Реальность как существование

Индивидуальное существование - центральный пункт этого направления. Представители утверждают, что идея человечества была в Его сознании до того, как Он создал людей. Экзистенциализм начинается с изменения хронологического порядка в этом тезисе. Таким образом, существование предшествует сущности. Личность прежде всего существует, а уже потом он или она должны попытаться определить свою сущность.

В мире, который не дает ответов, человек сталкивается с такими вопросами, как “Кто я такой?” и “В чем смысл жизни?” Этот акт повседневной жизни является процессом определения человеческой сущности.

Истина как выбор.

Личность является центром гносеологии экзистенциализма - не человечество как вид, а конкретные люди как индивидуумы. Вселенная не создает смысла и абсолютных истин. Скорее, сам человек придает смысл таким вещам, как природа.

Если существование предшествует сущности, тогда сперва существует индивидуальная личность, и лишь затем следуют ею создаваемые идеи. Все познание присуще самому человеку, и лишь только он сам принимает решение о том, что есть истина.

Ценности, устанавливаемые личностью.

Экзистенциалисты столкнулись со сложной задачей: производить ценности из ничего. Индивидуумы выброшены в жизнь без своего на то согласия, и каждый волен становиться тем, кем желает. Люди ничем не ограничены. Скорее, они “приговорены быть свободными”. В силу этой свободы, каждый человек ответствен за свой выбор и поступок.

НЕОТОМИЗМ

Неотомизм - философское направление обновленного томизма, то есть философии Фомы Аквинского, философа XIII века. В 1879 году неотомизм получил признание главы римско-католической церкви (папы Римского) и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины католицизма. Наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие. В неотомизме возрождаются основные категории философии Ф.Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя.

Цель неотомистов:

во-первых, доказать истинность католицизма и католической философии;

во-вторых, приспособить католицизм к современным условиям.

Основные положения неотомизма.

1. Мир един. Однако, единство мира состоит не в его материальности, а в бытии, т. е. существовании.

2. Под “бытием вообще” они понимают бытие Бога, который является первичной и универсальной реальностью. Бытие Бога доказывается путём аналогии с бытием мира, причём, бытие Бога - бесконечное.

3. Отрицая свою принадлежность к лагерю идеализма, неотомисты уверяют, что разрабатывают “реализм”, утверждая наличие объективной реальности, независимой от нашего сознания, подразумевают под этой объективной реальностью Бога и Душу человека, которая бессмертна.

4. Защищая принцип “гармонии” веры и разума, религии и науки, неотомизм на деле исходит из вторичности науки. Утверждает, что наука способна познать только заранее заложенное Богом в природу. Отсюда любое достижения науки доказывает силу и помощь божественного духа, подтверждает абсолютную истинность догматов веры, которые сами по себе недоступны человеческому разуму.

5. Неотомисты различают три ступени знания, образующие иерархию. Её основу составляют частные науки, центр – философия, а ее вершину – религия.

6. Ступеням знания соответствуют три этапа познания: а) чувственное; б) разумное;

в) божественное откровение, доступное вере, а не разуму.

7. Центральной проблемой является не теоцентризм, а проблема человека, отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, смысл скорби.

Стремление показать человеку и понять вечные ценности и ценности сегодняшние:

а) утверждается, что человек всегда личность – персона, сутью которой является Душа;

б) Душа фокусирует в себе космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью;

в) история и общество развиваются через личность человека.

Отсюда, основная проблемаэто вопросы свободы и нравственного воспитания человека.

Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому Творцом. Поскольку человек есть основной элемент бытия и через него проходит история, ведущая к “Граду Божьему”, то история имеет гуманный смысл и назначение построение общества на высших религиозно – нравственных ценностях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: