Лекция 2. Теория спроса и предложения

Категории спроса и предложения будем рассматривать применительно к товарному рынку, действующему в условиях совершенной конкуренции.

То количество товаров x, которое потребители желают приобрести для удовлетворения своих потребностей, принято называть количеством товара, на которое предъявляется спрос (quantity demanded - QD).

Для проведения анализа изменения QD товара необходимо соблюдение определенных условий, к которым относят величину исследуемого промежутка времени и количество покупателей.

1. QD определяется всегда за один и тот же промежуток времени (например месяц).

2. QD вычисляется для всего населения страны.

На величину QD оказывают влияние различные факторы:

- цена самого товара x (Px);

- цены товаров, взаимосвязанных с товаром x (Pi);

- вкусы потребителей (T);

- средний доход домохозяйствами (Y);

- распределение дохода между домохозяйствами (Y );

- количество покупателей (N);

- ожидания изменения цен товаров или вкусов потребителей (E).

То есть QD есть функция многих переменных

QD=QD(Px, Pi, T, Y, Y , N, E)

Так как необходимо выявить закономерности формирования цены, товаров и услуг экономисты основное внимание уделяют изучению зависимости QD товара от цены самого товара Px при прочих равных условиях.

Всю совокупность значений QD товара x, соответствующих различным возможным величинам цены товара Px, при прочих равных условиях, называют спросом (demand-D) на товар x.

Впервые графическая зависимость QD от его цены была представлена английским экономистом А. Маршаллом в работе «Принципы экономики» в 1890 г. Маршалл считал цену Px функций от QD, т.к. определял при какой цене на рынке товара устанавливается равновесие.

Поэтому теперь принято все стоимостные показатели откладывать по вертикальной оси, графически представлена.

Кривая спроса отражает полный набор возможных соотношений Px-QDx и является графическим отображением спроса.

Кривые спроса.

Закон спроса: Снижение цены товара х при прочих равных условиях приводит к увеличению количества товара х, на которое предъявлен спрос.

Неценовые факторы. Изменение спроса. Сдвиг кривой спроса.

На величину спроса QD товара х помимо цены оказывают влияние и другие факторы (вкусы, доходы, домохозяйство). Спрос при этом может меняться произвольно. Мы рассматриваем случай, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины QD меняются при каждой цене, и происходит смешение всей кривой спроса, экономисты считают, что произошло изменение спроса. Если величины QD при каждой цене возрастают, то вся кривая D смещается вправо и говорят, что спрос увеличился. Если при каждой возможной цене значение QD снизятся, а кривая D сместиться влево, то спрос уменьшается.

Причины роста QDx при понижении цены:

1. покупатель охотнее приобретает товар х, когда цена Px понижается (психологический фактор);

2. любая единица товара х удовлетворяет каким-либо потребностям покупателя. Снижение цены Px ведет к удовлетворению потребности.

3. Взаимодействие 2-х эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода – снижение цены Px единицы товара x позволит покупателям приобрести необходимое количество товаров х за меньшую сумму. Экономия денежных средств равносильна увеличению реального дохода.

Эффект замещения. При снижении цены Px товара х покупатели охотнее начнут заменять или другие подобные товары – товары заменители, что ведет к увеличению QDx.

Если два товара взаимозаменяемы (товары-субституты), то между ценой на один из них и спрос на другой существует прямая связь.

Если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Спрос является качественной характеристикой потребления. Количественной характеристикой выступает предложение товаров и услуг.

Количество товаров х, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать называется количеством предложенного товара (quantity supplied – QSx).

На количество товара х, которое фирмы желают произвести воздействуют следующие факторы:

- цена самого товара (Px);

- цены ресурсов (Pz);

- уровень технологии (L);

- цели фирмы (A);

- величины налогов и субсидии (T);

- цены на иные товары (Pi);

- ожидание (E);

- количество производителей товаров (N).

- QSx=QS(Px, Pz, L, A, T, Pi, E, N)

Зависимость QSx от Px

Каждая точка кривой отражает конкретное соотношение цена Px-QSx. Вся кривая S отражает полный набор возможный соотношений Px-QSx при прочих равных условиях и является графическим отображением функции предложения.

Закон предложения. Повышение цены товара х при прочих равных условиях приводит к возрастанию количества товаров х, предлагаемого фирмами к продаже.

Когда под воздействием какого-то фактора величины QSx меняются при каждой цене Px и смещается вся кривая предложения, то происходит изменение предложения: при расширении предложения кривая s смещается вправо, в сужении предложения кривая смещается влево.

Формирование цены под влиянием спроса и предложения

Равновесие на конкурентном рынке достигается в пересечении кривы D и S.

Говоря, что избыточный спрос оказывает на цены давление «снизу» подталкивая цены вверх.

Избыточное предложение оказывает на цены давление «сверху», заставляя их понижаться. При равновестной цене противоположные силы уравновешиваются. При равновесной цене QDx=QSx.

