Примерные вопросы к зачёту по дисциплине «философия бизнеса»

1. Сущность и формы экономической деятельности.

2. Современные социально-философские трактовки бизнеса.

3. Сущность и признаки бизнеса.

4. Сущность категории «собственность». Субъектно-объектная база.

5. Собственность как форма социальных отношений.

6. Теоретические подходы к анализу предпринимательства.

7. Предприниматель как социальный феномен.

8. Предпринимательство в России.

9. Понятие и история становления категории «социальной ответственности» бизнеса.

10. Теории «социальной ответственности» бизнеса.

11. Роль «ответственного» бизнеса в социально ориентированной рыночной экономике.

12. Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии бизнеса.

13. Особенности отношения к труду в России.

14. Религия и искусство в социально-экономическом развитии общества

15. Роль НТП в общественной социально-экономической динамике.

16. История концепции «экономического человека» (российские и западные модели).

17. Современные тенденции развития представлений о «человеке экономическом».

18. Богатство как ценность.

19. Организационная культура и ее роль в жизни организации

20. Сущностные основы и история становления этики бизнеса.

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА»

Лекция 1. БИЗНЕС КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

· Сущность и формы экономической деятельности.

· Современные социально-философские трактовки бизнеса.

· Сущность и признаки бизнеса.

1. Экономическая деятельность представляет собой ту или иную форму активного участия человека в общественном производстве. Как правило, в реальной жизни человек выполняет несколько функциональных ролей.
Формы экономической деятельности:
- собственник различных материальных благ и финансовых активов, которые позволяют получать доход от предоставления их в аренду или кредит (собственник земельного участка, сдаваемого в аренду; кредитор и т.д.);
- наёмный работник, работающий по найму на частном предприятии, получающий за свой труд заработную плату (токарь на заводе, преподаватель в университете и т.д.);
- предприниматель (бизнесмен) - организатор собственного бизнеса, получающий доход в виде прибыли за счет комбинации различных ресурсов;
- менеджер, занятый организаций управления на чужом предприятии.
Самой активной формой экономической деятельности человека является предпринимательство или бизнес.

2. Термин «бизнес» в переводе с английского означает «дело, деятельность, занятие». Однако дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя. В большинстве учебников, написанных в разное время для различных стран, ему даются неодинаковые определения с разными существенными признаками.
Английский профессор А. Хоскинг в учебнике «Курс предпринимательства» определяет бизнес как «деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций» [142].
Американский учёный, профессор Р. Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [141].
Российский учёный Ю.М. Осипов пишет, что «бизнес - это делание денег из денег, но...обязательно посредством полезной производительной деятельности - изготовлением продукта или оказания услуги» [98].
В учебнике А.В. Бусыгина дано сразу несколько определений бизнеса и предпринимательства и как «искусства ведения деловой активности», и «как мыслительного процесса», и как «особого настроя души, формы деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций» и как «умение организовать собственный бизнес и достаточно осуществлять функции связанные с ведением собственного дела» [29].
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.2) бизнес и предпринимательство определяются как «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [42].

3. Большинство учёных определяют бизнес как инициативную экономическую деятельность, осуществляемую за счёт собственных или заёмных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую своими целями получение прибыли и развитие собственного дела [42].
Признаки бизнеса:
- ориентация на получение прибыли. Динамика прибыли полностью определяет организацию и производственную деятельность фирмы. Она показывает степень успешности бизнеса. Рост прибыли заставляет предпринимателя активизировать инвестиции, наращивать объемы производства, снижение прибыли заставляет предпринимателя искать новые виды, формы ведения и организации бизнеса. Прибыль играет и еще одну важную роль - она является вознаграждением за принятие на себя риска;
- обоснованный риск. Риск - это возможность наступления неблагоприятных условий ведения бизнеса (как внутренних, так и внешних). Но для предпринимательства характерен не риск вообще, а обоснованный риск (рассчитанный риск) - риск который поддается количественной оценке. При этом величина риска всегда сопоставляется с размерами предполагаемой прибыли. Поэтому проект, имеющий относительно высокий риск, но обещающий предпринимателю достаточно большую прибыль может оказаться для него более привлекательным, чем проект с небольшими рисками, но и незначительной прибылью;
- новаторство (активный поиск новых решений). Предприниматели вынуждены постоянно заботиться о совершенствовании своего бизнеса, так как именно новшества являются источником предпринимательской прибыли. Однако не все бизнесмены в одинаковой степени занимаются собственно инновациями - привнесением новых идей в организацию производства и сбыта продукции. Поэтому принято различать понятия бизнес и предпринимательство [42].
Под бизнесом обычно понимают ведение дела и получение прибыли традиционным способом. Бизнес, в узком смысле слова, - это современный регулярный бизнес, сложившийся в развитых рыночных странах.
Предпринимательство в узком смысле этого слова - это бизнес, в котором основным источником прибыли служит создание новых способов получения прибыли в производстве (новые факторы производства, новое сочетание факторов, новых сфер приложения капитала), в сбыте продукции и т.д.;
4. ответственность. Предприниматель несет всю полноту материальной и юридической ответственности за свою деятельность. Материальная ответственность (жесткие бюджетные ограничения) означает, что за неудачи фирмы предприниматель отвечает всем или частью своего имущества и развитие бизнеса возможно лишь на основе полного самофинансирования или за счет возмездных источников внешнего финансирования. Юридическая ответственность означает, что в случае недобросовестного ведения дел предприниматель может быть привлечен к ответственности на основе норм гражданского и уголовного права;
5. экономическая самостоятельность. Экономическая свобода (самостоятельность) предполагает свободу субъектов предпринимательской деятельности в выборе:
- вида, сферы деятельности и методов деятельности;
- хозяйственных решений и выбор средств их реализации;
- производственных программ;
- источников финансирования;
- поставщиков продукции и услуг;
-источников получения трудовых ресурсов, систем их стимулирования и развития;
- уровня цен и тарифов на услуги и продукции и каналов их сбыта;
- направлений распоряжения прибылью от предпринимательской деятельности.
Бизнес активно развивается сам и видоизменяет экономическую систему по собственной инициативе. Стимулом развития самостоятельности является стремление снизить риски ведения бизнеса и расширить потенциальные возможности получения прибыли: расширить ассортимент выпускаемой продукции, увеличить круг потребителей и партнеров, раздвинуть временные границы своей деятельности за счет стратегического планирования и установления долгосрочных связей внутри фирмы и за ее пределами и т.д. Предприниматель постоянно стремиться расширить самостоятельность своего бизнеса.
Расширение самостоятельности бизнеса в современных условиях проявляется в трех основных формах:
- создании новых сфер деятельности. Так, например, до середины 1980-х гг. сфера услуг была представлена в основном традиционными видами деятельности: рестораны, химчистки, присмотр за детьми и т.д. С развитием современных компьютерных интернет-технологий создались условия для появления такого современного направления как бизнес-услуги - разнообразные консалтинговые фирмы, консультирующие предпринимателей по вопросам аудита, маркетинга и т.д. Развитие интренета привело к появлению большого количества е-бизнеса, занимающегося разработкой и продажей современных компьютерных технологий, организаций продаж по электронной сети и т.д.;
- появлении новых функций бизнеса. Функции - самостоятельные направления, методы и процедуры ведения регулярного (процедурного бизнеса).К основным функциям бизнеса относят: менеджмент, логистику, управление производством, управление человеческими ресурсами, маркетинг, бухгалтерский учет и финансовый менеджмент;
- развитие институциональных форм организации фирм и форм взаимодействия предпринимателей. Укреплению независимости бизнеса способствует и более четкое оформление механизмов взаимодействия предпринимателей внутри фирмы и за её пределами с помощью организационно-правовых форм бизнеса и принципов заключения сделок и развития сферы предпринимательского права.

Контрольные вопросы
1. Что такое экономическая деятельность?
2. Какие формы экономической деятельности Вы знаете?
3. Каковы отличия современных социально-философских трактовок бизнеса?
4. В чем заключается сущность бизнеса?
5. Назовите основные признаки бизнеса

Лекция 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЛОСОФИИ И БИЗНЕСА

1.Предмет и основные проблемы философии бизнеса.
2. Функции философии в бизнесе.

1. Философия есть учение о цельном мировоззрении. В отличие от науки, религии и искусства, которые также формируют определенную систему мировоззрения, философское мировоззрение обладает рядом отличительных черт:
1. теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать;
2. в философии сформировался жёсткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.;
3. философия логична и доказательна;
4. философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями;
5. свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.
Философия бизнеса — это группа вопросов, которые связаны с общественно- философскими и социально-культурологическими, этическими нормами, которые являются частями экономического предпринимательства. Суть философии бизнеса – узнать и рассмотреть самые оптимальные причины экономического образа действий индивида, попробовать найти ответ на вопрос по какой причине, для чего он является субъектом экономической работы в целом, а так же его дел в частности.
Основная суть философии бизнеса с научной точки зрения — выявить важные особенности, главные принципы, гипотезы организации и работоспособности делового мира. Проще говоря, философия бизнеса — это свод определенных требований, по которым предприятия, фирмы либо компании выполняют свою работу совместно с партнерами, покупателями внутри персонала, чтобы достичь поставленных задач.
В философии бизнеса как сложной целостности можно выделить:
- онтологию бизнеса (бизнес как бытие, особая реальность и часть мироздания),
- гносеологию бизнеса (бизнес как специфический объект познания, имеющего эпистемологические особенности),
- методологию бизнеса (особая совокупность подходов, положений, принципов, методов и т.п. познания бизнеса),
- антропологию хозяйства (учение о человеке как субъекте и объекте бизнеса),
- аксиологию хозяйства (ценности и смыслы бизнеса),
- праксиологию (практические, прикладные аспекты бизнеса).

2. Функции философии в бизнесе:
1) мировоззренческие функции:
- гуманистическая - философия помогает человеку осмыслить жизнь в экономической сфере, укрепить свой дух;
- социально-аксиологическая - разработка представлений о ценностях в экономической деятельности, таких, как обязательство, надежность, действенность, расширение, индивидуальность, прибыль, конфиденциальность, сотрудничество, престиж, сюда же относится и формирование представлений о социальной значимости бизнеса;
- культурно-воспитательная -формирование у человека качеств культурной личности, действующей в рамках рыночной экономики;
- отражательно-информационная – формирование потребности вести дела в экономической сфере с использованием научных знаний.
2) методологические функции:
- эвристическая - содействие приросту знаний для эффективного ведения дел в бизнесе;
- к оординирующая - координирование методов ведения бизнеса;
- интегрирующая – объединение какого-либо множества элементов, составляющих систему бизнеса;
- логико-гносеологическая функции -разработка философского метода, способного повысить эффективность бизнеса.

Контрольные вопросы

1. Как определяются предмет и основные проблемы философии бизнеса?
2. Какие разделы можно выделить в философии бизнеса?
3. Каковы мировоззренческие функции философии в бизнесе?
4. В чём заключается методологическая функция философии в бизнесе?

Лекция 3. «ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ» КАК СУБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ БИЗНЕСА

1. История концепции «экономического человека».
2.Современные тенденции развития представлений о «человеке экономическом».
3. Особенности российского экономического сознания.

1. Субъектом философии бизнеса является «экономический человек», идея которого появилась в конце XVIII в. Английские экономисты А. Смит [117; 118] и Д. Риккардо [110] выделили свойства «экономического человека»:
1) определяющая роль собственного интереса в мотивации экономического поведения;
2) компетентность (информированность + сообразительность) экономического субъекта в собственных делах;
3) конкретность анализа: учитываются классовые различия в поведении и неденежные факторы благосостояния.
Эти свойства экономического субъекта (особенно развитые у капиталистов) Смит и Рикардо считали изначально присущими каждому человеческому существу.
Концепция «экономического человека», подверглась фундаментальному теоретическому осмыслению в работах английского экономиста, философа и общественного деятеля Дж. Милля, одного из создателей политической экономии. Он подчеркивал, что политическая экономия охватывает не все поведение человека в обществе: «Она рассматривает его лишь как существо, желающее обладать богатством и способное сравнивать эффективность разных средств для достижения этой цели. Она полностью абстрагируется от любых других человеческих страстей и мотивов, кроме тех, которые можно считать вечными антагонистами стремления к богатству, а именно отвращения к труду и желания безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями» [89; 129].
Основоположник английского утилитаризма (утилитаризм - (лат. Utilitas – польза) - принцип поведения, отрицающий значение духовных интересов и выражающийся в подчинении всех поступков человека получению материальной выгоды, эгоистичному расчету) И. Бентам целью всякого человеческого действия и «предметом каждой мысли любого чувствующего и мыслящего существа» провозгласил «благосостояние (well-being) в той или иной форме. Благосостояние трактовалось им в последовательно гедонистском (гедонизм – стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия) духе: «Природа отдала человечество во власть двум суверенным повелителям: страданию и наслаждению. Они одни указывают нам, что мы должны делать и определяют, что мы сделаем» [10].
Наиболее сильная оппозиция английской классической школе возникла в Германии в среде представителей исторической школы которые считали применение модели «экономического человека» неправомерным - как из научных, так и из этических соображений.
Человек, по словам Б. Гильдебранда, «как существо общественное есть, прежде всего, продукт цивилизации и истории. Его потребности, его образование и его отношение к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, а географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всею образованностью человечества» [38].
Популярность исторической школы была очень велика в Европе второй половины XIX в. Экономисты классической школы пытались соединить экономическую теорию, идущую от «классиков» с эволюционно-критическим подходом исторической школы. Попытки такого синтеза заметны, в частности, в трудах видного немецкого экономиста, одного из основателей так называемой социально-правовой школы А. Вагнера. Его учебник политической экономии открывается подразделом, озаглавленным «Экономическая природа человека». Автор подчеркивает, что главное свойство этой природы - наличие потребностей, т.е. «ощущения нехватки благ и стремления ее устранить» [112]. Противником модели «экономического человека» был и К. Маркс. Сущностью человека он считал единство индивида с природой и обществом в целом, частью которых он является. Важнейшей его потребностью Маркс считает потребность действовать для всеобщего блага и таким образом проявить себя в обществе [81, Т. 3, С. 1—4].
Начало 70-х годов XIX в. в истории мировой экономической мысли ознаменовалось так называемой маржиналистской революцией (маржинализм - один из основных методологических признаков неоклассической политической экономии, основанной на использовании предельных величин в анализе экономических явлений). Маржиналисты (У. С. Джевонс, К. Менгер, Л. М. Э. Вальрас) [4, С. 784.] разработали теорию предельной полезности и новую модель «рационального максимизатора », экономического субъекта, который стремится использовать ограниченный объем находящихся в его распоряжении ресурсов для получения максимального количества благ. «Рациональный максимизатор» обладал следующими свойствами:
- во-первых, чёткое осознание своих целей;
- во-вторых, обладание достаточной и исчерпывающей информацией при принятии решений;
- в-третьих, хороший мыслительный аппарат, способный учесть любое количество факторов, воздействующих на процесс производства и потребления.
Модель маржиналистов продолжала существовать и в неоклассических экономических теориях.
Однако постепенно делались уступки гуманитарной составляющей экономического человека. Такая модель человека получила даже свою аббревиатуру - REMM (Resourceful, Evaluating, Maximizing Man - изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек). Тенденция совершенствования модели человека в рамках экономической теории позволили экономистам благожелательно воспринять социологическую концепцию SRSM (Socialized, Role-playing and Sanctioned Man - социализированный человек, играющий свою роль, поведение которого санкционировано обществом). Описание экономического поведения в рамках институциональной социологической теории открыло новые возможности для раскрытия экономического поведения [108].
Русская философская традиция выступала, в основном, против «экономизма» и сведения человека к «человеку экономическому». Так, например, еще великий русский философ В.С. Соловьев писал, что «признать в человеке только деятеля экономического - производителя, собственника и потребителя вещественных благ – есть точка зрения ложная и безнравственная… Производительный труд, обладание и пользование его результатами представляет одну из сторон в жизни человека или одну из сфер его деятельности» [72; 143].

2. Современная модель экономического человека сводится прежде всего к роли потребителя материальных благ. Данная модель предполагает:
- игнорирование многообразных потребностей общества, сведение их к материальным потребностям индивида;
- замену мира как хозяйства на мир потребления;
- удовлетворение материальных потребностей человека как цель хозяйственной деятельности;
- крайний индивидуализм.
Экономика представляет такую деятельность, при которой индивид (или группа индивидов) стремится получить максимальную прибыль при минимальной затрате усилий. Э кономическое поведение – это человеческое поведение, связанное с выбором и принятием решения относительно альтернативного использования редких ресурсов (денег, времени, усилий, пространства, материальных ресурсов и энергии) с целью удовлетворения потребностей.
В узком смысле экономическое поведение можно трактовать как выбираемый человеком способ зарабатывания денег. Современная социально-экономическая система, основанная на рыночных принципах хозяйствования, может предложить человеку несколько таких способов:
1. наемный труд -человек (работник) продает на рынке труда свои знания, умения, навыки покупателю (работодателю за условленное вознаграждение;
2. предпринимательство - инициативная деятельность индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли (дохода) и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность;
3. франчайзинг - форма предпринимательской активности, связанная с вложением капитала в уже апробированные способы производства благ. Типичным примером франчайзинга является широко распространенная сеть ресторанов быстрого обслуживания «Мак-Дональдс». Приобретая лицензию на право хозяйствования в этой сфере, предприниматель копирует заданную организационную структуру, создавая свое предприятие по образу и подобию сформированного эталона, следуя этому эталону даже в мелочах (ассортимент, форма персонала, принципы обслуживания клиентов и т.д.);
4. фондовая биржа – форма рынка, в рамках которой осуществляется купля-продажа ценных бумаг и фиксируется их текущая рыночная цена;
5. реализация индивидуальных способностей (использование таланта) - о собый способ хозяйственной активности, доступный для человека, обладающего уникальными, выдающимися или хотя бы просто редкими способностями в одной или нескольких сферах деятельности;
6. сетевой (многоуровневый) маркетинг - самоорганизующиеся эволюционные структуры, которые не только выполняют функцию насыщения рынка недостающими товарами и услугами, но и создают новые рабочие места, на которые государство не тратит средств. Делая экономический выбор в пользу сетевого маркетинга, человек заключает с фирмой трудовое соглашение (контракт) и начинает работать в качестве индивидуального представителя компании (дистрибьютера), получая вознаграждение в зависимости от конкретных результатов своего труда в соответствии с утвержденным бизнес-планом.
Таким образом, взвешивая выгоды и издержки каждого из вариантов хозяйственной активности (связанной с добыванием, распределением, обменом различных благ или способом их потребления), оценивая свои потенциальные и реальные возможности в каждом случае, человек совершает свой экономический выбор.

3. На современном этапе проведения социально-экономических реформ в России особенно актуальным становится философское осмысление сущностных основ отечественного хозяйствования и экономики, выявление особенностей хозяйственного менталитета русских. В связи с этим, вызывает особый интерес, и имеет и теоретическую, и практическую значимость сравнительный анализ российского и западного типов хозяйствования.

Таблица 5.
Основные черты западного и российского хозяйственных менталитетов

Западный хозяйственный менталитет Российский хозяйственный менталитет
Предприимчивость
Нахождение алгоритма увеличения первоначального капитала в денежном эквиваленте путем инвестиций в относительно стабильных и благоприятных условиях Определение путей личного и коллективного выживания и продолжения рода в природных, экономических и политических условиях, имеющих тенденцию к резкой смене и ухудшению
Расчетливость
Рациональная систематизация материальных ресурсов с целью первоначального удовлетворения основных производственных и возможно более полного удовлетворения разнообразных личных потребностей Концентрация всех возможностей на решении долговременной и главной задачи за счет других направлений потребления. Решение проблемы с использованием меньшего из минимально возможного количества ресурсов. («Голь на выдумки хитра»)
Квалифицированность
Технологичность основных производственных действий. Стандартизация и специализация при выполнении основных производственных процессов. Умение свести решение сложной хозяйственной задачи к решению ряда более простых Высокая степень взаимозаменяемости при решении хозяйственных задач. Стремление найти уникальное (сложное или простое) решение. Отсутствие шаблона и технологии. Мифологизация навыков и умений (Подковать блоху, сварить кашу из топора, построить избу без единого гвоздя и т.д.)
Трудолюбие
Умение создать условия для систематичного труда (подбор инструментов, составление плана, графика, структурирование рабочего времени). Понимание свободного времени как ресурса восстановления сил. Поощрение усилий по совершенствованию инфраструктуры экономической деятельности Умение решать хозяйственные задачи в минимальные сроки и при минимуме необходимой инфраструктуры. Общественное поощрение максимального напряжения сил. Понимание свободного времени как возможности «праздного» поведения. Отсутствие упорядоченной ритмичности, рациональной систематичности
Комфорт
Понимание комфорта (в отличие от роскоши) как нормально обеспечиваемого уровня жизни, достижение которого связано с трудом, с результатами экономической деятельности Концептуальная трудность разведения понятий комфорт и роскошь; сомнительность связи с результатами трудовой деятельности («трудами праведными не наживешь палат каменных»)
Поиски нового, «инновационность»
Инновация как нахождение нового направления, синтеза наличных тенденций. Новое как способ обыденного удовлетворения потребностей. Технологичность получения нового. Индустрия и стандартизация новизны Доминирование эстетической стороны инновационности. Понимание нового как нахождение «запредельного», «внеситуационного» объекта. Парадоксальность и первоначальная «непрактичность» нового. Сакрализация и одновременная боязнь нового
Коммуникабельность (умение договариваться)
Введение четких «правил игры». Ценность добросовестности в выполнении обязательств, ориентация на долговременных партнеров. Уважение к праву. Рациональное изучение «истории деятельности» партнера по бизнесу. Расчетливость и бережливость Широкий спектр условий для договаривающихся сторон. Бескорыстная поддержка и стремление к максимальной выгоде. Отсутствие постоянных партнеров. Интуитивный выбор партнера. Допустимость лукавства в бизнесе («не обманешь - не продашь»). Щедрость вне ситуации сделки
Успех
Ценность индивидуального преуспевания, пересчет на денежные знаки большинства достижений в экономической, духовной, культурной областях. Ценность успеха как средства для гедонизма Постепенная утрата протестантской парадигмы мирского аскетизма Удачный выход из экстремальной ситуации, малые потери при окончании длительного неблагоприятного периода. Удовлетворительная обеспеченность социальной группы и референтного окружения. Защищенность как получение определенно высокого положения в бюрократической иерархии
Солидарность
Доброжелательность и признание прав «другого». Добрососедство, взаимопомощь на компенсационной основе, поиск путей взаимодействия на путях сохранения ценностей индивидуализма. Ориентация на успешность в приоритете над ценностью солидарности, конкурентность экономики Непременное условие выживания. Преимущество жизненного минимума для всех над имущественным неравенством. Невозможность установления компенсационной основы для взаимопомощи. Выработка механизма для возведения солидарности в ранг абсолютных, самодостаточных ценностей, моральность экономики
Целеустремленность
Тенденция к созданию «дерева целей». Стремление гармонизировать иерархию целей и средств их достижения. Сведение процесса достижения цели к рациональному ряду простых операций. Десакрализация содержания и процесса достижения целей Одержимость целью. Несистематичность достижения. Мифологизация целей исредств их достижения Стремление придать любой цели оттенок метафизичности, иррациональности. Культ абсолютных и принципиально недостижимых целей. Оправдание сакральной цели жертвенностью
Обеспеченная старость
Достаточная финансовая устойчивость для относительной независимости от социальной помощи и материальной поддержки детей и общества Ожидание обеспечения старости от социальной политики государства. Воспитание детей в духе помощи старшим и слабым
Капитализация дохода
Ценность зажиточного существования и сбережений в денежной форме. «Мягкие» формы капитализации (возможность извлекать доход в виде процентов по вкладам) как характерная черта поведения обывателя. Поощрение специализации на рынке капиталов Инвестирование в материально-вещественные факторы производства. Поощрение щедрости. Отсутствие условий для формирования долговременных стратегий инвестирования. Этика осуждения накопительства, моральная сомнительность ценности богатства
     

Задача российских ученых, политиков, общественности состоит в том, чтобы разработать такую политическую и экономическую доктрину, которая помогла бы сформировать эффективный и функциональный экономический и хозяйственный менталитет и могла бы служить составной частью государственной идеологии на благо России.

Контрольные вопросы
1. Как определялся «экономический человек» в классической английской экономической теории?
2. Какому фактору экономического поведения человека уделяли представители исторической школы?
3. Какую модель экономического человека предложили маржиналисты?
4. Каковы современные тенденции развития представлений о «человеке экономическом»?
5. В чём различие основных черт западного и российского хозяйственных менталитетов?

Лекция 4. СОБСТВЕННОСТЬ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

1. Сущность категории «собственность». Субъектно-объектная база.
2. Собственность как форма социальных отношений.
3. Отношение к собственности в России.


1. Все концепции генезиса собственности можно условно разделить на две группы. Сторонники первой считают собственность врожденным качеством человека. Вторые – явлением культуры, т.е. выражением морали, экономики, права.
С полным основанием можно отметить, что собственность возникла как естественная потребность человека, ибо без неё он просто не может существовать, адаптироваться к природе, взаимодействовать с ней. Возникнув как естественные отношения, собственность превратилась в социальное явление, подобно многим сложным институтам человека.
Предметом собственности является деятельность человека, ее сущностные силы, а также капитал, то есть то, что приносит проценты, ренту, прибыль. В настоящее время предметом собственности становятся организация производства, управление и информация.
Природа человека требует собственности двух видов. Один – на средства жизни. Другойна средства производства, капитал. В настоящее время собственность как право на средства производства становится недостаточной. Свобода, привилегии, честь и статус – вот что должно рассматриваться как собственность человека.
Существуют некоторые закономерности развития собственности во взаимодействии с человеком. Они заключаются в следующем:
1. через все этапы и периоды проходит разделение труда, что оказывает прямое воздействие на человека. Способность к определенному виду деятельности может быть и врожденной, то есть разделение труда представляет собой последствие определенной склонности человеческой природы. А с другой стороны, эта способность и склонность человека развивается благодаря обмену и разделению труда, возможности поменять излишки продуктов своего труда на другие продукты деятельности. Чем больше будут развиты способности человека, тем более разнообразным будет обмен продуктами труда в обществе, разделение труда и связанные с ним формы собственности.В свою очередь многообразие форм собственности дает возможность разностороннего развития человека;
2. некоторые элементы системы собственности в условиях одного этапа существующие как аномалии, в других условиях оказываются необходимыми. В одних условиях, например, общественная собственность является только дополнением индивидуальной и фигурирует лишь постольку, поскольку ее надо защищать от врагов. Но существуют и такие этапы, когда преобладает общественная собственность, а частная является отклонением;
3. в условиях современной цивилизации происходит интеграция различных видов и форм собственности не только в одной стране, но и в пределах всего человечества. Начало этого процесса было в конце девятнадцатого века, в настоящее время эта тенденция укрепилась, интенсивным становится и личностное общение;
4. на всех ступенях развития собственности наблюдается определенный, почти одинаковый «набор» ее форм. Эта общественная и частная форма, а также их виды: государственная, кооперативная, личная, смешанная. В «наборе» обычно преобладает какая-либо форма – в зависимости от конкретных исторических условий.
Более высокий этап в развитии собственности содержит в себе практически все виды собственности, существовавшие ранее. В зависимости от форм собственности развивается и приобретает определенные черты и человек. У человека появляется возможность выразить себя через отношения собственности, что было невозможно на предыдущих этапах развития собственности. Собственность становится приближенной к человеку: она выступает как право индивида на выбор соответствующего вида деятельности, а также формы собственности, на самовыражение и свободу.
Говоря о собственности и человеке в условиях современного хозяйствования, нельзя не отметить роль информации.
В настоящее время информация – ключевой предмет собственности, оказывающий решающее влияние на развитие человека, его роль в обществе. Происходит перераспределение работников, занятых в производственной и информационной сферах.
Информатика оказывает сильное влияние на все виды деятельности, в первую очередь, управленческую, а также учебную, научную и др. Возникает информационная деятельность. По-новому происходит общение между людьми. Оно всегда было диалогично. Сейчас общение деперсонализируется, распространено общение с помощью компьютера. Изменяется духовная деятельность человека, проявляющаяся в различных видах социального поведения.
С информацией связаны и новые виды отчуждения:
- отчуждение компьютерно неграмотных людей от предмета собственности, отчуждение обладателей традиционных и исчезающих профессий;
- отчуждение, связанное с компьютеризацией общения;
- отчуждение персональных знаний от специалистов, когда они становятся достоянием других и т.п.
В современных условиях внедрение в производство средств автоматизации, которые, казалось бы, должны служить развитию творческих качеств человека как личности, вызвало противоречивые процессы. Зачастую машина продолжает господствовать, задавать темп на производстве. С автоматизацией производства связано такое явление как падение ценности труда, снижение к нему интереса. Жизненные ориентации личности меняются, так же как и образ жизни в целом. Труд сейчас стал преимущественно средством к потреблению и удовольствиям, а раньше всегда был в центре морального сознания.
Все это связано с изменением предмета собственности. Акции, капитал дают возможность получать прибыль, доход не трудясь, как это было в течение многих веков. Зато этот доход дает человеку возможность проявлять себя в других сферах, в первую очередь в сфере потребления.

2. Важное место в философии бизнеса занимают вопросы взаимодействия человека и собственности. В человеке существует естественное чувство собственности (как «внутреннее» свойство), а также понимание собственности как предмета, отношения присвоения, права, отчуждения и др. (как «внешнее» свойство).
Собственность выступает как ценность по отношению к потребностям человека. Причем, зачастую, в ценностных отношениях человека и собственности отражается несоответствие между потребностями человека и теми реалиями, в которых он существует. Собственность, с одной стороны, объективное существующее социальное явление. С другой стороны, она – предмет потребности, интереса, мотива деятельности человека, который формируется под влиянием норм, канонов, идеалов, существующих в обществе.
Любая форма собственности, если она способствует развитию потенциальных возможностей человека, не должна считаться несправедливой. Единственным путем к реальной социальной справедливости является в настоящее время множественность видов собственности, многоукладная экономика, которая сможет обеспечить человеку свободу выбора в приложении своих способностей.

3. Нужно сказать, что в России имеется опыт и традиции взаимодействия человека и собственности. Предметом собственности изначально были дом, земля. Привязанность человека к дому была всегда не только материальной, но и духовной. Недаром Н.А. Бердяев писал, что собственность по природе своей есть начало духовное, а не материальное [23, С.235]. Продукт собственности, ее предмет вызывал у русского человека кроме отношений пользы, материальной выгоды еще нравственные и эстетические чувства: любовь к земле, к полю и лесу, к дереву, около которого сидели деды и прадеды, к дому, к воспоминаниям и преданиям, связанным с землей и ее прежними владельцами.
Следует отметить, что сам термин «собственность» появился в России только во второй половине XVIII в. Толковый словарь В.И. Даля определяет собственность как «собь» или «собина», которая наряду со своим имуществом и пожитками включает нравственные, духовные и все личные качества человека [46].
В отечественной традиции собственность и труд - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны культуры, прежде всего справедливая собственность мыслится исключительно как функция труда. В соответствии с этим труду приписывается, с одной стороны, дисциплинирующая и воспитывающая роль, а с другой, - он рассматривается как проявление творческих сил человека: труд никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Бердяев так определяет высший смысл труда: «Трудиться должно не для самого себя и не для других людей, а для мирового смысла, в котором находит свое место каждое индивидуальное усилие... Труд не должен быть заботой о завтрашнем дне и богатство не должно быть рабством у материальных вещей, мешающих войти в Царство Небесное. Трудиться нужно во имя Бога, и трудовая общественность должна стать теократической. Богатство в теократическом обществе не будет рабством, а будет роскошью полевых линий и птиц небесных» [14].

Контрольные вопросы

1. Как определяется собственность?
2. Что может быть предметом собственности?
3. Каковы закономерности развития собственности во взаимодействии с человеком?
4. Как информатизация общества повлияла на отношения собственности?
5. Почему собственность может быть ценностью?
6. Какова специфика отношения к собственности в России?

Лекция 5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ

1. Теоретические подходы к анализу предпринимательства.
2. Предприниматель как социальный феномен.
3. Предпринимательство в России.
4. Социальная ответственность предпринимательства.

1. Теория предпринимателя и предпринимательской функции возникла и получила наибольшее развитие во Франции и Германии.
Первым, кто ввел понятие «предприниматель» в экономическую теорию, был ирландский предприниматель и экономист Р. Кантильон. По Кантильону, предприниматель - это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.п., но не рабочий и государственный чиновник с постоянным жалованием и не земельный собственник, имеющий ренту. Приобретая чужие товары (производственные и потребительские) по известной цене и выплачивая земельным собственникам фиксированные подати, он надеется продать свои товары по цене более высокой, но пока ему неизвестной в силу природной или рыночной неопределенности. Риск - главная отличительная черта деятельности такого предпринимателя, функция которого состоит, как можно догадаться, в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках. Более того, руками предпринимателей осуществляются, согласно Кантильону, все происходящие в обществе процессы производства и обмена [121, С. 85 - 88].
Следующей вехой в развитии теории предпринимателя является знаменитый труд французского экономиста Ж.-Б. Сэя «Трактат политической экономии» (1803 г). Он определял предпринимателя как «лицо, которое берется за свой учет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт» [49].
Важное значение придавали феномену предпринимательства и такие немецкие экономисты, как Й. Тюнен и Х. Мангольдт, видевшие сущность предпринимательской функции и источник соответствующих доходов в неустранимой и не подлежащей страховке неопределенности [106].
Что же касается английской классической школы, то она не создала своей теории предпринимателя, ограничившись отождествлением его с капиталистом на более абстрактном и с управляющим на более конкретном уровне анализа [70, С.10].
Диаметрально противоположным был подход к феномену предпринимательства немецкой исторической школы - известного оппонента английских классиков (Г. Шмоллер [149], М. Вебер [31; 32] и В. Зомбарт [55]). Представители данной школы определяли предпринимателя как смелого новатора, разрушающего стабильные структуры прошлого. Много внимания было уделено социальным, религиозным, этическим основам предпринимательства и субъективным свойствам предпринимателя. Так, Вебер подчеркивал определяющее значение протестантской этики и важность харизматических свойств личности предпринимателя [31; 32]. Предприниматель, по Зомбарту – это, во-первых, «завоеватель», во-вторых, «организатор» и, в-третьих, торговец; это человек, одержимый фаустовской жаждой действия и страстью к деньгам, присущей героям «Песни о нибелунгах». Зомбарт указал на подчинение всей жизни предпринимателя интересам его дела (Geschaft), которое вытесняет из нее человеческие отношения, любовь и пр. [55].
Из основателей австрийской школы уделить внимание предпринимательству смог только Ф. Визер, давший, вероятно, наиболее длинное в истории определение предпринимателя: «Предприниматель распоряжается в соответствии с законом. Он - полноправный лидер. Он - юридический представитель всей операции, собственник материальных средств производства, кредитор и дебитор по соответствующим счетам. Он выполняет функцию арендодателя или арендатора. Он - работодатель по всем трудовым договорам... Его экономическое лидерство начинается с основания предприятия: он не только поставляет необходимый капитал, но и выдвигает идею, уточняет и осуществляет план и привлекает сотрудников. Когда предприятие организовано, он становится управляющим - как в теоретических, так и в коммерческих вопросах» [2; 139]. Из множества свойств, которыми должен обладать предприниматель, Визер выделяет предприимчивость, которая предполагает «зоркий глаз», улавливающий все изменения деловой жизни и «силу», позволяющую ему устроить свое дело в соответствии с этими изменениями». Называет он смелость, с которой предприниматель идет на риск, но подчеркивает, что речь идет не о бесшабашной удали или азарте, а о «радостной воле к созиданию» [2; 139].
Для Й. Шумпетера деятельность предпринимателя лежит в основе всякого развития, т.е. перехода экономики от одного равновесного состояния к другому [150]. Эта деятельность заключается в осуществлении «новых комбинаций», основными видами которых являются:
1) изготовление нового, неизвестного потребителям блага;
2) открытие новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующих благ;
3) освоение новых рынков сбыта;
4) освоение новых источников сырья;
5) изменение структуры отрасли, например создание своей или подрыв чужой отраслевой монополии [150].
Предпринимателем у Шумпетера имеет право называться только тот, кто занимается активной предпринимательской деятельностью, и только на то время, пока он ей занимается [150].
Ф. Найт основными качествами профессионального предпринимателя называл тренированную интуицию, а также веру в правоту своих суждений и решимость доказывать эту правоту, рискуя собственным капиталом [92].
Современные теории предпринимательства:
- «радикальный субъективизм» Дж. Шэкла. Предприниматель выполняет две основные функции: несет бремя неопределенности и принимает ответственные решения (о капиталовложениях) и должен обладать определенными личностными характеристиками [95, Т. 1, С. 87];
- неоавстрийская школа (Л. Мизес [86-88]) Прибыль или убыток предпринимателя - это продукт не его капитала, а его идеи, воплощенной в капитале: неверная идея приведет к убытку, несмотря на затраты капитала. Предпринимательская деятельность - это движение к равновесию;
- психологическая школа (Д. Д. Макклеланд [77; 130]). В области предпринимательской мотивации особое значение имеет «потребность в достижениях» - это желание хорошо себя проявить в конкурентной ситуации, где результаты индивидуальных усилий могут быть объективно измерены; это свойство человека, заставляющее его придавать главное значение формальному успеху, победе, а не содержательному их наполнению;
- теория человеческого капитала (Т. Шульц [9]) Предприниматель - это человек, способный справиться с неравновесной ситуацией как в экономической деятельности, так и вне ее. Эта способность - редкий ресурс, а предположение его зависит от соотношения предельных выгод и затрат, связанных с приобретением данного вида человеческого капитала. Вкладывая средства в свой человеческий капитал и предлагая этот специфический ресурс на рынке, предприниматели способствуют устранению неравновесных ситуаций в окружающем их мире.

2. Предприниматель - лицо, имеющее свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды. О сновные качества предпринимателя:
- желание идти на риск («разумный» риск);
- готовность к любым изменениям на рынке;
- склонность к инновациям (нововведениям).
Одна из главных задач будущего предпринимателя - сформулировать стратегию, создать определенный сценарий своих действий, в соответствии с которым его дело должно развиваться в будущем.
Для удовлетворения интересов общества предпринимателю необходимо:
а) изучить интересы определенной группы людей;
б) предложить какие-то способы удовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;
в) суметь при помощи предпринимательской активности извлечь собственную выгоду, разрешая социальную проблему.
Среди разнообразных личностных качеств предпринимателя можно выделить пять наиболее важных:
- самостоятельность - стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения. Предпринимателями становятся, в первую очередь, те люди, которых не устраивает их роль наёмного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежней работе;
- амбициозность – то есть повышенная самооценка и вера в успех – придает человеку дополнительные силы и помогает справляться с трудностями;
- настойчивость - желание делать все возможное для достижения успеха, и готовность пойти ради него на определенные жертвы. Настойчивость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человек живет своим бизнесом, думает только о нем;
- трудолюбие. Успешные люди в бизнесе работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие;
- стойкость. Стойкость к жизненным неурядицам и умение держать удары судьбы состоит из двух компонентов: способностью не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умением извлекать позитивный опыт из неудач.
Ведение предпринимательской деятельности невозможно без риска, поэтому повышенная склонность к рискованным поступкам является нормальной особенностью предпринимателя. Однако следует помнить, что риск бывает оправданным и неоправданным. В первом случае, человек готов совершить какие-то действия в условиях неопределенности, если видит, что вероятность успеха достаточно велика. Если же человек не оценил вероятность наступления неблагоприятного события, или же он начинает дело при крайне низких шансах на успех – риск не оправдан. Поэтому предприниматель должен, с одной стороны, уметь идти на определенный риск, но с другой он должен быть достаточно мудрым и осторожным, чтобы не рисковать напрасно. От неудачи никто не застрахован, поэтому для предпринимателя чрезвычайно важно умение спокойно анализировать извлекать каждый свой промах и извлекать из него пользу, чтобы не повторять своих ошибок.

3. Предпринимательство в России имеет очень давнюю историю. Уже в конце первого тысячелетия на Руси появились первые профессиональные купцы, что свидетельствовало о зарождении торгового капитала. В «Русской Правде» ХI в. определялись нормы и правила ведения денежного хозяйства, торговли, ростовщического дела.
В XVIII в. благодаря реформаторской деятельности Петра I важная роль в экономике принадлежала крупным предпринимателям-промышленникам. Наиболее нужные для государства предприятия, такие как горные и оружейные заводы, фабрики по производству армейского обмундирования и снаряжения устраивались за счет государственной казны, а затем передавались на льготных условиях частным лицам. Как отмечал В.О. Ключевский в своем «Курсе русской истории», предпринимательство в России всегда находилось под мелочной опекой, заботой и жёстким контролем государства. В государственной политике в отношении предпринимательства присутствовало сочетание двух противоречивых факторов – «казенно-парниковое воспитание промышленности и мелочная регламентация кадров со стороны государства» [63].
Особенно активное развитие предпринимательство получило в России во время бурного подъема капитализма во второй половине ХIХ в. Тогда же из представителей купечества, зажиточного крестьянства и разорившегося потомственного дворянства, занимавшихся экономической деятельностью, начал формироваться единый класс российской буржуазии. Буржуазное предпринимательство было ликвидировано в результате победы Октябрьской революции. Возродившееся в годы нэпа частное предпринимательство, которое активизировало хозяйственную инициативу масс и существенно оживило национальную экономику, впоследствии было также уничтожено.
В советский период сложились специфические типы хозяйственной деятельности, которые реально выполняли предпринимательские функции. В качестве советских предпринимателей выступали некоторые хозяйственные руководители, так называемые экспериментаторы, которые с согласия государственных органов внедряли нововведения на своих предприятиях. Были и вынужденные предприниматели, которым в условиях дефицита материальных и людских ресурсов приходилось поневоле проявлять инициативу для изыскания разных способов, чтобы свести концы с концами.
Тип советских предпринимателей составляли также «теневики», которые осуществляли не контролируемые обществом производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг и использовали государственную собственность в корыстных личных интересах. И, наконец, к наиболее массовому типу отечественных предпринимателей советского периода относились «частники», проявлявшие активность либо в сфере личного подсобного хозяйства, плоды которого не только потребляли, но и выгодно продавали, либо в торгово-посреднической деятельности.
Самостоятельная экономическая деятельность (свободное предпринимательство) в нашей стране была легализована лишь с момента принятия в 1990 г. законов «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого времени, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.
Новый мощный импульс развития предпринимательство в России получило с либерализации цен и резкого ослабления государственного регулирования экономики в 1992 г., с переходом страны к рыночному хозяйству. Ведь суть рыночной системы как раз и состоит в самостоятельной, под свою ответственность, экономической деятельности населения. При этом экономика обособляется от государства, которое лишь устанавливает определенные общие правила функционирования товаропроизводителей и следит за их соблюдением.
Однако, предпринимательство, призванное способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в российском обществе, с самых первых шагов начало развиваться в довольно противоречивых условиях. Государство, с одной стороны, усугубляло ситуацию налоговой политикой, несовершенством законов, противоречивыми указами и постановлениями, денежными реформами, игрой с курсом рубля, приватизацией, а, с другой стороны, ужесточение законов и нестабильность государства поворачивали предпринимательскую деятельность в сторону скорейшего обогащения, а не экономического развития, ухода обратно в «тень».
Гражданский кодекс РФ определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [42]. В этом определении акцентируется внимание на экономической стороне предпринимательства. Но остается в стороне субъективный фактор, личность предпринимателя с набором умственных, психофизических и иных свойств, которые в конечном итоге способствуют решению поставленных экономических задач.
Поэтому в философско-экономической литературе под предпринимательством понимают хозяйственную деятельность субъекта в целях получения прибыли и особый творческий тип хозяйствования (экономического поведения), отличающийся новаторством, нахождением более эффективных способов использования ресурсов, открытостью к новым перспективам, готовностью идти на риск [93].
Для формирования предпринимательства необходимы экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия – это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут потратить на эти покупки; избыток или недостаток рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень зарплаты работников, т.е. на их возможности приобрести товары.
К социальным условиям относятся: стремление покупателей приобрести товары, отвечающие определенным вкусам и моде; нравственно-религиозные нормы, которые влияют на образ жизни потребителей, на отношение индивида к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине зарплаты, к условиям труда; подготовка и переподготовка кадров.
Правовыми условиями, необходимыми для предпринимательской деятельности являются наличие законов, которые регулируют эту деятельность и создают наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту от государственного бюрократизма, совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации предпринимательской деятельности.
В отечественной философско-экономической литературе выделяют, как правило, три направления, сложившиеся в отношении к российскому предпринимательству (например, они анализируются в статье В. Степина «Культура и становление цивилизованного рынка в России») [127].
Первое, так называемое «классическое», направление рассматривает предпринимательство как типичный и осуждаемый атрибут капитализма. Основу этого направления составила догматически воспринятая марксистская теория предпринимательства. Согласно Марксу, который подчинил экономический анализ интересам политической борьбы, предприниматель – это капиталист, эксплуататор. За капиталистом Маркс признавал только функции надзора и управления процессом производства, но не признавал производительной роли капиталиста. С точки зрения представителей классического направления, предпринимательство носит только негативный, мафиозный характер и не имеет устойчивых корней в российской почве. Однако, учитывая сдвиги, произошедшие в социальном сознании за последние годы, они допускают возможность существования предпринимательства, но только в малых хозяйственных формах. При этом они подчеркивают, что такая деятельность обязательно должна иметь трудовой характер [93].
Второе, так называемое «западническое», направление исследует предпринимательство в русле западного опыта, пытаясь перенести основополагающие начала сложившейся практики в развитых странах на российскую почву. Представители западнического направления рассматривают предпринимательство как меньшее зло по сравнению с действовавшей ранее системой экономических отношений. По словам А.С. Панарина, предпринимательство есть «способ существования, альтернативный социальному паразитизму» [100, С.62-73.].
Представители третьего направления исходят из того, что предпринимательство в России является неоднозначным по характеру определяющих его компонентов, противоречивым, динамичным явлением. Его нельзя рассматривать вне зависимости от экономических отношений, которые существуют на исследуемый период в национальной экономике, вне связи с российской культурной традицией. Идеалы индивидуализма не занимали в России того приоритетного положения, которое характерно для западной системы ценностей. Российскому духу был всегда свойственен идеал соборности, которая предполагает объединение людей общей целью и общим делом.
Идеология российского предпринимательства выражала осознание глубокого противоречия между личным богатством и общественным благом, комплекса вины состоятельных людей перед массой неимущего населения России. В России никогда не было культа богатства западного типа. История свидетельствует, что в дореволюционной России многие крупные купцы занимались благотворительностью и свою хозяйственную деятельность рассматривали не столько как источник наживы, а как своего рода миссию, возложенную на них Богом или судьбой.
Нравственно-мировоззренческие качества бизнесмена в современных условиях приобретают первостепенное значение. Соблюдение таких требований этики бизнеса, как честность, умение держать слово, обязательность и т.п. способствуют повышению рентабельности предприятия, сохранению преданности клиентов. Быть честным и добросовестным в бизнесе оказывается выгодным и с социальной, и с финансовой точек зрения. В любом обществе моральными считаются те действия бизнесменов, которые ведут к улучшению жизни большинства населения страны. Поэтому основой философии современного российского предпринимательства должна стать установка на созидание и развитие в сфере общественного благосостояния.Главное предназначение этой деятельности состоит в производстве новых товаров и услуг, создание рабочих мест для граждан, добросовестная уплата налогов в бюджет страны.
В современной российской философии предпринимательство рассматривается как одна из главных сил процесса движения к новому экономическому способу производства. Его инновационная роль состоит не в характере использования техники и технологии, а в созидательном разрушении элементов административно-командной системы, в утверждении рыночных принципов хозяйствования и базисных ценностей, без которых невозможно становление и развитие рыночной экономики.

4. С точки зрения философии, при любой степени свободы жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Соответственно, предприниматель стремится найти компромисс между получением прибыли и удовлетворением потребностей общества. Практически это означает, что социально ответственный предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, приносящей пусть даже высокую прибыль (яркие примеры – торговля наркотиками и оружием – социально неприемлемые виды деятельности, но высокоприбыльные).
Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: