Введение
Предмет, методология и научные задачи курса Отечественной истории. Историческая преемственность и прерывность. Принципы периодизации курса. Источники курса. Местокурса в системе социальных и гуманитарных дисциплин. Историография.
Историческая динамика и статика: структуры и процессы. Многоаспектность исторического изменения. Современные исторические теории: формационная, модернизационная (прогрессистские теории), цивилизационная, глобалистская (мироцелостная, мирсистемный анализ) – их достоинства и недостатки.
Компоненты структуры курса Отечественной истории.
1. Пространство как условие политического, социального, экономического, культурного развития.
2. Событийная канва (основные события политической истории, внутренней политики).
3. Политическое устройство.
4. Социальная структура общества и группы, ее образующие.
5. Экономическая система: производство, распределение и потребление.
6. Региональная и этническая динамика.
7. Культура: символические, небиологические, то есть приобретаемые аспекты жизнедеятельности человеческого общества; язык, нормы и традиции поведения, ценности, образ мышления.
8. Глобальный контекст: место страны в мировой геополитической и цивилизационной динамике.
Раздел I. ПЕРВОБЫТНЫЙ СТРОЙ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ
Тема 1. Народы Восточной Европы и Сибири в древности и раннем средневековье (до образования Древнерусского государства)
Пространство. Природно-климатические особенности Северной Евразии. Относительное разнообразие природной среды: природные ландшафты, почвенно-климатические условия, речные бассейны. Появление человека на просторах Северной Евразии. Периодизация истории первобытного общества. Неолитическая революция – переход от присваивающего к производящему хозяйству. Неравномерность развития регионов Северной Евразии. Формирование племенных союзов в Европейской части России в бронзовом веке. Переход к железному веку в I тыс. до н.э., кризис родоплеменного строя.