение людей, не связанных родственными узами; в) объединение родственников с подчинением младших, старшим. Б
41. Совершенствование орудий труда в земледелии у восточных славян привело:_ а) к переходу от родовой общины к соседской; б) к зарождению неравенства; в) к укреплению княжеской власти. аб
42. Укажите племена, которые платили дань князю Олегу: а) кривичи; б) мервь; в) радимичи; г) древляне. авг
43. В Киевской Руси гривна — это: а) украшение; б) меры веса, денежная и весовая единица; в) мера длины. Б
44. К родоплеменной знати у славян относились: а) князья; в) боярё; б) жрецы-волхвы; г) дружинники. АБВ
45. Экономической основой Киевской Руси является: а) натуральное хозяйство; б) крепостническая система; в) мелкотоварное производство. А
46. Укажите, какое значение имело принятие христианства на Руси: а) способствовало укреплению власти; б) давало возможность русичам приобщиться к византийской культуре; в) привело к потере политической независимости. АБ
47. Отметьте основные решения Любечского съезда 1097 г.: а) «кому какой вотчиной владеть» б) об объединении русских земель; в) о выступлении против половцев. А
48. Сыновей Ярослава Мудрого, внесших дополнения в «Русскую Правду», звали: а) Всеволод; б) Владимир; в) Святослав; г) Святополк; д) Изяслав. АВГ
49. Определите участников новгородского вече: а) свободные жители Новгорода; б) бояре, купцы; в) князь, бояре; г) граждане Новгорода. А
50. По «Повести временных лет» признание варягов произошло: а) в 911 г.; б) в 862 г.; в) в 945 г. Б
51. В результате успешных походов князя Олега на Византию подписан договор, который давал русским купцам право: а) беспошлинной торговли; б) бесплатного пользования константинопольскими банями; в) в течение б месяцев жить бесплатно в Константинополе; г) верны все ответы. Г
52. Население Руси очень долго не принимало христианство и всячески ему сопротивлялось. С этим явлением связана фраза: а)» Иду на Вы»; б) «Добрыня — мечом, Путята — огнем»; в) «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо». Б
53. Соотнесите события и даты: 1. Признание варягов» на Русь по летописи. 2. Крещение Руси. З. договор с Византией князя Олега. 4. Любечский съезд. а) 98а г.; б) 911 г.; в) 1097 г.; г) 862 г. 1г 2а 3б 4в
54. Перун в пантеоне славянских богов был первым. Определитё причины этого «первенства»: а) усиление военной власти у славян; б) это связано с мифологией древней Греции, наследницей которой была Византия; в) природно-климатические условия. А
55. Первый свод законов «Русская Правда»: а) защищал интересы, зарождающейся феодальной верхушки; б) защищал интересы свободных общинников; в) пытался противостоять кровной мести на Руси. АВ
56. На занятия славян оказали влияние: а) природно-климатические условия; 6) географическое положение; в) соседство с Византией. АБ
57. Закуп — это: а) крестьянин, который вместе со своим имуществом принадлежал господину; б) крестьянин, отрабатывающий в хозяйстве феодала взятый у него долг; в) крестьянин, плативший дань князю и церкви. Б
58. ХII в. считается веком расцвета Киевской Руси, потому что: а) большая часть городского населения была грамотна; б) это период высокого уровня мастерства ремесленников; в) было принято христианство на Руси. АБ
59. Челядь — это: а) зависимое население Киевской Руси; б) придворные; в) часть городского населения. А
60. Определите причины феодальной раздробленности: а) слабость экономических связёй при господстве натурального хозяйства; б) была создана система обороны страны и боярам не нужна была власть великого князя; в) города и бояре начали приглашать к себе князей на княжение; г) верны все ответы. Г
61. В период феодальной раздробленности Боярская дума представляла совет при князе: а) со старшими дружинниками и боярами; б) с окольничими и думными дворянами; в) с думными дворянами и дьяками. А
62. Укажите тип хозяйства, при котором отсутствуют рыночные отношения: а) фермерское; б) натуральное; в) общинное. Б
63. Соотнесите территорию и города: 1. Юго-Западная Русь. 2. Северо-Западная Русь. а) Галич; б) Владимир; в) Суздаль; г) Москва; д) Чернигов; е) Ростов. 1аде 2бвг
64. Общими причинами феодальной раздробленности в Западной Европе и на Руси являются: а) господство натурального хозяйства; б) развитие ремесла и торговли; в) междоусобицы. ав
65. Владимир Мономах, будучи четвертым сыном князя Изяслава, не имел права на престол, но именно он стал великим князем, потому что: а) старший брат умер, двое других на престол не претендовали; б) захватил власть, используя свою дружину; в) подавил восстание в Киеве и захватил власть. в
66. В период феодальной раздробленности на Руси князья обладали правом: а) сбора налогов; б) объявлять войну и заключать мир; в) вершить суд; г) верны все ответы. г
67. Военные пункты с деревянной изгородью в виде заостренных столбов называются: а) отрубами; б) острогами; в) крепостями. б
68. Управление в Новгороде от управления в Киевском княжестве и имело следующее отличие: а) князь играл второстепенную роль военного руководителя; б) отличий не было; в) князь выполнял только судебные функции. а
69. В борьбе с боярством князь опирался: а) на дружинников; б) на горожан; в) на крестоносцев. аб
70. Определите аргументы, доказывающие, что славяне были земледельцами: а) празднование масленицы; б) союзы племен для защиты от степняков; в) вырубка лесов. АВ
71. Героями новгородских былин были: а) богатыри; б) бояны; в) корабельщики-мореплаватели. В
72. «Очагами» развития культуры являются: а) княжества; б) города; в) монастыри. Б
73. Роль церкви в ХIII в.: а) примирительная; б) орудие борьбы за власть; в) объединительная. а
74. Первое упоминание о Москве связано: а) с встречей Юрия Долгорукого с черниговским князем Святославом; б) с началом строительства Московского Кремля; в) с грамотой Юрия долгорукого о заложении нового града — Москвы. А

Вопросы с открытым вариантом ответа:

75. Как назывались в старину свободные общинники, входившие в состав ополчения? вои
76. Как называлось в старину народное собрание у восточных славян? Вече
77. Как назывался в старину руководитель ополчения? воевода
78. Как назывался в старину слой профессиональных военных, входивших в состав младшей дружины? отроки
79. категория зависимого населения на Руси, близкая по своему правовому положению к рабам холоп
80. круговой объезд киевским князем зависимых племен с целью сбора дани полюдье
81. один из высших санов в ряде христианских церквей, глава церковной области, подчиненный патриарху митрополит
82. первый писаный свод законов в Киевской Руси Русская Правда
83. произведения устного народного творчества в древней Руси, основанные на реальных событиях былины
84. роспись по сырой штукатурке, настенное изображение фреска
85. система содержания бояр-наместников за счет поборов с местного населения Кормления
86. так в историографии принято называть Древнерусское государство середины IХ - начала ХII в Киевская Русь
87. феодальное земельное владение, передававшееся по наследству Вотчина

Исторические задачи

1. РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским.

Поляне же жили в те времена отдельно и построили городок Киев. А у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полота, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск. От них же происходят и северяне.

Поляне же были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древлянами; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество; сидели они прежде по Днестру до самого моря.

«Повесть временных лет» — древнейшая дошедшая до лас русская летопись, написана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

В ней рассказывается о первых веках истории Руси, возникновении Древнерус­ского государства, деятельности киевских князей IX— начала XI в. «Повесть...» — уникальный памятник, запечатлевший начало русской истории; выраженные в ней идеи, художественные достоинства высоко ценились летописцами последующих по­колений. Большинство из них в начале своих летописных сводов помещали полный текст «Повести временных лет». И хотя собственноручный текст Нестора давно исчез в глубине веков, созданная им «Повесть...» дошла до нас в составе многих сохра­нившихся летописей XIV—XVI вв. Автор «Повести...» рассматривает начальную историю Руси на широком фоне мировой истории и географии. Он приводит сведения об известных ему народах, определяет среди них место славянских народов. Особенно подробно Нестор останавливается на расселении восточнославянских племен на Во­сточно-Европейской равнине. Эти сведения в полной мере подтверждаются совре­менными археологическими данными.

Основные события древнейшей истории человечества воспроизводятся в соот­ветствии с Библией, что вполне естественно для Руси XII в., уже более ста лет исповедовавшей христианство. В данном случае речь идет о расселении Богом народов по всей Земле и смешении языков после дерзновенной попытки людей построить Вавилонскую башню, чтобы подняться в небо.

Слово язык в древности означало «народ».

Хорутане — одно из названий словенцев, славянского народа, ныне живущего в Словении.

Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, не имели собственного пле­менного названия. Это можно объяснить тем, что здесь жили выходцы из разных славянских земель и племен, следовательно, славяне — общее имя, отличавшее их от соседнего неславянского населения (чуди, веси и др.).

...устье того озера впадает в море Варяжское — имеется в виду река Нева, вытекающая из Ладожского озера (в старину — Неве) и впадающая в Балтийское (в старину — Варяжское) море.

Понтийское море — так именовалось Черное море (от древнегреческого его названия Понт Эвксинский, что означает «гостеприимное море»). В IX—XI вв. оно часто называлось Русским морем. Это название заимствовано из арабских источ­ников.

Версия о происхождении этих племен от ляхов (поляков) подтверждается данными последних исследований.


