Понимание основного вопроса философии
Понятие экзистенция
Появление экзистенциализма
Экзистенциализм
Экзистенциализм возникает в период мировых войн:
-) немецкий (К.Ясперс, М.Хайдеггер), – в Первую мировую войну,
-) французский (Ж.П.Сартр, А. Камю) – во Вторую мировую войну.
Драматизм эпохи XX века – человек поставлен между жизнью и смертью, бытием и небытием. Ужасы мировых войн развеяли миф о целесообразности и практической ценности принципов классической философии применительно к решению проблем реального человека. Крах иллюзий о неограниченных возможностях человеческого разума и его способности конструировать человеческую жизнь на принципах свободы, гуманизма и всеобщего счастья, знаменовал собой своеобразный «поворот к человеку» в философии. Необходим отход от принципов абстрактного теоретизирования классической философии и обращенность философии к человеку, к его потребностям и нуждам.
Экзистенция (подлинное существование) – в глубинных слоях существования человека кроется уникальность человека и его судьбы. Экзистенция интенциональна – направлена на потустороннее бытие, на ничто. Понятие «экзистенция» ввел С. Кьеркегор, понимая под ней выбор человеком самого себя, своего уникального «Я».
Ошибка прежней философии состоит в том, что она ставила перед собой далекие от человека проблемы – о сущности бытия как такового, о познаваемости мира, о критериях истинного познания и другие вопросы, в которых реальный человек и его интересы были поставлены за скобки философии (■ это либо философия идей, либо – философия вещей).
Цель философии – не исследование сущности, а открытие смысла существования (дано нам непосредственно как наше собственное существование, экзистенция). Экзистенция – как бы окно, через которое к нам доходит свет иного, непредметного бытия. Главным является открытие смысла бытия, определение структуры «экзистенции».
Основной вопрос философии – (снятие противоположности субъекта и объекта) должен ставиться как:
-) «преодоление» научного, понятийного способа рассмотрения действительности через раскрытие «смысла бытия» в отличие от исследования законов предметного мира (М. Хайдеггер);
-) ■ «решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии» (А. Камю);
-) отношение к человеку как к экзистенции (самый глубокий уровень личности человека), что не может стать объектом не только изучения, но и философского созерцания (К. Ясперс).
В гносеологии необходимо «преодоление» научного, понятийного способа рассмотрения действительности и создания нового метода познания: ■ «существование предшествует сущности»:
-) Сущность – «что есть предмет?»
-) Существование – «есть ли он?»
Невозможно вывести существование из сущности (т.е. бытие из понятия) т.к. сущность всегда есть понятие, мысль. Постигнуть разумом бытие можно только в том случае, если последнее имеет рациональную природу, но бытие непознаваемо дискурсивно. После любой рациональной переработки остаётся некий иррациональный остаток, нечто, нерастворимое в разуме, на что разум постоянно наталкивается и что он не может постигнуть – в мире все постижимо разумом, кроме бытия самого мира.
Любые сущности можно уложить в понятие, в него нельзя уложить только существование. Декартовское «соgito егgо sum» якобы ставит философию на новую и достоверную почву, но оставляет за рамками рассмотрения способ бытия «res cogitans» (мыслящей вещи), бытийный смысл этого «sum» (М. Хайдеггер).