Культура Шумера. Первые города-государства

Шумерские города-государства начали возникать уже в конце IV тысячелетия до н.э. Древность культуры шумеров и то значительное наследие, которое она оставила, позволяют отнести её к числу базовых мировых культур: её влияние ощущается во всех последующих культурах всего региона Передней Азии, а через эти культуры оно распространяется далее, в культуры европейские. От шумеров соседние с ними народы переняли, прежде всего, письменность – клинопись на глиняных табличках, а также пантеон основных богов, стилистику и жанровое разнообразие форм искусства.

Шумерские города Лагаш, Ур, Киш, Ниппур, Шуруппак, Эриду и другие постоянно соперничали между собой за власть в регионе. У власти в городах-государствах стояли вожди-жрецы (энси). Ирригационное хозяйство принадлежало храмам. Энси также руководили производством строительных работ. Правитель крупных городов или их объединений – лугаль – был также крупным военачальником. Народное собрание и совет старейшин контролировали его деятельность. Усиление военной мощи правителя и ослабление демократических начал в обществе позже привели к возникновению государств-деспотий.

В 1927 – 1928 гг. английский археолог Леонард Вуллей начал раскопки г. Ура – одной из древних столиц шумеро-аккадского государства. Здесь были обнаружены остатки дворцов, зиккурата, царские гробницы. В дальнейшем были найдены и другие города: Урук, Лагаш, Мари, Ниппур, Ларса. В них также были найдены остатки дворцов, зиккуратов, крепостных и ирригационных сооружений, жилых и общественных построек, библиотек, некрополей. В гробницах г. Ура было найдено множество золотых ювелирных украшений, медных, серебряных и керамических чаш и кубков, статуэток, музыкальных инструментов, головных уборов, фигурок «золотого тельца». Изделия свидетельствуют о высоком уровне мастерства обработки драгоценных металлов и тонком художественном вкусе авторов.

Наиболее известные находки в гробницах Ура: ювелирные украшения и золотой головной убор царицы Шуб-ад, инкрустированный перламутром и ракушками на синем фоне «штандарт» с изображением сцен войны и мира, футляр для арфы с объемным изображением головы быка, царский шлем из сплава золота и серебра в виде сложной прически. В городе Лагаш были найдены глиняные таблички с изображением фантастических животных: птиц с львиными головами, быков с человеческими головами, змей с крыльями. Некоторые из этих животных позже стали использоваться для обозначения созвездий Зодиака (например, Козерог – с туловищем козы и хвостом рыбы). В городе Лагаше было найдено несколько статуэток вождя-энси Гудеа, который активно руководил строительством. На одном скульптурном изображении он держит на коленях глиняную табличку с чертежом плана здания.

В каждом городе был зиккурат, на вершине которого был храм, посвященный богу города. Основные боги были персонифицированными явлениями природы:

· Ан (Ану) – бог неба;

· Энлиль – бог воздуха;

· Энки – владыка подземных вод и бог мудрости;

· Наннар (Син) – бог Луны;

· Уту – бог Солнца;

· Инанна – богиня Утренней звезды Венеры и богиня любви.

Остатки наиболее ранних храмов были найдены в г. Уруке. Первые постройки из сырцовой глины были непрочными и строились на месте старых. Необходимость защиты от наводнений обусловила сооружение храмов на платформах, облицованных обожженным кирпичом. Так как дерева было мало, обжигать большое количество кирпича в Шумере не могли, поэтому ядро построек было сырцовым и они почти не сохранились.

Есть несколько реконструкций храмов в Уруке, Эриду, Тепе-Гавра. Они имеют симметричный план, вход заглублен в нишу, главное пространство храма имеет форму квадрата или прямоугольника и расположено в центре, вокруг него – вспомогательные помещения. Освещались помещения через небольшие проемы в верхней части наружных стен. Снаружи стены храма были украшены выступающими лопатками или нишами. Поверхность стен сохранила следы окраски в белый или красный цвет, платформы иногда покрывались природным битумом и поэтому были черными. Стены храмов и внутренние столбы опор украшались цветной мозаикой из керамических «гвоздей», шляпки которых были покрыты цветной глазурью, такая поверхность напоминала ковровый узор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: