Экономические ресурсы. Ограниченность ресурсов.
Многие специалисты – рыночники считают, что доминирующими факторами экономических проблем является то, что:
- во-первых, желание людей в удовлетворении своих потребностей безгранично;
- во-вторых, ресурсы, которыми располагает любое общество, ограничены.
Потребности видоизменяются в процессе развития общества, по их удовлетворение постоянно наталкивается на ограничения. В связи с этим фундаментальной проблемой, которой занимается экономическая наука, является адекватное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей человека.
Потребности людей удовлетворяются посредством товаром и услуг. Эти понятия принято объединять в одну категорию, называемую продукцией.
Товар – это какой-либо материальный объект.
Услуга – это действие, осуществляемое человеком или группой лиц, для удовлетворения потребностей другого человека или группы лиц.
Процесс изготовления товаров и оказания услуг принято называть производством, а процесс использования их для удовлетворения потребностей – потреблением.
Процесс производства товара или оказания услуг требуют использования экономических ресурсов. Экономические ресурсы называют также факторами производства. Экономисты делят ресурсы на три большие группы: земля, капитал и труд.
1. В термин земля включают не только земли, отведенные под застрой или с/х угодья, но и природные богатства (нефть, газ, руда).
2. Термин капитал употребляется для определения 2-х понятий: реального (основной и оборотный капитал) и финансового капитала (акции, облигации и др. финансовые средства).
Капитальные товары используются для производства потребительских товаров и услуг. В отличии от земли, которая дается природой, каждая единица капитала была произведена когда-то в прошлом, т.е. аккумулирует в себе прошлые затраты. Процесс производства и аккумулирования капитала называется инвестированием:
- реального капитала – реальным инвестированием;
- финансового капитала – финансовым инвестированием.
3. В понятии труд включает физические и умственные способности людей, используемые в процессе производства товаров и услуг.
Кроме того, многие экономисты относят к категории ресурсов предпринимательские способности, которые означают умение:
1) организовать производство, соединив вместе экономические ресурсы и выпускать товары и услуги;
2) принимать управленческие решения;
3) рисковать, т.к. не каждое решение ведет к успеху;
4) внедрять новшества.
Ограниченность ресурсов объясняется тем, что в любой момент количество используемого труда не может превысить величины трудоспособного населения, количество используемого капитала – объема всех созданных до этого единиц капитального оборудования, земли – всех природных благ, которые удалось добыть.
Необходимость выбора.
Ограниченность ресурсов порождает фундаментальную экономическую проблему – проблему выбора.
Выпуск каждой дополнительной единицы какого-либо товара x требует использование определенного набора факторов производства.
Вследствие ограниченности экономических ресурсов они не могут быть использованы для производства другого вида товара y. Все что общество могло бы получить, но из-за ограниченности ресурсов не получило и упустило такую возможность, составляет издержки упущенной возможностей.
Издержки упущенной возможности – это издержки использования ресурсов для какой-то определенной цели, измеренные с точки зрения выгоды, упущенной вследствие неиспользования этого набора ресурсов иным, альтернативным способом.
Наглядное представление этой проблемы может быть дано с помощью кривой производственных возможностей (production possibility curve - PPC).
Рынок, структура и механизм функционирования.
Под рыночной экономикой понимается экономика, которая характеризуется принятием экономических решений в основном децентрализованным путем и которой присуще единство взаимодействия рынка и государств регулирования.
Рынок является формой взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающим решения хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
Для функционирования рынка необходимо соблюдение ряда условий:
1) наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативной).
2) Наличие рыночной инфраструктур как совокупности хозяйственных форм, обеспечивающих движение товарных, денежных, финансовых и информационных потоков.
3) Рыночная структура включает в себя три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.
Рынок товаров и услуг – среда рыночных отношений, в которой осуществляется купля-продажа товаров и услуг, формируется спрос и предложение, устанавливается цена. Функционирует через товарные биржи, оптовой и розничной торговой, маркетинговой службы.
Рынок факторов производства – купля продажа экономических ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательская способность, информация.
Финансовый рынок – осуществляются операции с финансовым активами – деньгами, ценными бумагами. Функционирует посредством фондовых валютных бирж, межбанковского кредита, рынка ценных бумаг и тд. Традиционно финансовый рынок подразделяется на денежный рынок (движение краткосрочных денежных средств) и рынок капиталов (долгосрочных).
Субъекты рыночных отношений.
В экономической теории выделяют три основных субъекта рыночных отношений – домохозяйства, фирмы и государства.
Домохозяйство – это экономическая единица, объединяющая лиц, живущих под одной крышей, которые принимают общие финансовые решения. Членов домохозяйства относят к сектору потребителей и наделяют следующими чертами:
1. каждое домохозяйство принимает единое решение;
2. домохозяйство является полноправными владельцами факторов производства и самостоятельно принимают решения об их продаже;
3. любое домохозяйство, принимая решение, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей или говорят: максимизировать получаемую полезность:
Фирма – это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции, которую она затем продает другим фирмам, домохозяйствам или государству. Фирмы относят к сектору производителей.
Свойства фирмы:
1. Каждая фирма принимает решения, как если бы она состояла из одного человека. Экономисты рассматривают фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства – как единую компоненту процесса потребителя.
2. Большинство своих решений фирмы принимают, преследуя единую цель – максимизировать прибыль.
3. Фирмы являются полновластными пользователями факторов производства.
В отличии от фирм и домохозяйств государство порой не действует как единый орган (законодательной и исполнительной власти).
Микроэкономика раскрывает основные принципы функционирования рыночной экономики на уровне отдельного товаропроизводителя и потребителя. Дает представление о механизме установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и предложения, об объемах выпускаемой продукции в различных рыночных структурах, об оптимальном использовании экономических ресурсов в целях получения максимальной прибыли.