2. ОБЫЧАИ СЛАВЯН

Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их.

Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограни­чивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

У них большое количество разнообразного скота и плодов зем­ных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую при­роду, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случаю­щихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя поль­зуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью.

Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пре­бывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа, навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в. течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их.(присутствии), а если случится, что камыши бывают, видны снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкой) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть, из воды, так как они уже не в состоянии дольше оставаться в воде.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны, сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на: бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед, и если противники не выдержат их крика, то они сильно, наступают; в противном случае обращаются в бегство. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично: сражаться. Но нападения на славян следует производить главным образом в зимнее время; тогда деревья стоят обнаженными и за ними нельзя скры­ваться, с таким удобством, как летом.

Важнейшими источниками по древнейшей истории восточных славян являются

сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов, живших в I.тыся­челетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного строя древних славян, рассказали об их верованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо, известны: в Византийской империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кесарийский, живший в VI в., византийский император Константин VII Багрянородный (913—959). Византийский трактат «Стратегикон» написан на рубеже VI—VII вв. и посвящен военному искусству и военным обычаям различных Стран и народов. Некоторые средневековые источники называют автором «Стратегикона» византийского императора Маврикия (582—602), но большинство совре­менных ученых эти сведения считают, недостоверными.

РЕЛИГИЯ СЛАВЯН

Единым. высшим богом — «творцом молнии», каким был у ин­дусов Индра, у греков — Зевс, у римлян — Юпитер, у.германцев — Тор, у литовцев —Перкунас, у славян, был Перун. У большинства славянских племен слово- «Перун» и до сих пор употребляется в смысле грома. «Чтоб Перун, тебя взял», так бранятся, теперь, одинаково на двух противоположных окраинах славянских земель — русские и словенцы. Понятие о боге-громовнике сливалось однако же у славян с понятием неба вообще (именно движущегося, об­лачного неба). Некоторые ученые думают, что именно такой смысл имело у древних славян название бога «Сварога». Сливаясь с Перуном, Сварог оспаривал у него первое место на славянском Олимпе. Другие высшие боги, по свидетельству некоторых древних рукописей, считались сыновьями Сварога,— «Сварожичами». Таки­ми были именно солнце и огонь. Солнце обоготворялось под назва­нием «Даждь-бога»: слово, которое прежде переводили «палящий бог», а теперь переводят «дай богатство». Другое название, обоз­начавшее, по-видимому, того же бога солнца, было — «Хорс». Наконец, и «Велес», скотий бог, хранитель стад, смешанный впос­ледствии с христианским св. Власием, был первоначально солнеч­ным богом. Все эти названия вышнего бога были очень древни и употреблялись всеми славянами.

Жрецы еще не выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов; а о сношениях с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились вольнопрактикующие волхвы. Место жертвоприношения, славян­ское «капище», не превратилось в храм даже и тогда, когда на этом месте стали ставить изображения богов, языческие «идолы». Как видим, славянская религия не успела еще выработать стро­гих форм культа, а славянская мифология не создала еще таких отчетливых представлений о языческих богах, к каким пришли, например, греки. Последние рано отделили своих богов от тех явлений природы, которые эти боги олицетворяли; превратили их в людей и с помощью искусства и поэзии увековечили их образы и их отличительные черты. Славянская мифология не дошла до этой ступени очеловечивания богов (антропоморфизма). Славянские боги продолжали сливаться со стихиями, когда появилось христи­анство. Смешав новую веру со старой, народное сознание частью слило своих богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение «бесов». Но даже и такое смешение языческих понятий с христианскими не заставило славян забыть первоначальное зна­чение своих древних богов. Превратившись в святого Илью, разъ­езжающего по небу в своей колеснице, языческий Перун не перестал быть богом-громовником. Напротив, его стихийные признаки со­хранились с удивительной свежестью до нашего времени. Борьба светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, теплого лета с холодной зимой, светлого дня с ночной тьмой — этот сюжет красной нитью проходит через все религиозные пред­ставления арийцев. Борьба Ильи со змеем, скрывающим от людей благодатный дождь, напоминает нам индусского громовержца Индру, разбивающего змея на части своими ударами; и самая сербская «ажда» (дракон) происходит не только по смыслу, но даже и по названию из того же источника, как индусский змей «ахи», по­беждаемый перунами Индры.

Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и пооче­редной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года — рождение нового солнца. «День рождения непобедимого солнца» праздновали, как известно, и римляне, посвящавшие этому празднику (так наз. сатурналиям3) конец декабря и начало января. Христианство упот­ребляло всяческие усилия, чтобы заменить торжество языческого бога празднованием Рождества Христова; но долго все эти усилия оставались напрасными. Папа Лев Великий еще в V веке жаловался, что народ празднует в это время не рождение Христа, а восхождение нового солнца. Действительно, языческий характер празднования святок, получивших у славян греко-римское название «коляды» {calendae, т.е. первый день нового месяца), сохранился во многих местах и до сих пор.

Отпраздновав в декабре рождение нового громовника, славяне в конце великого поста праздновали его полную победу над зимой — «смертью», олицетворявшейся в виде женского божества Марены. Древнейшее известие об этом славянском празднике дошло до нас от XIV века. Именно в 1366 году церковь запрещала чехам «древний и установившийся обычай» — выносить фигуру, изображающую смерть, с песнями и суеверными играми к реке, топить ее там и насмехаться над смертью, что она никому уже более не может вредить и что она окончательно изгнана из страны. Несмотря на то, что подобные запрещения повторялись не раз, старый обычай уцелел, однако, повсюду среди славянства. С этим обрядом выне­сения Марены (символ зимы) связан был обычай ходить с маем (символ весны), справлявшийся тотчас после похорон Марены — на страстной или вербной неделе. «Май (маяк), лето» — это ма­ленькая елка, разукрашенная разноцветными лентами, разрисо­ванной бумагой и позолоченными яйцами. Ее носят из дома в дом с песнями соответственного содержания. Наконец, к весенним же праздникам относился праздник роз (dies rosae, rosalia). Это был собственно римский весенний праздник; славяне приурочили его к Троицыну дню и переделали его римское название по-своему («русалии»). От «русалий» получили свое название, по всей веро­ятности, и русские «русалки». По русскому поверью, с тех пор, как стает снег, вплоть до Троицына дня русалки живут в реках; в этот же день они выходят из воды и поселяются на земле, преимущественно на деревьях. На зиму русалки опять забираются в землю и выходят оттуда только к весне, когда распустятся деревья и зазеленеет трава. У других славян, однако же, русалки носят иное название: «вилы»; вероятно, так назывались прежде и нимфы восточных славян. Надо прибавить еще, что вилы других славян живут не в одних реках. Одни из них обитают в облаках, другие на земле (и притом либо в горах, либо на лугах), третьи в воде.

Летний солнцеворот, точно так же, как и зимний, сопровождался у славян языческими обрядами. Праздник летнего солнцеворота приурочен был к кануну Иванова дня и справлялся повсюду так, как он справляется местами и теперь. Связанный с празднованием памяти св. Иоанна Крестителя, языческий праздник получил от христианского святою и свое название «Купалы». После того, как имя святого перешло в название праздника, не трудно было на­звание праздника превратить в название того божества, в честь которого совершалось празднование. Божество солнца, провожае­мого на зиму, слилось с названием «Купалы», а также «Ярилы» и «Костромы».

Все три имени этих мнимых богов употребляются исключительно в связи с празднованием летнего солнцеворота. В обрядностях этого праздника все они играют совершенно такую же роль, как Марена в весеннем празднике, о котором говорилось выше. Вот как изо­бражается роль Купалы в старинном памятнике дошедшем до нас в рукописях XVI—XVII столетий: «Вечером накануне Иванова дня собираются вместе молодцы и дсвушки и плетут венки из разных цветов, надевая их на голову или привешивая у пояса. Они за­жигают костер и, взявшись за руки, пляшут кругом него и поют песни, в которых часто упоминают Купалу. Потом они перепрыгивают через огонь, посвящая себя оному бесу Купале и много других бесовских вымыслов творят во время этих сборищ, о которых и писать неприлично». Сожжение или потопление в реке соломенной чучелы или другого изображения Купалы, Ярилы или Костромы напоминает нам о связи праздника с солнечным божеством. Надо прибавить, что все эти обряды совершаются на протяжении целого праздничного цикла — между Ивановым и Петровым днем.

Таким образом, все главные праздники славянского языческого календаря вытекали из одного основного представления — из пред­ставления о том, что чередование времен года есть последствие взаимной борьбы светлых и темных сил природы. Чем более ото­двигалось на второй план это основное представление, тем более самостоятельности получали отдельные моменты стихийной борьбы в понятиях народа; вместе с тем и разновидности одного и того же божества постепенно становились отдельными, независимыми друг от друга божествами. В конце концов каждый праздник полу­чил своего особого бога. Христианские миссионеры, напав именно на эти отдельные проявления обшей религиозной мысли и не имея повода вдумываться в их основную идею, заменили древнюю строй­ную и цельную систему славянского язычества сложной, пестрой и произвольной номенклатурой богов, созданных наполовину народ­ной забывчивостью, наполовину их собственным обличительным усер­дием. Как видно, и здесь, в области народного календаря, так же, как в области мифологии, христианская мысль пришла на помощь славянству раньше, чем языческая мысль самого славянства успела выработать свою сколько-нибудь законченную систему. В резуль­тате и здесь произошло взаимное слияние верований, надолго исказивших друг друга.

Настоящий отрывок заимствован из книги, предназначавшейся для учащихся дореволюционных гимназий. Книга представляла собой собрание очерков, посвя­щенных истории средневековья (главным образом зарубежного) и написанных круп­нейшими учеными. Авторский коллектив возглавил П. Г. Виноградов (1854—1925), один из ведущих русских медиевистов того времени. Автор очерка о религии славян — видный исследователь истории России Павел Николаевич Милюков (1859—1943). Он известен и как политический деятель, один из лидеров кадетской партии, министр иностранных дел в первом составе Временного правительства. П. Н. Милюков — автор крупных работ по истории исторической науки в России, государственному хозяйству эпохи Петра 1. Одним из первых он начал изучение истории русской культуры, посвятил этому обширный трехтомный труд, отдельные статьи и очерки. В этих работах большая роль отводится религии как важнейшему компоненту духовной, нравственной жизни общества. В данном очерке автор по­казывает связь языческой религии с жизнью и бытом славянских племен, живучесть языческих обрядов и верований после Крещения Руси, их слияние с христианским культом, общность языческих верований славян и других народов.

Известно, что имя солнечного бога — Хорс — заимствовано славянами у иран­ских племен (скифы, сарматы, аланы и др.), которые еще до нашей эры занимали обширные степи Восточной Европы. Кстати, с этим именем связано происхождение современных слов хорошо, хороший.

Арийцы — подавляющее большинство европейских пародов, а также многие народы Среднего Востока и Северной Индии, которые ныне объединяются в индо-европейскую языковую семью. Все они имеют общее происхождение, их предкижили когда-то либо в Передней Азии, либо на юго-востоке Европы. Арийцами,или ариями, их назвали в Индии, где они появились во II тысячелетии до н. э. В современной науке к арийской группе народов относит только жителей Индии, Пакистана, Бангладеш и Непала, говорящих на языках индоевропейской семьи.

Сатурналии посвящались древнеримскому богу земледелия и плодородия Са­турну. Они совпадали с зимним отдыхом земледельцев от полевых работ. В конце декабря происходит «зимний солнцеворот», день вновь начинает увеличиваться, что воспринималось как «рождение нового солнца» и начало нового года. Во время сатурналий приносили в жертву свиней, люди дарили друг «ругу подарки, шумно славили на улицах Сатурна. Похоже проходили в те же сроки празднества и у славян, сопровождавшиеся заклинаниями о будущем урожае. С принятием христианства многие из этих обрядов перешли в празднование Рождества Христова, которое христиане празднуют 25 декабря. Русская православная церковь использует древний юлианский календарь (старый стиль). Ныне 25 декабря по юлианскому календарю соответствует 7 января по григорианскому календарю (новый стиль), который был введен в Западной Европе в XVI в., а в России стал официальным гражданским календарем с 1918 г. В дальнейшем в книге приводятся традиционные даты рели­гиозных праздников, для перевода которых на новый стиль необходимо прибавить к ним 13 дней.

Троицын день — христианский праздник, отмечается через семь недель после Пасхи, приходится на конец вести, чаще — на начало лета. Символизирует соше­ствие на землю Святою Духа (одна из трех ипостасей Бога, составляющая наряду с Богом-Отцом и Богом-Сыном его триединую сущность).

Иванов день (Рождество Иоанна Крестителя) по христианскому календарю отмечается 24 июня, Петров день (день памяти апостолов Петра и Паша) — 29 июня.

4. О РУСАХ НА ВОЛГЕ (Ибн-Фадлан)

Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл.

И как только их корабля прибывают, выходят каждый из них (неся) с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набиз, чтобы подойти к длинному, воткнутому (в землю) бревну, у которого (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изо­бражения. Итак, он подходит к большому изображению и покла­няется ему, потом говорит ему: «О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мной девушек столько-то, и столько-то голов и соболей, и шкур»,— пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров. Потом оставляет то, что имел с собой, перед бревном. «Итак, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, чтобы он покупал у меня и не прекословил бы мне». Потом он уходит. Если продажа будет трудна, то он снова придет со вторым и третьим подарками.

Если кто-либо из них заболел, то они разобьют для него палатку в стороне от себя, оставят его в ней, положат вместе с ним некоторое количество хлеба и воды и не приближаются к нему и не говорят с ним, особенно если он бедняк или невольник, но если это лицо, которое имеет толпу родственников и слуг, то люди посещают его во все эти дни и справляются о нем. Итак, если он выздоровеет и встанет, то возвратится к ним, а если он умрет, то они его сожгут.

Мне все время очень хотелось познакомиться с этим, пока не дошла до меня (весть) о смерти одного выдающегося мужа из их числа. Итак, они положили его в могиле и покрыли ее над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки его одежд и их сшивания.

А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль, кладут его в него и сжигают его. Что же касается богатого, то собирают то, что у него имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть.....-для его семьи, (одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды, и (одна) треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до дня, когда его девушка будет сожжена вместе со своим господином. Они, злоупотребляя набизом, пьют его ночью и днем, (так что) иной из них умрет, держа кубок в руке.

А та девушка, которая сожжет сама себя с ним, в эти десять дней пьет и веселится, украшает свою голову и саму себя разного рода украшениями и платьями и, так нарядившись, отдается людям. Если умрет главарь, то его семья скажет его девушкам и его отрокам: «Кто из вас умрет вместе с ним?» Говорит кто-либо из них: «Я». И если он

сказал это, то (это) уже обязательно,— ему уже нельзя обратиться «спять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. Большинство из тех. кто это делает,— девушки. И вот, когда умер тот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: «Кто из (вас) умрет вместе с ним?» И сказала одна из них: «Я». Итак, ее поручили двум

девушкам, чтобы они охраняли ее и были бы с нею, куда бы она ни пошла, настолько, что они иногда (даже) мыли ей ноги своими руками. И они (родственники) принялись за его дело — за кройку для него одежд и устройство того, что ему нужно. А девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему.

Когда же наступил день, в который должны были сжечь его, и девушку, я прибыл к реке, на которой (находился) его корабль,— и вот он уже вытащен (на берег) и для него поставлены четыре устоя из дерева и вокруг них поставлено также нечто вроде больших

помостов из дерева. Потом (корабль) был протащен, пока не был помещен на это деревянное сооружение. А он (умерший) был еще в своей могиле, (так как) они (еще) не вынимали его.

В середину этого корабля они ставят шалаш из дерева и покрывают этот шалаш разного рода «кумачами». Потом они принесли скамью, поместили ее на корабль, покрыли ее стегаными матрацами и византийской парчой, и подушки — византийская парча. И при■ шла женщина-старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье упомянутые нами выше подстилки. Это она руководит его обшиванием и его устройством и она (же) убивает девушек. И я увидел, что она старуха-богатырка, здоровенная, мрачная.

Когда же они прибыли к его могиле, они удалили землю с дерева (настила), удалили дерево и извлекли его в покрывале, в котором он умер. И я увидел, что он уже почернел от холода этой страны. Еще прежде они поместили с ним в могиле набиз, (какой-то) плод и лютню. Теперь они вынули все это. И он не завонял, и в нем ничего не изменилось, кроме его цвета. Тогда они надели на него шаровары, гетры, сапоги, куртку, парчовый / кафтан с пуговицами из золота, надели ему на голову шапку из парчи, соболью, и понесли его, пока не внесли его в находившийся на корабле шалаш, посадили его на стеганый матрац, подперли его подушками и принесли набиз, плод, разного рода цветы и ароматические растения и положили это вместе с ним. И принесли хлеба, мяса и луку и оставили это перед ним. И принесли собаку, рассекли ее пополам и бросили ее в корабль. Потом принесли все его оружие и положили рядом с ним. Потом взяли двух лошадей и гоняли их до тех пор, пока они не вспотели. Потом рассекли их мечами и бросили их мясо в корабль. Потом привели двух коров, также рассекли и бросили их в нем. Потом доставили петуха и курицу, убили их и оставили в нем. Когда же пришло время спуска солнца, в пятницу, привели девушку к чему-то, сделанному ими еще раньше наподобие обвязки ворот. Она поставила ноги на ладони мужей, поднялась над этой обвязкой (смотря поверх нее вниз) и произнесла (какие-то) слова на своем языке, после чего ее спустили. Потом подняли ее во второй раз, причем она совершила подобное же действие, (как) и в первый раз. Потом ее опустили и подняли в третий раз, причем она совершила то же свое действие, что и в первые два раза. Потом ей подали курицу,— она отрезала ей голову и швырнула ее (голову). Они (же) взяли эту курицу и бросили ее в корабль. Итак, я спросил переводчика о се действиях, а он сказал: «Она сказала в первый раз, когда ее подняли: «Вот я вижу своего отца и свою мать», — и сказала во второй раз: «Вот все мои умершие родственники, сидящие»,— и сказала в третий раз: «Вот я вижу своего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня,— так ведите же меня к нему».

Итак, они прошли с ней в направлении к кораблю. И она сняла два браслета, бывшие на ней, и отдала их оба той женщине-старухе, называемой ангел смерти, которая ее убьет. И она сняла два бывших на ней ножных кольца и дала их оба тем двум девушкам, которые (все время) служили ей, а они обе — дочери женщины, известной под названием ангел смерти.

Пришли мужи, (неся) с собой щиты и палки, а ей подали кубком набиз. Она же запела над ним и выпила его. И сказал мне переводчик, что она этим прощается со своими подругами. Потом ей был подан другой кубок, она же взяла его и долго тянула песню, в то время как старуха торопила ее выпить его и войти в палатку, в которой (находился) ее господин.

И я увидел, что она растерялась, захотела войти в шалаш, но всунула свою голову между ним и кораблем. Тогда старуха схватила ее голову и всунула ее (голову) в шалаш и вошла вместе с ней, а мужи качали ударять палками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, вследствие чего обеспокоились бы другие девушки и перестали бы стремиться к смерти вместе со своими господами. Старуха, называемая ангел смерти, наложила ей на шею веревку с расходящимися концами и дала ее двум (мужам), чтобы они ее тянули, и приступила (к делу), имея {в руке) огромный кинжал с широким лезвием. Итак, она начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа, душили ее веревкой, пока она не умерла. Потом явился ближайший родственник умершего, взял, палку и зажег ее у огня. Потом он пошел, чтобы зажечь сложенное, дерево, (бывшее) под кораблем.

Не прошло и часа, как корабль, и девушка и господин превратились в пепел.

Потом они соорудили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто вроде круглого холма и водрузили в середине его бревно, написали на нем имя этого мужа и имя царя русов.

Ахмед Ибн-Фадллан — арабский путешественник и писатель. В 921—922 гг. в качестве посла багдадского халифа совершил поездку в Волжскую Болгарию. Об этом путешествии и посольстве он рассказал в своем сочинении, называемом

«Книга». Большое месте в «Книге» занимает описание жизни и обычаев народов, которых посетил Ибн-Фадлан: башкир, волжских болгар, русов. Интересен рассказ Ибн-Фадлана о погребальном обряде русов, отразившем многие языческие верования: представления о загробном мире, необходимость жертвоприношений и др. О происхождении этнонима (названия народа) «русы» до сих пор не прекращаются споры в науке. Как бы то ни было, в X в. арабы называли русами выходцев из Руси, в то время уже обширного, по преимуществу славянского государства с центром в Киеве.

Атыл (иначе И тиль, Иделъ) — название реки Волги, распространенное среди тюркских народов и в мусульманском мире.

Набиз — хмельной напиток.


1. ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ И НАЧАЛО РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

1. 1 Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлялся самостоятельно. И было три брата: «один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей — свое, а у славян в Новгороде — свое. Все эти племена имели свои обычаи, законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав.

Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей.

В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и

судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить

и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря. И над теми всеми властвовал Рюрик.


1.2 Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие (ибо народы хо­тели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рас­сеянные племена славянские основали государство, которое грани­чит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Велики народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господ­ствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убежденные —_говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться.

Держава трех владетелей от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. -Петербургской, Эстляндской, Новгродской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских.

Двое из единоземцев рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим князем, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь искать счастья; увидели на вы­соком берегу Днепра маленький городок и спросили: чей он? Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам. Сей городок был Киев: Аскольд и Дир завладели им: присоединили к себе многих варягов из Новгорода; начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве. Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге.

Рюрик княжил единовластно, по смерти Синеуса и Трувора, - 15 лет в Новгороде и скончался в 879 г.,, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.


1.3 Обратим теперь внимание на некоторые обстоятельства, встре­чающиеся в летописи при рассказе о призвании князей.

Первое обстоятельство — это соединение племен славянских и финских; что произвело этот союз? Без всякого сомнения, озна­ченные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведена, в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выра­зилась в дружном изгнании варягов и потом в призвании князей. Этому же завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по всей вероятности, и относительно большей степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода. Эта большая степень обществен­ного развития у северных племен ясно окажется впоследствии; мы увидим, что северные племена будут постоянно торжествовать над южными.

Второе обстоятельство в рассказе о призвании князей — это их расселение: старший брат, Рюрик, поселился у славян ильменских, второй, Синеус,—между чудью и весью на Белоозере, третий, Трувор,— у кривичей в Изборске. Но касательно города, в котором сел сначала Рюрик, чтения списков летописи разногласят: одни говорят — в Новгороде, другие — в Ладоге. Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в осно­вании государства — это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие; соединенные впервые силы начинают действовать.


1.4 Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государ­ство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов ва­рягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с мес­тным населением происходили с переменным успехом: то «находникам варягам» удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена «изгънаша варягы за море и не даша им дани». Единст­венный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя. Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно извес­тен только по походу на Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе кроме варягов участвовали войска девяти славянских племен. Поведение Олега после взятия контри­буции с греков крайне странно и никак не вяжется с обликом Строителя державы — он просто исчез с русского горизонта: сразу же после похода «иде Олег к Новугороду и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море и уклюну змиа в ногу и с того умре». Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил.

Варяги использовались на Руси в X—XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир. Варягов нанимали на грязные убийства: варяги убили князя Глеба. Против бесчинства наемных варягов в Новгороде была направлена Русская Правда, ставившая варяга-обидчика в неполноправное положение по сравнению с обиженным новгородцем: новгородцу суд верил на слово, а иноземец должен был представить двух свидетелей.

Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в Х веке писались на языках греческом и русском. Проверяя тенденциозно отобранные норманистами аргументы, следует обратить (внимание, что тенденциозность появилась в самих наших источ­никах, восходящих к «Повести временных лет» Нестора ) Как доказал в свое время превосходный знаток, русского летописания А. А. Шахматов58, историческое сочинение Нестора претерпело переработку. Нестор был киевлянином и в основу своих изысканий положил вопросы, связанные со славянским югом, с Киевом и Поднепровьем. Его редактором был князь Мстислав, внук английского короля, зять шведского короля, воспитанный новгородским боярством (и женившийся вторым браком на нов­городской боярышне). Для него эпические легенды о призвании князей были знакомым сюжетом, применявшимся к истории разных северных королевств. Для него Новгород и варяжский Север являлись естественной жизненной средой, а киевское боярство — враждебной силой. Переделывая русскую историю на свой лад, князь Мстислав искусственно выдвинул Новгород на первое место, заслонив им Киев, неправомерно перенес зарождение русской государственности на север и вплел в повествование варягов-завоевателей, варягов-организаторов. В привлечении к русской истории легенды о добро­вольном призвании варягов славяно-финскими племенами нельзя не видеть отголоска событий 1113 года, когда отец Мстислава Владимир Мономах был приглашен в Киев во время мятежа. Редактор-«норманист» многое исказил в тексте Нестора, ввел в его «Повесть» много грубоватых вставок. Так возникло нелепое отож­дествление варягов с русью, которое, ничего иного не означало, кроме того, что если варяги оказывались в столице Руси, в Киеве, если поступали на русскую службу, то их и считали русью.

Имя народа «РУСЬ» или «РОС» появляется в источниках впер­вые в середине VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов (Иордан) припоминает «мужей-росов» (росомонов), враждовавших с готским князем Германарихом в 370-е годы. Другой автор, писавший в Сирии, перечисляя степных кочевников Причерноморья, упомянул народ Рос, живший на северо-западе от амазонок, то есть в Среднем Поднепровье,(легендарных амазонок помещали у Меотиды— Азовского моря).

Две формы наименования народа (РОС и РУС) существуют с древнейших времен: византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы — форму РУС. В русской средневековой пись­менности употреблялись обе формы:- «Русьская земля» и «Правда Росьская». Обе формы дожили вплоть до наших дней: мы говорим РОСсия, но жителя ее называем РУСским '

«Русью», «русами», «росами» называли и славян, и тех инозем­цев, которые оказывались в Киеве или служили, киевскому князю. Появившиеся в Киеве через.300 лет после первого упоминания. «народа РОС» варяги стали тоже. именоваться русью. Вероятно, племя росов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени.

Близость летописной легенды о призвании варягов к североев­ропейскому придворному фольклору не подлежит сомнению. Признав концепцию редакторов «Повести временных лет» искус­ственной, мы должны ответить на вопрос: какова же действительная роль варягов в ранней истории Руси?

Варяжские отряды были привлечены в русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока. Варяги во второй половине IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.

Киевские князья в 870-е годы предприняли ряд серьезных мер (походы на кривичей и полочан) для противодействия варягам. Вероятно, в это же время строятся на севере такие опорные пункты, как Руса и Новгород.

Новгород долгое время уплачивал варягам дань-откуп, чтобы избежать новых набегов. Такую же дань Византия платила русским «мира деля».

Киевские князья (как и византийские императоры) широко использовали варяжские наемные отряды, специально посылая за ними в Северную Прибалтику — «за море». Одновременно с варя­гами нанимали и печенегов.

Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги, вроде Свенельда, добивались высокого поло­жения, но крайне жестоко относились к славянскому населению.

На протяжении всего IX и первой половины X века шел один и тот же процесс формирования и укрепления государственного начала Руси. Наезды варягов или удары печенегов не могли ни остановить, ни существенным образом видоизменить ход этого про­цесса.


1.5 Предысторию Руси «Повесть временных лет» начинает с Вели­кого переселения народов: расселения славян с Дуная и освоения ими Восточно-Европейской равнины. К этой эпохе восходит исто­рическая память всех народов, принявших участие в Великом переселении.

Возникновение новых названий, их распространение, изменение изначального содержания сопутствовали формированию государства и народностей. Это относится и к эволюции слова русь.

Острота споров вокруг этимологии названия восточнославянского государства, возникших во второй половине XVIII в. в полемике М. В. Ломоно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: