1. Каковы особенности взаимоотношений Руси и Золотой Орды?
2. Какие этапы образования российского централизованного государства выделяются исторической наукой?
3. Каковы истоки и особенности местничества?
4. Какова роль православия в становлении и развитии российского государства?
5. Кто такие «стяжатели» и «нестяжатели»?
Литература:
1. Борисов В. А., Кряжева-Карцева Е. В., Синютин С. С. История России. Учебно-методическое пособие. М.: Российский университет дружбы народов, 2013
2. Кузнецов, И.Н. История: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2015. — 576 с.
3. Борисов В.А. История России [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Борисов В.А., Кряжева-Карцева Е.В., Синютин С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 156 c.
4. История России с древнейших времен до наших дней.В 2 тт.Т.1 [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. — 544 с.
Семинар 4.
Тема 4: Смутное время начала XVII в.
План:
1. Предпосылки Смуты.
2. Борис Годунов и Лжедмитрий 1.
3. Василий Шуйский и Лжедмитрий II.
4. Семибоярщина.
5. Первое и второе ополчения. Освобождение Москвы.
6. Земский Собор 1613 г.
7. Ближайшие последствия Смуты.
Вопросы для дискуссии
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации нового времени
1. В чем состоит сходство и различие процессов формирования абсолютизма в России и в Западной Европе?
2. Что представляли собой Земские Соборы в России?
3. В чем сущность кризиса российской государственности в период Смуты?
4. Каковы исторические особенности формирования многонационального российского государства?
5. Как выразилось влияние церковного раскола на историю России?
Литература:
1. Борисов В. А., Кряжева-Карцева Е. В., Синютин С. С. История России. Учебно-методическое пособие. М.: Российский университет дружбы народов, 2013
2. Кузнецов, И.Н. История: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2015. — 576 с.
3. Борисов В.А. История России [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Борисов В.А., Кряжева-Карцева Е.В., Синютин С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 156 c.
4. История России с древнейших времен до наших дней.В 2 тт.Т.1 [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. — 544 с.
Семинар 5.
Тема 5: Реформы Петра 1.
План:
1. Россия в конце XVII века. Предпосылки преобразований.
2. Основные направления внешней политики петровского времени.
3. Социально-экономическое развитие России при Петре 1.
4. Административные реформы.
5. Становление новой культуры.
Вопросы для дискуссии
1. Каковы исторические особенности и отличия модернизации России от модернизации других стран?
2. В чем заключается сущность имперской модернизации России при Петре I?
Литература:
1. Борисов В. А., Кряжева-Карцева Е. В., Синютин С. С. История России. Учебно-методическое пособие. М.: Российский университет дружбы народов, 2013
2. Кузнецов, И.Н. История: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2015. — 576 с.
3. Борисов В.А. История России [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Борисов В.А., Кряжева-Карцева Е.В., Синютин С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 156 c.
4. История России с древнейших времен до наших дней.В 2 тт.Т.1 [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. — 544 с.
Семинар 6.
Тема 6: Отечественная война 1812 г.
План:
1. Россия и Франция в начале XIX века. Предпосылки войны.
2. Начальный этап войны (до Битвы под Малоярославцем).
3. Партизанская война 1812 г.
4. Разгром наполеоновской армии в октябре -декабре 1912 г.
5. Заграничные походы Русской армии в 1813 - 1814 гг. Венский конгресс и образование «Священного союза».
Вопросы для дискуссии
1. В чем заключалась программа преобразований в Сибири, разработанная М.М. Сперанским?
2. В чем заключается сущность и содержание реформ Александра II?
3. Каковы основные этапы подготовки крестьянской реформы 1861 г.?
4. Что представляло собой общественное самосознание русского дворянства?
5. В чем заключается суть дискуссии между «западниками» и «славянофилами»?
6. Каковы истоки, причины и результаты декабризма?
7. Каковы этапы и направления развития общественно-политическогодвижения в России во второй половине XIX в.?
8. Какова роль купечества в общественном самоуправлении сибирских городов?
9. В чем заключается суть сибирского областничества?
Литература:
1. Борисов В. А., Кряжева-Карцева Е. В., Синютин С. С. История России. Учебно-методическое пособие. М.: Российский университет дружбы народов, 2013
2. Кузнецов, И.Н. История: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2015. — 576 с.
3. Борисов В.А. История России [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Борисов В.А., Кряжева-Карцева Е.В., Синютин С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 156 c.
4. История России с древнейших времен до наших дней.В 2 тт.Т.1 [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. — 544 с.
Семинар 7.
Тема7: Россия в первой четверти XX века.
План:
1. Экономическое и социально-политическое развитие России накануне революции 1905 -1907 гг.
2. Революция 1905-1907 гг. и её итоги.
3. Третьеиюньская монархия.
4. Политические партии в России. Государственная Дума в начале века.
5. П.А. Столыпин и его реформы.
6. Февральская Революция В России.
7. Россия Между Февралем и Октябрем 1917 г.
8. Октябрьское Вооруженное Восстание и первые мероприятия Советской Власти
9. Гражданская Война В России
10. Политика "Военного Коммунизма" (1918 - 1920 Гг.)
Вопросы для дискуссии
1. Каковы противоречия индустриальной модернизации России, проводимой по программе С.Ю. Витте?
2. Можно ли утверждать, что развитие капитализма в России привело к победе социалистической революции?
3. Какие основные политические партии действовали в России в начале ХХ века и в чем состояла суть их программных установок?
4. В чем причины краха российского либерализма в 1917 г.?
5. Каковы причины, содержание и результаты экономической политики Советской власти в 1918-1921гг. («военный коммунизм»)?
Литература:
1. Борисов В. А., Кряжева-Карцева Е. В., Синютин С. С. История России. Учебно-методическое пособие. М.: Российский университет дружбы народов, 2013
2. Кузнецов, И.Н. История: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2015. — 576 с.
3. Борисов В.А. История России [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Борисов В.А., Кряжева-Карцева Е.В., Синютин С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 156 c.
4. История России с древнейших времен до наших дней.В 2 тт.Т.1 [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. — 544 с.
Семинар 8.
Тема 8: СССР в середине - второй половине XX века..
План:
1. СССР и Германия накануне и в начале Второй Мировой Войны. Причины и начало Великой Отечественной войны.
2. Начальный этап ВОВ.(июнь 1941 - ноябрь 1942г.).
3. Коренной перелом в ходе войны.(ноябрь 1942-декабрь 1943гг.).
4. Заключительный этап ВОВ (1944 - 1945 гг.).
5. Значение и уроки войны.
1. Предпосылки становления постиндустриальной цивилизации: революционный рывок в области науки, техники, технологий, производства.
2. Информационная революция.
3. Мировые войны как проявление кризиса цивилизации XX века.
4. Дезинтеграции СССР и новая архитектура мира.
5. Духовный мир и духовные поиски человека постиндустриальной цивилизации.
6. Перспективы и возможности становления общечеловеческой цивилизации.
Вопросы для дискуссии
1. Можно ли утверждать, что новая экономическая политика (нэп) погибла в результате собственных кризисов и противоречий?
2. Каковы экономические и социальные итоги сталинской модернизации?
3. Каковы источники и итоги победы Советского Союза вВеликой Отечественной войне?
4. Каковы противоречия модернизации советской системы вгоды хрущевской «оттепели»?
5. В чем состоят особенности взаимодействия России и Запада в годы «холодной войны»?
Литература:
1. Борисов В. А., Кряжева-Карцева Е. В., Синютин С. С. История России. Учебно-методическое пособие. М.: Российский университет дружбы народов, 2013
2. Кузнецов, И.Н. История: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2015. — 576 с.
3. Борисов В.А. История России [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Борисов В.А., Кряжева-Карцева Е.В., Синютин С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 156 c.
4. История России с древнейших времен до наших дней.В 2 тт.Т.1 [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. — 544 с.
5. Федоров К.В. Россия и мир во второй половине XX – начале XXI в. Поиск модели развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Федоров К.В., Суздалева Т.Р., Давлетшина Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2013.
Семинар 9.
Тема 9: Современная Россия.
План:
1. Российская Федерация в 1991 - 1999 гг.
2. Внешняя политика Российской Федерации в 1991 -1999 гг.
3. Современная Россия в 2000 - 2012 гг.
4. Российская культура в 1990- 2000 е гг.
Вопросы для дискуссии
1. Каковы причины и особенности модернизации советской системы в годы «перестройки»?.
2. Каковы причины и содержание процесса распада Советского Союза?
3. В чем состояла радикальная рыночная модернизация России в 1990-е гг.?
4. В чем состояла радикальная рыночная модернизация России в 2000-е гг.?
5. Каковы экономические, политические и социальные последствия радикальной рыночной модернизации России в 1990-е гг.?
6. Каковы экономические, политические и социальные последствия радикальной рыночной модернизации России в 2000-е гг.?
Литература:
1. Борисов В. А., Кряжева-Карцева Е. В., Синютин С. С. История России. Учебно-методическое пособие. М.: Российский университет дружбы народов, 2013
2. Кузнецов, И.Н. История: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2015. — 576 с.
3. Борисов В.А. История России [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Борисов В.А., Кряжева-Карцева Е.В., Синютин С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 156 c.
4. История России с древнейших времен до наших дней.В 2 тт.Т.1 [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. — 544 с.
5. Федоров К.В. Россия и мир во второй половине XX – начале XXI в. Поиск модели развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Федоров К.В., Суздалева Т.Р., Давлетшина Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2013.
2. Методические указания для обучающихся по подготовке к лабораторным занятиям (если имеются по учебному плану): темы лабораторных занятий, содержание заданий и порядок их выполнения, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента при подготовке к лабораторным занятиям.
НЕТ.
Методические указания для обучающихся по выполнению заданий для самостоятельной работы: содержание заданий (может быть ссылка на определенную часть Фондов оценочных средств) и порядок их выполнения; методические указания по выполнению рефератов, эссе, контрольных работ и т.п.
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
· логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
· развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
· осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
· преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· формировование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.
Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и научной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных работ в виде конспектирования и тестирования.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
При подготовке к семинару и при освоении тем, рекомендованныхдля самостоятельного изучения, если по этой или близкой теме преподавателем была прочитана лекция, необходимо повторить ее содержание, и восстановить в памяти то, чем уже приходилось заниматься ранее. Далее предполагается, в первую очередь, чтение соответствующего раздела рекомендованных учебников, учебных пособий, а также монографий из списка основной литературы. Это дает возможность составить представление об историческом периоде, проблеме и т. п., которые являются темой семинара, самостоятельной работы. Далее следует перейти к изучению рекомендованной к занятию литературы с чтением и конспектированием основного содержания прочитанного. В планах подготовки к семинарским занятиям и в планах для самостоятельного изучения темы выделена основная и дополнительная литература. Чтение дополнительной литературы позволяет глубже вникнуть в тему, а также подготовиться к выступлению с обязательным докладом в конце семестра.
Если к занятию рекомендована работа с историческими источниками, и магистрант впервые знакомится с этой проблематикой, анализ источника чаще всего бывает более эффективным после предварительного знакомства с рекомендованной литературой. Но при этом после вхождения в данную проблематику с помощью специальной литературы необходимо возвращение к анализу источника. Целью подготовки к семинарскому занятию и самостоятельной работы над темой работы является формирование собственных представлений относительно изучаемой проблемы с опорой на источники и специальную литературу. Результаты подготовки к семинару и результаты самостоятельного изучения темы должны быть оформлены письменно в такой форме, которая обеспечит запоминание и осмысление результатов работы, проделанной магистрантом. Как показывает практика, обязательным является конспектирование, выписки при чтении рекомендуемой литературы, что дает возможность более глубокого освоения избранной темы.
Неделя в семестре | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | Форма отчетности |
1-2 недели | История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | Чтение рекомендованной литературы, подготовка к семинарскому занятию, самостоятельная работа, подготовка к итоговому докладу | Выступление на семинарском занятии |
3-4 недели | Исследователь и исторический источник | Чтение рекомендованной литературы, подготовка к семинарскому занятию, самостоятельная работа, подготовка к итоговому докладу | Выступление на семинарских занятиях |
5-6 недели | Особенности становления государственности в России и Европе | Чтение рекомендованной литературы, подготовка к семинарскому занятию, самостоятельная работа, подготовка к итоговому докладу | Выступление на семинарских занятиях |
7-8 недели | Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | Чтение рекомендованной литературы, подготовка к семинарскому занятию, самостоятельная работа, подготовка к итоговому докладу | Выступление на семинарских занятиях, доклад по итогам изучения курса, контрольное тестирование по всему курсу |
9-10 недели | Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации нового времени | Чтение рекомендованной литературы, подготовка к семинарскому занятию, самостоятельная работа, подготовка к итоговому докладу | Выступление на семинарских занятиях, доклад по итогам изучения курса, контрольное тестирование по всему курсу |
11-12 недели | Россия и мир в XVIII – XIX веках: имперские модернизации. | Чтение рекомендованной литературы, подготовка к семинарскому занятию, самостоятельная работа, подготовка к итоговому докладу | Выступление на семинарских занятиях, доклад по итогам изучения курса, контрольное тестирование по всему курсу |
13-14 недели | Россия и мир в новейшее время | Чтение рекомендованной литературы, подготовка к семинарскому занятию, самостоятельная работа, подготовка к итоговому докладу | Выступление на семинарских занятиях, доклад по итогам изучения курса, контрольное тестирование по всему курсу |
15-16 недели | Мир накануне и в начале нового тысячелетия | Чтение рекомендованной литературы, подготовка к семинарскому занятию, самостоятельная работа, подготовка к итоговому докладу | Выступление на семинарских занятиях, доклад по итогам изучения курса, контрольное тестирование по всему курсу |
17-19 недели | Россия накануне и в начале нового тысячелетия | Чтение рекомендованной литературы, подготовка к семинарскому занятию, самостоятельная работа, подготовка к итоговому докладу | Выступление на семинарских занятиях, доклад по итогам изучения курса, контрольное тестирование по всему курсу |