Если произойдет увеличение спроса на товар под влиянием какого-либо фактора, кривая D переместиться вправо. При неизменном предложении получим новую точку. Т.е. увеличение спроса сопровождается ростом как равновесной цены, так и равновесного количества товара. Такой же графический анализ можно произвести и с кривыми предложения.

При расширении предложения равновесная цена падает, равновесное количество товара растет.

На основании такого анализа могут быть сформулированы 4 закона спроса и предложения:

1. Увеличении спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара.

2. Сужении спроса приводит к уменьшению, равновесной цены и равновесного товара.

3. Повышение предложения способствует возрастанию количества QD и снижению цены.

4. Сокращения предложения обуславливает падение QD и рост цены.

Следовательно, в следствии изменения спроса величины QD и цены изменяются в одном направлении, а при изменении предложения – в противоположном.

Производство и издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Любая фирма стремиться производить такое количество товаров и услуг, при котором она получает максимальную прибыль. Поскольку прибыль представляет собой разницу между выручкой фирмы и ее издержками, то для определения оптимального объема выпуска необходимо установить, каким образом связаны с величиной выпуска выручка и издержки производства. Издержки зависят от того в каком периоде – краткосрочном или долгосрочном функционирует фирма.

Краткосрочный период – это промежуток времени, в течении которого фирма варьирует объемы производства, не изменяя количество некоторых вводимых факторов производства. Неизменяемые факторы производства называются постоянными, обычно в них включают капитальное оборудование, землю, услуги высококвалифицированных специалистов. (Пример: при уменьшении спроса на товар фирма решает сократить производство, снизить загрузку оборудования, не меняя его объемов, уволить часть рабочих и уменьшить закупку сырья).

Факторы производства, которые по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут изменяться в краткосрочном периоде, называются переменными. К ним относят услуги наемных рабочих, сырье, материалы, топливо, энергия и т.п.

Если перемены в экономике заставляют фирму расширять парк станков, заниматься строительством нового цеха, то говорят, что такие вопросы фирма решает в долгосрочном периоде.

Под долгосрочным периодом понимается такой промежуток времени, когда фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства.

В ходе такого периода фирма сталкивается с ситуациями, когда она должна решить входить ли ей в новую отрасль, расширять или сокращать масштабы производства и т.п.

Краткосрочный и долгосрочный периоды не должны ассоциироваться с продолжительностью периода, каком-то конкретным периодом времени. В отдельных отраслях (энергетической) краткосрочный период может длиться свыше 10 лет, в аэрокосмической долгосрочный период составляет 2-3 года.

Деятельность фирмы в краткосрочном периоде. Введение в производство дополнительных единиц любых ресурсов приводит к 2-м взаимосвязанным эффектам6 с одной стороны, это вызывает увеличение расходов фирмы, с другой – рост количества выпускаемых товаров и услуг.

Определим зависимость между объемами используемых ресурсов и выпускаемой продукцией. Зависимость между количеством вводимых факторов производства и объемом выпускаемых товаров и услуг называется производственной функцией.

Суммарный продукт – общий объем произведенных фирмой товаров и услуг за указанный период времени (месяц) -TP.

Средний продукт – доля суммарного продукта, приходящаяся на единицу переменного фактора L.

Предельный продукт – это продукт, получаемый из-за изменения суммарного продукта, вызванного применением дополнительной единицы переменного ресурса.

Издержки производства в краткосрочном периоде.

Суммарные издержки – общие издержки выпуска определённого объема продукции. Суммарные издержки состоят из суммарных постоянных издержек и суммарных переменных издержек.

TFC – не меняются по мере увеличения производства в краткосрочном периоде. Это амортизационные отчисления, страховые взносы, арендная плата, з/п управляющих, процент за кредит.

TVC – изменяют свою величину с изменением объемов производства. З/п рабочих, сырье, материалы, топливо. Желая максимизировать прибыль, фирма стремиться снизить до минимума издержки на единицу продукции.

Понятие средних издержек.

- средние суммарные издержки ATC – или просто средние издержки AC – это величина суммарных издержек, приходящихся на единицу выпускной продукции.

, Q – количество единиц товара;

- средние постоянные издержки

- средние переменные издержки

ATC=AFC+AVC

- предельные издержки – это величина, показывающая приращение суммарных издержек при изменении объема выпуска продукции на одну дополнительную единицу.

Рыночные структуры.

Группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо однотипные товары, принято называть отраслью.

Реакция фирм отрасли на действия отдельной фирмы от определяется рыночной структурой, в которой функционируют фирмы.

Рыночная структура отражает все аспекты рынка – количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможность для входа и выхода из отрасли иных фирм, количество покупателей, способность фирмы воздействия на спрос посредством рекламы и др.

Т.е. на понятие рыночной структуры оказывают влияние много факторов. Для упрощения анализа выделяют три основных фактора.

1. количество фирм в отрасли;

2. производят ли фирмы отрасли однотипные или разнородные товары;

3. сложность выхождения в отрасли другим фирмам.

С учетом этих факторов, выделяют 4 рыночные структуры:

- совершенная (чистая) конкуренция;

- чистая монополия;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия.

Для анализа рыночных структур вводятся понятия суммарной, средней и предельной выручки.

Суммарная выручка – общая выручка фирмы от продаж своей продукции

TR=p*q,

p – цена;

q – количество единиц товара.

Средняя выручка – часть суммарной выручки, приходящая на единицу продукции.

AR=TR/q=P, т.е. в условиях совершенной конкуренции средняя выручка равна цене товара.

Предельная выручка – изменение в суммарной выручке, вызванное увеличением продаж на дополнительную единицу товара:

MR= TR/ q

Основные черты совершенной конкуренции.

1. На рынке действует большое число фирм, независимых друг от друга. Рынку присуща высокая организованность, оперативность, информативность. Объем производства каждой фирмы настолько незначителен в сравнении с выпуском отрасли, что фирмы не в состоянии оказывать влияние на цену товара. Цена является результатом взаимодействия суммарного предложения с суммарным спросом отрасли и воспринимается любой фирмой как внешний, независимый фактор.

2. Фирмы производят один и тот же стандартный товар (однородный рынок) и покупателю безразлично у какой фирмы его приобретать.

3. Отрасль является открытый для входа и выхода любого количества фирм.

Спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, кривая спроса горизонтальна

Основные черты монополии.

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом, т.е. фирма монополист олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монопольный товар (товар х) является особым и не имеет родственных заменителей. Поэтому спрос на т. х при изменении цен товаров иных отраслей меняется незначительно, следовательно, перекрёстная эластичность спроса тов. Х и продуктов иных отраслей очень низкая.

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условии монопольной структуры отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Следовательно, фирма монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара (в отличии от совершенной конкуренции). Поскольку фирма – монополист выступает как отрасль, то кривая спроса на весь объем производственного товара х, т.е. отраслевая кривая спроса на продукцию фирмы монополиста не является абсолютно эластичной и кривая спроса имеет классический «падающий» вид.

Согласно теории спроса фирма-монополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции (падающий характер кривой спроса).

Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями и находятся под контролем государства.

Варианты государственного регулирования цен.

1. Цена устанавливается равной предельным издержкам.

2. Цена устанавливается равной средним издержкам.

3. Устанавливается «двух ставочный тариф».

Картель как пример монополии.

Существует и иной вариант установления монополии помимо наличия в отрасли единой фирмы – монополисты.

Фирмы одной отрасли договариваются между собой и ведут согласованную ценовую политику, выступая как единая фирма. Такое объединение фирм называется картелью. Картель рассматривают как форму монополиста, владеющую объединении фирмами. Создав картель, фирмы могут добиться получения монопольной прибыли за счет сокращения объемов выпуска и повышения цены товара.

Картели недолговечны из-за действий самых же фирм. Для успешной работы картеля необходимо сократить объем выпуска до определенной величины. Каждой фирме устанавливается квота выпуска товара. Желание получить сверхприбыли толкает фирмы на нарушение договоренностей и на увеличение продаж по установленной цене. Но расширении количества реализуемого товара ведет к снижению монопольной прибыли. Картель распадается.

Основные черты монополистической конкуренции.

1. В отрасли присутствует достаточное число фирм, каждая из которых конкурирует со значительным количеством соперничающих фирм и поэтому не учитывает их реакцию при изменении цены своего товара.

2. Фирмы отрасли производят дифференцированный товар, каждая из них имеет возможность менять цену товара и кривая спроса отдельной фирмы имеет «падающий» характер. Это монополистическая часть. Но кривая спроса довольна эластична, т.к. товары других фирм является близкими заменителями товара этой фирмы. «Падающий» характер кривой спроса предполагает возможность получения фирмами монопольной прибыли в краткосрочном периоде.

3. Существует довольно свободный вход иных фирм в отрасль и выход из нее. Это приводит к тому, что в долгосрочном периоде каждая фирма отрасли не имеет экономической прибыли.

Олигополия. Основные черты олигополий.

1. В отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии.

2. Кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер, поэтому отрасль не может считать совершенно конкурентной.

3. В отрасли находятся хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что ее действия не окажутся без ответной реакции со стороны конкурентов, следовательно, эта структура отличается от монополистической конкуренции.

При исследовании олигополии отличаются следующие неопределенность и неоднозначность ее характеристика.

Во-первых, число фирм в отрасли может значительно разниться по отраслям экономики. Так в автомобильной промышленности это может быть 3-4 крупнейшие фирмы, а количество заправочных станций может составлять 10-15-20 в среднем в городе.

Во-вторых, Характер продукта. Если в условии современной конкуренции и монополии формы выпускают однородный продукт, в условии монополистической конкуренции – дифференцированный, то в фирмы – олигополисты могут выпускать как однородный продукт.

Олигополии могут быть «жесткими», когда фирмы – олигополисты контролируют практически весь рынок товаров, а бывают и «мягкими», когда на долю олигополии приходится 70-810% выпуска отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: