1. Сущность и формы экономической деятельности.
2. Современные социально-философские трактовки бизнеса.
3. Сущность и признаки бизнеса.
4. Сущность категории «собственность». Субъектно-объектная база.
5. Собственность как форма социальных отношений.
6. Теоретические подходы к анализу предпринимательства.
7. Предприниматель как социальный феномен.
8. Предпринимательство в России.
9. Понятие и история становления категории «социальной ответственности» бизнеса.
10. Теории «социальной ответственности» бизнеса.
11. Роль «ответственного» бизнеса в социально ориентированной рыночной экономике.
12. Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии бизнеса.
13. Особенности отношения к труду в России.
14. Религия и искусство в социально-экономическом развитии общества
15. Роль НТП в общественной социально-экономической динамике.
16. История концепции «экономического человека» (российские и западные модели).
17. Современные тенденции развития представлений о «человеке экономическом».
|
|
18. Богатство как ценность.
19. Организационная культура и ее роль в жизни организации
20. Сущностные основы и история становления этики бизнеса.
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА»
Лекция 1. БИЗНЕС КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· Сущность и формы экономической деятельности.
· Современные социально-философские трактовки бизнеса.
· Сущность и признаки бизнеса.
1. Экономическая деятельность представляет собой ту или иную форму активного участия человека в общественном производстве. Как правило, в реальной жизни человек выполняет несколько функциональных ролей.
Формы экономической деятельности:
- собственник различных материальных благ и финансовых активов, которые позволяют получать доход от предоставления их в аренду или кредит (собственник земельного участка, сдаваемого в аренду; кредитор и т.д.);
- наёмный работник, работающий по найму на частном предприятии, получающий за свой труд заработную плату (токарь на заводе, преподаватель в университете и т.д.);
- предприниматель (бизнесмен) - организатор собственного бизнеса, получающий доход в виде прибыли за счет комбинации различных ресурсов;
- менеджер, занятый организаций управления на чужом предприятии.
Самой активной формой экономической деятельности человека является предпринимательство или бизнес.
2. Термин «бизнес» в переводе с английского означает «дело, деятельность, занятие». Однако дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя. В большинстве учебников, написанных в разное время для различных стран, ему даются неодинаковые определения с разными существенными признаками.
Английский профессор А. Хоскинг в учебнике «Курс предпринимательства» определяет бизнес как «деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций» [142].
Американский учёный, профессор Р. Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [141].
Российский учёный Ю.М. Осипов пишет, что «бизнес - это делание денег из денег, но...обязательно посредством полезной производительной деятельности - изготовлением продукта или оказания услуги» [98].
В учебнике А.В. Бусыгина дано сразу несколько определений бизнеса и предпринимательства и как «искусства ведения деловой активности», и «как мыслительного процесса», и как «особого настроя души, формы деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций» и как «умение организовать собственный бизнес и достаточно осуществлять функции связанные с ведением собственного дела» [29].
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.2) бизнес и предпринимательство определяются как «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [42].
|
|
3. Большинство учёных определяют бизнес как инициативную экономическую деятельность, осуществляемую за счёт собственных или заёмных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую своими целями получение прибыли и развитие собственного дела [42].
Признаки бизнеса:
- ориентация на получение прибыли. Динамика прибыли полностью определяет организацию и производственную деятельность фирмы. Она показывает степень успешности бизнеса. Рост прибыли заставляет предпринимателя активизировать инвестиции, наращивать объемы производства, снижение прибыли заставляет предпринимателя искать новые виды, формы ведения и организации бизнеса. Прибыль играет и еще одну важную роль - она является вознаграждением за принятие на себя риска;
- обоснованный риск. Риск - это возможность наступления неблагоприятных условий ведения бизнеса (как внутренних, так и внешних). Но для предпринимательства характерен не риск вообще, а обоснованный риск (рассчитанный риск) - риск который поддается количественной оценке. При этом величина риска всегда сопоставляется с размерами предполагаемой прибыли. Поэтому проект, имеющий относительно высокий риск, но обещающий предпринимателю достаточно большую прибыль может оказаться для него более привлекательным, чем проект с небольшими рисками, но и незначительной прибылью;
- новаторство (активный поиск новых решений). Предприниматели вынуждены постоянно заботиться о совершенствовании своего бизнеса, так как именно новшества являются источником предпринимательской прибыли. Однако не все бизнесмены в одинаковой степени занимаются собственно инновациями - привнесением новых идей в организацию производства и сбыта продукции. Поэтому принято различать понятия бизнес и предпринимательство [42].
Под бизнесом обычно понимают ведение дела и получение прибыли традиционным способом. Бизнес, в узком смысле слова, - это современный регулярный бизнес, сложившийся в развитых рыночных странах.
Предпринимательство в узком смысле этого слова - это бизнес, в котором основным источником прибыли служит создание новых способов получения прибыли в производстве (новые факторы производства, новое сочетание факторов, новых сфер приложения капитала), в сбыте продукции и т.д.;
4. ответственность. Предприниматель несет всю полноту материальной и юридической ответственности за свою деятельность. Материальная ответственность (жесткие бюджетные ограничения) означает, что за неудачи фирмы предприниматель отвечает всем или частью своего имущества и развитие бизнеса возможно лишь на основе полного самофинансирования или за счет возмездных источников внешнего финансирования. Юридическая ответственность означает, что в случае недобросовестного ведения дел предприниматель может быть привлечен к ответственности на основе норм гражданского и уголовного права;
5. экономическая самостоятельность. Экономическая свобода (самостоятельность) предполагает свободу субъектов предпринимательской деятельности в выборе:
- вида, сферы деятельности и методов деятельности;
- хозяйственных решений и выбор средств их реализации;
- производственных программ;
- источников финансирования;
- поставщиков продукции и услуг;
-источников получения трудовых ресурсов, систем их стимулирования и развития;
- уровня цен и тарифов на услуги и продукции и каналов их сбыта;
- направлений распоряжения прибылью от предпринимательской деятельности.
Бизнес активно развивается сам и видоизменяет экономическую систему по собственной инициативе. Стимулом развития самостоятельности является стремление снизить риски ведения бизнеса и расширить потенциальные возможности получения прибыли: расширить ассортимент выпускаемой продукции, увеличить круг потребителей и партнеров, раздвинуть временные границы своей деятельности за счет стратегического планирования и установления долгосрочных связей внутри фирмы и за ее пределами и т.д. Предприниматель постоянно стремиться расширить самостоятельность своего бизнеса.
Расширение самостоятельности бизнеса в современных условиях проявляется в трех основных формах:
- создании новых сфер деятельности. Так, например, до середины 1980-х гг. сфера услуг была представлена в основном традиционными видами деятельности: рестораны, химчистки, присмотр за детьми и т.д. С развитием современных компьютерных интернет-технологий создались условия для появления такого современного направления как бизнес-услуги - разнообразные консалтинговые фирмы, консультирующие предпринимателей по вопросам аудита, маркетинга и т.д. Развитие интренета привело к появлению большого количества е-бизнеса, занимающегося разработкой и продажей современных компьютерных технологий, организаций продаж по электронной сети и т.д.;
- появлении новых функций бизнеса. Функции - самостоятельные направления, методы и процедуры ведения регулярного (процедурного бизнеса).К основным функциям бизнеса относят: менеджмент, логистику, управление производством, управление человеческими ресурсами, маркетинг, бухгалтерский учет и финансовый менеджмент;
- развитие институциональных форм организации фирм и форм взаимодействия предпринимателей. Укреплению независимости бизнеса способствует и более четкое оформление механизмов взаимодействия предпринимателей внутри фирмы и за её пределами с помощью организационно-правовых форм бизнеса и принципов заключения сделок и развития сферы предпринимательского права.
|
|
|
|
Контрольные вопросы
1. Что такое экономическая деятельность?
2. Какие формы экономической деятельности Вы знаете?
3. Каковы отличия современных социально-философских трактовок бизнеса?
4. В чем заключается сущность бизнеса?
5. Назовите основные признаки бизнеса
Лекция 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЛОСОФИИ И БИЗНЕСА
1.Предмет и основные проблемы философии бизнеса.
2. Функции философии в бизнесе.
1. Философия есть учение о цельном мировоззрении. В отличие от науки, религии и искусства, которые также формируют определенную систему мировоззрения, философское мировоззрение обладает рядом отличительных черт:
1. теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать;
2. в философии сформировался жёсткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.;
3. философия логична и доказательна;
4. философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями;
5. свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.
Философия бизнеса — это группа вопросов, которые связаны с общественно- философскими и социально-культурологическими, этическими нормами, которые являются частями экономического предпринимательства. Суть философии бизнеса – узнать и рассмотреть самые оптимальные причины экономического образа действий индивида, попробовать найти ответ на вопрос по какой причине, для чего он является субъектом экономической работы в целом, а так же его дел в частности.
Основная суть философии бизнеса с научной точки зрения — выявить важные особенности, главные принципы, гипотезы организации и работоспособности делового мира. Проще говоря, философия бизнеса — это свод определенных требований, по которым предприятия, фирмы либо компании выполняют свою работу совместно с партнерами, покупателями внутри персонала, чтобы достичь поставленных задач.
В философии бизнеса как сложной целостности можно выделить:
- онтологию бизнеса (бизнес как бытие, особая реальность и часть мироздания),
- гносеологию бизнеса (бизнес как специфический объект познания, имеющего эпистемологические особенности),
- методологию бизнеса (особая совокупность подходов, положений, принципов, методов и т.п. познания бизнеса),
- антропологию хозяйства (учение о человеке как субъекте и объекте бизнеса),
- аксиологию хозяйства (ценности и смыслы бизнеса),
- праксиологию (практические, прикладные аспекты бизнеса).
2. Функции философии в бизнесе:
1) мировоззренческие функции:
- гуманистическая - философия помогает человеку осмыслить жизнь в экономической сфере, укрепить свой дух;
- социально-аксиологическая - разработка представлений о ценностях в экономической деятельности, таких, как обязательство, надежность, действенность, расширение, индивидуальность, прибыль, конфиденциальность, сотрудничество, престиж, сюда же относится и формирование представлений о социальной значимости бизнеса;
- культурно-воспитательная -формирование у человека качеств культурной личности, действующей в рамках рыночной экономики;
- отражательно-информационная – формирование потребности вести дела в экономической сфере с использованием научных знаний.
2) методологические функции:
- эвристическая - содействие приросту знаний для эффективного ведения дел в бизнесе;
- к оординирующая - координирование методов ведения бизнеса;
- интегрирующая – объединение какого-либо множества элементов, составляющих систему бизнеса;
- логико-гносеологическая функции -разработка философского метода, способного повысить эффективность бизнеса.
Контрольные вопросы
1. Как определяются предмет и основные проблемы философии бизнеса?
2. Какие разделы можно выделить в философии бизнеса?
3. Каковы мировоззренческие функции философии в бизнесе?
4. В чём заключается методологическая функция философии в бизнесе?
Лекция 3. «ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ» КАК СУБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ БИЗНЕСА
1. История концепции «экономического человека».
2.Современные тенденции развития представлений о «человеке экономическом».
3. Особенности российского экономического сознания.
1. Субъектом философии бизнеса является «экономический человек», идея которого появилась в конце XVIII в. Английские экономисты А. Смит [117; 118] и Д. Риккардо [110] выделили свойства «экономического человека»:
1) определяющая роль собственного интереса в мотивации экономического поведения;
2) компетентность (информированность + сообразительность) экономического субъекта в собственных делах;
3) конкретность анализа: учитываются классовые различия в поведении и неденежные факторы благосостояния.
Эти свойства экономического субъекта (особенно развитые у капиталистов) Смит и Рикардо считали изначально присущими каждому человеческому существу.
Концепция «экономического человека», подверглась фундаментальному теоретическому осмыслению в работах английского экономиста, философа и общественного деятеля Дж. Милля, одного из создателей политической экономии. Он подчеркивал, что политическая экономия охватывает не все поведение человека в обществе: «Она рассматривает его лишь как существо, желающее обладать богатством и способное сравнивать эффективность разных средств для достижения этой цели. Она полностью абстрагируется от любых других человеческих страстей и мотивов, кроме тех, которые можно считать вечными антагонистами стремления к богатству, а именно отвращения к труду и желания безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями» [89; 129].
Основоположник английского утилитаризма (утилитаризм - (лат. Utilitas – польза) - принцип поведения, отрицающий значение духовных интересов и выражающийся в подчинении всех поступков человека получению материальной выгоды, эгоистичному расчету) И. Бентам целью всякого человеческого действия и «предметом каждой мысли любого чувствующего и мыслящего существа» провозгласил «благосостояние (well-being) в той или иной форме. Благосостояние трактовалось им в последовательно гедонистском (гедонизм – стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия) духе: «Природа отдала человечество во власть двум суверенным повелителям: страданию и наслаждению. Они одни указывают нам, что мы должны делать и определяют, что мы сделаем» [10].
Наиболее сильная оппозиция английской классической школе возникла в Германии в среде представителей исторической школы которые считали применение модели «экономического человека» неправомерным - как из научных, так и из этических соображений.
Человек, по словам Б. Гильдебранда, «как существо общественное есть, прежде всего, продукт цивилизации и истории. Его потребности, его образование и его отношение к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, а географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всею образованностью человечества» [38].
Популярность исторической школы была очень велика в Европе второй половины XIX в. Экономисты классической школы пытались соединить экономическую теорию, идущую от «классиков» с эволюционно-критическим подходом исторической школы. Попытки такого синтеза заметны, в частности, в трудах видного немецкого экономиста, одного из основателей так называемой социально-правовой школы А. Вагнера. Его учебник политической экономии открывается подразделом, озаглавленным «Экономическая природа человека». Автор подчеркивает, что главное свойство этой природы - наличие потребностей, т.е. «ощущения нехватки благ и стремления ее устранить» [112]. Противником модели «экономического человека» был и К. Маркс. Сущностью человека он считал единство индивида с природой и обществом в целом, частью которых он является. Важнейшей его потребностью Маркс считает потребность действовать для всеобщего блага и таким образом проявить себя в обществе [81, Т. 3, С. 1—4].
Начало 70-х годов XIX в. в истории мировой экономической мысли ознаменовалось так называемой маржиналистской революцией (маржинализм - один из основных методологических признаков неоклассической политической экономии, основанной на использовании предельных величин в анализе экономических явлений). Маржиналисты (У. С. Джевонс, К. Менгер, Л. М. Э. Вальрас) [4, С. 784.] разработали теорию предельной полезности и новую модель «рационального максимизатора », экономического субъекта, который стремится использовать ограниченный объем находящихся в его распоряжении ресурсов для получения максимального количества благ. «Рациональный максимизатор» обладал следующими свойствами:
- во-первых, чёткое осознание своих целей;
- во-вторых, обладание достаточной и исчерпывающей информацией при принятии решений;
- в-третьих, хороший мыслительный аппарат, способный учесть любое количество факторов, воздействующих на процесс производства и потребления.
Модель маржиналистов продолжала существовать и в неоклассических экономических теориях.
Однако постепенно делались уступки гуманитарной составляющей экономического человека. Такая модель человека получила даже свою аббревиатуру - REMM (Resourceful, Evaluating, Maximizing Man - изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек). Тенденция совершенствования модели человека в рамках экономической теории позволили экономистам благожелательно воспринять социологическую концепцию SRSM (Socialized, Role-playing and Sanctioned Man - социализированный человек, играющий свою роль, поведение которого санкционировано обществом). Описание экономического поведения в рамках институциональной социологической теории открыло новые возможности для раскрытия экономического поведения [108].
Русская философская традиция выступала, в основном, против «экономизма» и сведения человека к «человеку экономическому». Так, например, еще великий русский философ В.С. Соловьев писал, что «признать в человеке только деятеля экономического - производителя, собственника и потребителя вещественных благ – есть точка зрения ложная и безнравственная… Производительный труд, обладание и пользование его результатами представляет одну из сторон в жизни человека или одну из сфер его деятельности» [72; 143].
2. Современная модель экономического человека сводится прежде всего к роли потребителя материальных благ. Данная модель предполагает:
- игнорирование многообразных потребностей общества, сведение их к материальным потребностям индивида;
- замену мира как хозяйства на мир потребления;
- удовлетворение материальных потребностей человека как цель хозяйственной деятельности;
- крайний индивидуализм.
Экономика представляет такую деятельность, при которой индивид (или группа индивидов) стремится получить максимальную прибыль при минимальной затрате усилий. Э кономическое поведение – это человеческое поведение, связанное с выбором и принятием решения относительно альтернативного использования редких ресурсов (денег, времени, усилий, пространства, материальных ресурсов и энергии) с целью удовлетворения потребностей.
В узком смысле экономическое поведение можно трактовать как выбираемый человеком способ зарабатывания денег. Современная социально-экономическая система, основанная на рыночных принципах хозяйствования, может предложить человеку несколько таких способов:
1. наемный труд -человек (работник) продает на рынке труда свои знания, умения, навыки покупателю (работодателю за условленное вознаграждение;
2. предпринимательство - инициативная деятельность индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли (дохода) и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность;
3. франчайзинг - форма предпринимательской активности, связанная с вложением капитала в уже апробированные способы производства благ. Типичным примером франчайзинга является широко распространенная сеть ресторанов быстрого обслуживания «Мак-Дональдс». Приобретая лицензию на право хозяйствования в этой сфере, предприниматель копирует заданную организационную структуру, создавая свое предприятие по образу и подобию сформированного эталона, следуя этому эталону даже в мелочах (ассортимент, форма персонала, принципы обслуживания клиентов и т.д.);
4. фондовая биржа – форма рынка, в рамках которой осуществляется купля-продажа ценных бумаг и фиксируется их текущая рыночная цена;
5. реализация индивидуальных способностей (использование таланта) - о собый способ хозяйственной активности, доступный для человека, обладающего уникальными, выдающимися или хотя бы просто редкими способностями в одной или нескольких сферах деятельности;
6. сетевой (многоуровневый) маркетинг - самоорганизующиеся эволюционные структуры, которые не только выполняют функцию насыщения рынка недостающими товарами и услугами, но и создают новые рабочие места, на которые государство не тратит средств. Делая экономический выбор в пользу сетевого маркетинга, человек заключает с фирмой трудовое соглашение (контракт) и начинает работать в качестве индивидуального представителя компании (дистрибьютера), получая вознаграждение в зависимости от конкретных результатов своего труда в соответствии с утвержденным бизнес-планом.
Таким образом, взвешивая выгоды и издержки каждого из вариантов хозяйственной активности (связанной с добыванием, распределением, обменом различных благ или способом их потребления), оценивая свои потенциальные и реальные возможности в каждом случае, человек совершает свой экономический выбор.
3. На современном этапе проведения социально-экономических реформ в России особенно актуальным становится философское осмысление сущностных основ отечественного хозяйствования и экономики, выявление особенностей хозяйственного менталитета русских. В связи с этим, вызывает особый интерес, и имеет и теоретическую, и практическую значимость сравнительный анализ российского и западного типов хозяйствования.
Таблица 5.
Основные черты западного и российского хозяйственных менталитетов
Западный хозяйственный менталитет | Российский хозяйственный менталитет | |
Предприимчивость | ||
Нахождение алгоритма увеличения первоначального капитала в денежном эквиваленте путем инвестиций в относительно стабильных и благоприятных условиях | Определение путей личного и коллективного выживания и продолжения рода в природных, экономических и политических условиях, имеющих тенденцию к резкой смене и ухудшению | |
Расчетливость | ||
Рациональная систематизация материальных ресурсов с целью первоначального удовлетворения основных производственных и возможно более полного удовлетворения разнообразных личных потребностей | Концентрация всех возможностей на решении долговременной и главной задачи за счет других направлений потребления. Решение проблемы с использованием меньшего из минимально возможного количества ресурсов. («Голь на выдумки хитра») | |
Квалифицированность | ||
Технологичность основных производственных действий. Стандартизация и специализация при выполнении основных производственных процессов. Умение свести решение сложной хозяйственной задачи к решению ряда более простых | Высокая степень взаимозаменяемости при решении хозяйственных задач. Стремление найти уникальное (сложное или простое) решение. Отсутствие шаблона и технологии. Мифологизация навыков и умений (Подковать блоху, сварить кашу из топора, построить избу без единого гвоздя и т.д.) | |
Трудолюбие | ||
Умение создать условия для систематичного труда (подбор инструментов, составление плана, графика, структурирование рабочего времени). Понимание свободного времени как ресурса восстановления сил. Поощрение усилий по совершенствованию инфраструктуры экономической деятельности | Умение решать хозяйственные задачи в минимальные сроки и при минимуме необходимой инфраструктуры. Общественное поощрение максимального напряжения сил. Понимание свободного времени как возможности «праздного» поведения. Отсутствие упорядоченной ритмичности, рациональной систематичности | |
Комфорт | ||
Понимание комфорта (в отличие от роскоши) как нормально обеспечиваемого уровня жизни, достижение которого связано с трудом, с результатами экономической деятельности | Концептуальная трудность разведения понятий комфорт и роскошь; сомнительность связи с результатами трудовой деятельности («трудами праведными не наживешь палат каменных») | |
Поиски нового, «инновационность» | ||
Инновация как нахождение нового направления, синтеза наличных тенденций. Новое как способ обыденного удовлетворения потребностей. Технологичность получения нового. Индустрия и стандартизация новизны | Доминирование эстетической стороны инновационности. Понимание нового как нахождение «запредельного», «внеситуационного» объекта. Парадоксальность и первоначальная «непрактичность» нового. Сакрализация и одновременная боязнь нового | |
Коммуникабельность (умение договариваться) | ||
Введение четких «правил игры». Ценность добросовестности в выполнении обязательств, ориентация на долговременных партнеров. Уважение к праву. Рациональное изучение «истории деятельности» партнера по бизнесу. Расчетливость и бережливость | Широкий спектр условий для договаривающихся сторон. Бескорыстная поддержка и стремление к максимальной выгоде. Отсутствие постоянных партнеров. Интуитивный выбор партнера. Допустимость лукавства в бизнесе («не обманешь - не продашь»). Щедрость вне ситуации сделки | |
Успех | ||
Ценность индивидуального преуспевания, пересчет на денежные знаки большинства достижений в экономической, духовной, культурной областях. Ценность успеха как средства для гедонизма Постепенная утрата протестантской парадигмы мирского аскетизма | Удачный выход из экстремальной ситуации, малые потери при окончании длительного неблагоприятного периода. Удовлетворительная обеспеченность социальной группы и референтного окружения. Защищенность как получение определенно высокого положения в бюрократической иерархии | |
Солидарность | ||
Доброжелательность и признание прав «другого». Добрососедство, взаимопомощь на компенсационной основе, поиск путей взаимодействия на путях сохранения ценностей индивидуализма. Ориентация на успешность в приоритете над ценностью солидарности, конкурентность экономики | Непременное условие выживания. Преимущество жизненного минимума для всех над имущественным неравенством. Невозможность установления компенсационной основы для взаимопомощи. Выработка механизма для возведения солидарности в ранг абсолютных, самодостаточных ценностей, моральность экономики | |
Целеустремленность | ||
Тенденция к созданию «дерева целей». Стремление гармонизировать иерархию целей и средств их достижения. Сведение процесса достижения цели к рациональному ряду простых операций. Десакрализация содержания и процесса достижения целей | Одержимость целью. Несистематичность достижения. Мифологизация целей исредств их достижения Стремление придать любой цели оттенок метафизичности, иррациональности. Культ абсолютных и принципиально недостижимых целей. Оправдание сакральной цели жертвенностью | |
Обеспеченная старость | ||
Достаточная финансовая устойчивость для относительной независимости от социальной помощи и материальной поддержки детей и общества | Ожидание обеспечения старости от социальной политики государства. Воспитание детей в духе помощи старшим и слабым | |
Капитализация дохода | ||
Ценность зажиточного существования и сбережений в денежной форме. «Мягкие» формы капитализации (возможность извлекать доход в виде процентов по вкладам) как характерная черта поведения обывателя. Поощрение специализации на рынке капиталов | Инвестирование в материально-вещественные факторы производства. Поощрение щедрости. Отсутствие условий для формирования долговременных стратегий инвестирования. Этика осуждения накопительства, моральная сомнительность ценности богатства | |
Задача российских ученых, политиков, общественности состоит в том, чтобы разработать такую политическую и экономическую доктрину, которая помогла бы сформировать эффективный и функциональный экономический и хозяйственный менталитет и могла бы служить составной частью государственной идеологии на благо России.
Контрольные вопросы
1. Как определялся «экономический человек» в классической английской экономической теории?
2. Какому фактору экономического поведения человека уделяли представители исторической школы?
3. Какую модель экономического человека предложили маржиналисты?
4. Каковы современные тенденции развития представлений о «человеке экономическом»?
5. В чём различие основных черт западного и российского хозяйственных менталитетов?
Лекция 4. СОБСТВЕННОСТЬ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
1. Сущность категории «собственность». Субъектно-объектная база.
2. Собственность как форма социальных отношений.
3. Отношение к собственности в России.
1. Все концепции генезиса собственности можно условно разделить на две группы. Сторонники первой считают собственность врожденным качеством человека. Вторые – явлением культуры, т.е. выражением морали, экономики, права.
С полным основанием можно отметить, что собственность возникла как естественная потребность человека, ибо без неё он просто не может существовать, адаптироваться к природе, взаимодействовать с ней. Возникнув как естественные отношения, собственность превратилась в социальное явление, подобно многим сложным институтам человека.
Предметом собственности является деятельность человека, ее сущностные силы, а также капитал, то есть то, что приносит проценты, ренту, прибыль. В настоящее время предметом собственности становятся организация производства, управление и информация.
Природа человека требует собственности двух видов. Один – на средства жизни. Другой – на средства производства, капитал. В настоящее время собственность как право на средства производства становится недостаточной. Свобода, привилегии, честь и статус – вот что должно рассматриваться как собственность человека.
Существуют некоторые закономерности развития собственности во взаимодействии с человеком. Они заключаются в следующем:
1. через все этапы и периоды проходит разделение труда, что оказывает прямое воздействие на человека. Способность к определенному виду деятельности может быть и врожденной, то есть разделение труда представляет собой последствие определенной склонности человеческой природы. А с другой стороны, эта способность и склонность человека развивается благодаря обмену и разделению труда, возможности поменять излишки продуктов своего труда на другие продукты деятельности. Чем больше будут развиты способности человека, тем более разнообразным будет обмен продуктами труда в обществе, разделение труда и связанные с ним формы собственности.В свою очередь многообразие форм собственности дает возможность разностороннего развития человека;
2. некоторые элементы системы собственности в условиях одного этапа существующие как аномалии, в других условиях оказываются необходимыми. В одних условиях, например, общественная собственность является только дополнением индивидуальной и фигурирует лишь постольку, поскольку ее надо защищать от врагов. Но существуют и такие этапы, когда преобладает общественная собственность, а частная является отклонением;
3. в условиях современной цивилизации происходит интеграция различных видов и форм собственности не только в одной стране, но и в пределах всего человечества. Начало этого процесса было в конце девятнадцатого века, в настоящее время эта тенденция укрепилась, интенсивным становится и личностное общение;
4. на всех ступенях развития собственности наблюдается определенный, почти одинаковый «набор» ее форм. Эта общественная и частная форма, а также их виды: государственная, кооперативная, личная, смешанная. В «наборе» обычно преобладает какая-либо форма – в зависимости от конкретных исторических условий.
Более высокий этап в развитии собственности содержит в себе практически все виды собственности, существовавшие ранее. В зависимости от форм собственности развивается и приобретает определенные черты и человек. У человека появляется возможность выразить себя через отношения собственности, что было невозможно на предыдущих этапах развития собственности. Собственность становится приближенной к человеку: она выступает как право индивида на выбор соответствующего вида деятельности, а также формы собственности, на самовыражение и свободу.
Говоря о собственности и человеке в условиях современного хозяйствования, нельзя не отметить роль информации.
В настоящее время информация – ключевой предмет собственности, оказывающий решающее влияние на развитие человека, его роль в обществе. Происходит перераспределение работников, занятых в производственной и информационной сферах.
Информатика оказывает сильное влияние на все виды деятельности, в первую очередь, управленческую, а также учебную, научную и др. Возникает информационная деятельность. По-новому происходит общение между людьми. Оно всегда было диалогично. Сейчас общение деперсонализируется, распространено общение с помощью компьютера. Изменяется духовная деятельность человека, проявляющаяся в различных видах социального поведения.
С информацией связаны и новые виды отчуждения:
- отчуждение компьютерно неграмотных людей от предмета собственности, отчуждение обладателей традиционных и исчезающих профессий;
- отчуждение, связанное с компьютеризацией общения;
- отчуждение персональных знаний от специалистов, когда они становятся достоянием других и т.п.
В современных условиях внедрение в производство средств автоматизации, которые, казалось бы, должны служить развитию творческих качеств человека как личности, вызвало противоречивые процессы. Зачастую машина продолжает господствовать, задавать темп на производстве. С автоматизацией производства связано такое явление как падение ценности труда, снижение к нему интереса. Жизненные ориентации личности меняются, так же как и образ жизни в целом. Труд сейчас стал преимущественно средством к потреблению и удовольствиям, а раньше всегда был в центре морального сознания.
Все это связано с изменением предмета собственности. Акции, капитал дают возможность получать прибыль, доход не трудясь, как это было в течение многих веков. Зато этот доход дает человеку возможность проявлять себя в других сферах, в первую очередь в сфере потребления.
2. Важное место в философии бизнеса занимают вопросы взаимодействия человека и собственности. В человеке существует естественное чувство собственности (как «внутреннее» свойство), а также понимание собственности как предмета, отношения присвоения, права, отчуждения и др. (как «внешнее» свойство).
Собственность выступает как ценность по отношению к потребностям человека. Причем, зачастую, в ценностных отношениях человека и собственности отражается несоответствие между потребностями человека и теми реалиями, в которых он существует. Собственность, с одной стороны, объективное существующее социальное явление. С другой стороны, она – предмет потребности, интереса, мотива деятельности человека, который формируется под влиянием норм, канонов, идеалов, существующих в обществе.
Любая форма собственности, если она способствует развитию потенциальных возможностей человека, не должна считаться несправедливой. Единственным путем к реальной социальной справедливости является в настоящее время множественность видов собственности, многоукладная экономика, которая сможет обеспечить человеку свободу выбора в приложении своих способностей.
3. Нужно сказать, что в России имеется опыт и традиции взаимодействия человека и собственности. Предметом собственности изначально были дом, земля. Привязанность человека к дому была всегда не только материальной, но и духовной. Недаром Н.А. Бердяев писал, что собственность по природе своей есть начало духовное, а не материальное [23, С.235]. Продукт собственности, ее предмет вызывал у русского человека кроме отношений пользы, материальной выгоды еще нравственные и эстетические чувства: любовь к земле, к полю и лесу, к дереву, около которого сидели деды и прадеды, к дому, к воспоминаниям и преданиям, связанным с землей и ее прежними владельцами.
Следует отметить, что сам термин «собственность» появился в России только во второй половине XVIII в. Толковый словарь В.И. Даля определяет собственность как «собь» или «собина», которая наряду со своим имуществом и пожитками включает нравственные, духовные и все личные качества человека [46].
В отечественной традиции собственность и труд - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны культуры, прежде всего справедливая собственность мыслится исключительно как функция труда. В соответствии с этим труду приписывается, с одной стороны, дисциплинирующая и воспитывающая роль, а с другой, - он рассматривается как проявление творческих сил человека: труд никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Бердяев так определяет высший смысл труда: «Трудиться должно не для самого себя и не для других людей, а для мирового смысла, в котором находит свое место каждое индивидуальное усилие... Труд не должен быть заботой о завтрашнем дне и богатство не должно быть рабством у материальных вещей, мешающих войти в Царство Небесное. Трудиться нужно во имя Бога, и трудовая общественность должна стать теократической. Богатство в теократическом обществе не будет рабством, а будет роскошью полевых линий и птиц небесных» [14].
Контрольные вопросы
1. Как определяется собственность?
2. Что может быть предметом собственности?
3. Каковы закономерности развития собственности во взаимодействии с человеком?
4. Как информатизация общества повлияла на отношения собственности?
5. Почему собственность может быть ценностью?
6. Какова специфика отношения к собственности в России?
Лекция 5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ
1. Теоретические подходы к анализу предпринимательства.
2. Предприниматель как социальный феномен.
3. Предпринимательство в России.
4. Социальная ответственность предпринимательства.
1. Теория предпринимателя и предпринимательской функции возникла и получила наибольшее развитие во Франции и Германии.
Первым, кто ввел понятие «предприниматель» в экономическую теорию, был ирландский предприниматель и экономист Р. Кантильон. По Кантильону, предприниматель - это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.п., но не рабочий и государственный чиновник с постоянным жалованием и не земельный собственник, имеющий ренту. Приобретая чужие товары (производственные и потребительские) по известной цене и выплачивая земельным собственникам фиксированные подати, он надеется продать свои товары по цене более высокой, но пока ему неизвестной в силу природной или рыночной неопределенности. Риск - главная отличительная черта деятельности такого предпринимателя, функция которого состоит, как можно догадаться, в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках. Более того, руками предпринимателей осуществляются, согласно Кантильону, все происходящие в обществе процессы производства и обмена [121, С. 85 - 88].
Следующей вехой в развитии теории предпринимателя является знаменитый труд французского экономиста Ж.-Б. Сэя «Трактат политической экономии» (1803 г). Он определял предпринимателя как «лицо, которое берется за свой учет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт» [49].
Важное значение придавали феномену предпринимательства и такие немецкие экономисты, как Й. Тюнен и Х. Мангольдт, видевшие сущность предпринимательской функции и источник соответствующих доходов в неустранимой и не подлежащей страховке неопределенности [106].
Что же касается английской классической школы, то она не создала своей теории предпринимателя, ограничившись отождествлением его с капиталистом на более абстрактном и с управляющим на более конкретном уровне анализа [70, С.10].
Диаметрально противоположным был подход к феномену предпринимательства немецкой исторической школы - известного оппонента английских классиков (Г. Шмоллер [149], М. Вебер [31; 32] и В. Зомбарт [55]). Представители данной школы определяли предпринимателя как смелого новатора, разрушающего стабильные структуры прошлого. Много внимания было уделено социальным, религиозным, этическим основам предпринимательства и субъективным свойствам предпринимателя. Так, Вебер подчеркивал определяющее значение протестантской этики и важность харизматических свойств личности предпринимателя [31; 32]. Предприниматель, по Зомбарту – это, во-первых, «завоеватель», во-вторых, «организатор» и, в-третьих, торговец; это человек, одержимый фаустовской жаждой действия и страстью к деньгам, присущей героям «Песни о нибелунгах». Зомбарт указал на подчинение всей жизни предпринимателя интересам его дела (Geschaft), которое вытесняет из нее человеческие отношения, любовь и пр. [55].
Из основателей австрийской школы уделить внимание предпринимательству смог только Ф. Визер, давший, вероятно, наиболее длинное в истории определение предпринимателя: «Предприниматель распоряжается в соответствии с законом. Он - полноправный лидер. Он - юридический представитель всей операции, собственник материальных средств производства, кредитор и дебитор по соответствующим счетам. Он выполняет функцию арендодателя или арендатора. Он - работодатель по всем трудовым договорам... Его экономическое лидерство начинается с основания предприятия: он не только поставляет необходимый капитал, но и выдвигает идею, уточняет и осуществляет план и привлекает сотрудников. Когда предприятие организовано, он становится управляющим - как в теоретических, так и в коммерческих вопросах» [2; 139]. Из множества свойств, которыми должен обладать предприниматель, Визер выделяет предприимчивость, которая предполагает «зоркий глаз», улавливающий все изменения деловой жизни и «силу», позволяющую ему устроить свое дело в соответствии с этими изменениями». Называет он смелость, с которой предприниматель идет на риск, но подчеркивает, что речь идет не о бесшабашной удали или азарте, а о «радостной воле к созиданию» [2; 139].
Для Й. Шумпетера деятельность предпринимателя лежит в основе всякого развития, т.е. перехода экономики от одного равновесного состояния к другому [150]. Эта деятельность заключается в осуществлении «новых комбинаций», основными видами которых являются:
1) изготовление нового, неизвестного потребителям блага;
2) открытие новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующих благ;
3) освоение новых рынков сбыта;
4) освоение новых источников сырья;
5) изменение структуры отрасли, например создание своей или подрыв чужой отраслевой монополии [150].
Предпринимателем у Шумпетера имеет право называться только тот, кто занимается активной предпринимательской деятельностью, и только на то время, пока он ей занимается [150].
Ф. Найт основными качествами профессионального предпринимателя называл тренированную интуицию, а также веру в правоту своих суждений и решимость доказывать эту правоту, рискуя собственным капиталом [92].
Современные теории предпринимательства:
- «радикальный субъективизм» Дж. Шэкла. Предприниматель выполняет две основные функции: несет бремя неопределенности и принимает ответственные решения (о капиталовложениях) и должен обладать определенными личностными характеристиками [95, Т. 1, С. 87];
- неоавстрийская школа (Л. Мизес [86-88]) Прибыль или убыток предпринимателя - это продукт не его капитала, а его идеи, воплощенной в капитале: неверная идея приведет к убытку, несмотря на затраты капитала. Предпринимательская деятельность - это движение к равновесию;
- психологическая школа (Д. Д. Макклеланд [77; 130]). В области предпринимательской мотивации особое значение имеет «потребность в достижениях» - это желание хорошо себя проявить в конкурентной ситуации, где результаты индивидуальных усилий могут быть объективно измерены; это свойство человека, заставляющее его придавать главное значение формальному успеху, победе, а не содержательному их наполнению;
- теория человеческого капитала (Т. Шульц [9]) Предприниматель - это человек, способный справиться с неравновесной ситуацией как в экономической деятельности, так и вне ее. Эта способность - редкий ресурс, а предположение его зависит от соотношения предельных выгод и затрат, связанных с приобретением данного вида человеческого капитала. Вкладывая средства в свой человеческий капитал и предлагая этот специфический ресурс на рынке, предприниматели способствуют устранению неравновесных ситуаций в окружающем их мире.
2. Предприниматель - лицо, имеющее свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды. О сновные качества предпринимателя:
- желание идти на риск («разумный» риск);
- готовность к любым изменениям на рынке;
- склонность к инновациям (нововведениям).
Одна из главных задач будущего предпринимателя - сформулировать стратегию, создать определенный сценарий своих действий, в соответствии с которым его дело должно развиваться в будущем.
Для удовлетворения интересов общества предпринимателю необходимо:
а) изучить интересы определенной группы людей;
б) предложить какие-то способы удовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;
в) суметь при помощи предпринимательской активности извлечь собственную выгоду, разрешая социальную проблему.
Среди разнообразных личностных качеств предпринимателя можно выделить пять наиболее важных:
- самостоятельность - стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения. Предпринимателями становятся, в первую очередь, те люди, которых не устраивает их роль наёмного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежней работе;
- амбициозность – то есть повышенная самооценка и вера в успех – придает человеку дополнительные силы и помогает справляться с трудностями;
- настойчивость - желание делать все возможное для достижения успеха, и готовность пойти ради него на определенные жертвы. Настойчивость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человек живет своим бизнесом, думает только о нем;
- трудолюбие. Успешные люди в бизнесе работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие;
- стойкость. Стойкость к жизненным неурядицам и умение держать удары судьбы состоит из двух компонентов: способностью не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умением извлекать позитивный опыт из неудач.
Ведение предпринимательской деятельности невозможно без риска, поэтому повышенная склонность к рискованным поступкам является нормальной особенностью предпринимателя. Однако следует помнить, что риск бывает оправданным и неоправданным. В первом случае, человек готов совершить какие-то действия в условиях неопределенности, если видит, что вероятность успеха достаточно велика. Если же человек не оценил вероятность наступления неблагоприятного события, или же он начинает дело при крайне низких шансах на успех – риск не оправдан. Поэтому предприниматель должен, с одной стороны, уметь идти на определенный риск, но с другой он должен быть достаточно мудрым и осторожным, чтобы не рисковать напрасно. От неудачи никто не застрахован, поэтому для предпринимателя чрезвычайно важно умение спокойно анализировать извлекать каждый свой промах и извлекать из него пользу, чтобы не повторять своих ошибок.
3. Предпринимательство в России имеет очень давнюю историю. Уже в конце первого тысячелетия на Руси появились первые профессиональные купцы, что свидетельствовало о зарождении торгового капитала. В «Русской Правде» ХI в. определялись нормы и правила ведения денежного хозяйства, торговли, ростовщического дела.
В XVIII в. благодаря реформаторской деятельности Петра I важная роль в экономике принадлежала крупным предпринимателям-промышленникам. Наиболее нужные для государства предприятия, такие как горные и оружейные заводы, фабрики по производству армейского обмундирования и снаряжения устраивались за счет государственной казны, а затем передавались на льготных условиях частным лицам. Как отмечал В.О. Ключевский в своем «Курсе русской истории», предпринимательство в России всегда находилось под мелочной опекой, заботой и жёстким контролем государства. В государственной политике в отношении предпринимательства присутствовало сочетание двух противоречивых факторов – «казенно-парниковое воспитание промышленности и мелочная регламентация кадров со стороны государства» [63].
Особенно активное развитие предпринимательство получило в России во время бурного подъема капитализма во второй половине ХIХ в. Тогда же из представителей купечества, зажиточного крестьянства и разорившегося потомственного дворянства, занимавшихся экономической деятельностью, начал формироваться единый класс российской буржуазии. Буржуазное предпринимательство было ликвидировано в результате победы Октябрьской революции. Возродившееся в годы нэпа частное предпринимательство, которое активизировало хозяйственную инициативу масс и существенно оживило национальную экономику, впоследствии было также уничтожено.
В советский период сложились специфические типы хозяйственной деятельности, которые реально выполняли предпринимательские функции. В качестве советских предпринимателей выступали некоторые хозяйственные руководители, так называемые экспериментаторы, которые с согласия государственных органов внедряли нововведения на своих предприятиях. Были и вынужденные предприниматели, которым в условиях дефицита материальных и людских ресурсов приходилось поневоле проявлять инициативу для изыскания разных способов, чтобы свести концы с концами.
Тип советских предпринимателей составляли также «теневики», которые осуществляли не контролируемые обществом производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг и использовали государственную собственность в корыстных личных интересах. И, наконец, к наиболее массовому типу отечественных предпринимателей советского периода относились «частники», проявлявшие активность либо в сфере личного подсобного хозяйства, плоды которого не только потребляли, но и выгодно продавали, либо в торгово-посреднической деятельности.
Самостоятельная экономическая деятельность (свободное предпринимательство) в нашей стране была легализована лишь с момента принятия в 1990 г. законов «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого времени, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.
Новый мощный импульс развития предпринимательство в России получило с либерализации цен и резкого ослабления государственного регулирования экономики в 1992 г., с переходом страны к рыночному хозяйству. Ведь суть рыночной системы как раз и состоит в самостоятельной, под свою ответственность, экономической деятельности населения. При этом экономика обособляется от государства, которое лишь устанавливает определенные общие правила функционирования товаропроизводителей и следит за их соблюдением.
Однако, предпринимательство, призванное способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в российском обществе, с самых первых шагов начало развиваться в довольно противоречивых условиях. Государство, с одной стороны, усугубляло ситуацию налоговой политикой, несовершенством законов, противоречивыми указами и постановлениями, денежными реформами, игрой с курсом рубля, приватизацией, а, с другой стороны, ужесточение законов и нестабильность государства поворачивали предпринимательскую деятельность в сторону скорейшего обогащения, а не экономического развития, ухода обратно в «тень».
Гражданский кодекс РФ определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [42]. В этом определении акцентируется внимание на экономической стороне предпринимательства. Но остается в стороне субъективный фактор, личность предпринимателя с набором умственных, психофизических и иных свойств, которые в конечном итоге способствуют решению поставленных экономических задач.
Поэтому в философско-экономической литературе под предпринимательством понимают хозяйственную деятельность субъекта в целях получения прибыли и особый творческий тип хозяйствования (экономического поведения), отличающийся новаторством, нахождением более эффективных способов использования ресурсов, открытостью к новым перспективам, готовностью идти на риск [93].
Для формирования предпринимательства необходимы экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия – это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут потратить на эти покупки; избыток или недостаток рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень зарплаты работников, т.е. на их возможности приобрести товары.
К социальным условиям относятся: стремление покупателей приобрести товары, отвечающие определенным вкусам и моде; нравственно-религиозные нормы, которые влияют на образ жизни потребителей, на отношение индивида к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине зарплаты, к условиям труда; подготовка и переподготовка кадров.
Правовыми условиями, необходимыми для предпринимательской деятельности являются наличие законов, которые регулируют эту деятельность и создают наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту от государственного бюрократизма, совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации предпринимательской деятельности.
В отечественной философско-экономической литературе выделяют, как правило, три направления, сложившиеся в отношении к российскому предпринимательству (например, они анализируются в статье В. Степина «Культура и становление цивилизованного рынка в России») [127].
Первое, так называемое «классическое», направление рассматривает предпринимательство как типичный и осуждаемый атрибут капитализма. Основу этого направления составила догматически воспринятая марксистская теория предпринимательства. Согласно Марксу, который подчинил экономический анализ интересам политической борьбы, предприниматель – это капиталист, эксплуататор. За капиталистом Маркс признавал только функции надзора и управления процессом производства, но не признавал производительной роли капиталиста. С точки зрения представителей классического направления, предпринимательство носит только негативный, мафиозный характер и не имеет устойчивых корней в российской почве. Однако, учитывая сдвиги, произошедшие в социальном сознании за последние годы, они допускают возможность существования предпринимательства, но только в малых хозяйственных формах. При этом они подчеркивают, что такая деятельность обязательно должна иметь трудовой характер [93].
Второе, так называемое «западническое», направление исследует предпринимательство в русле западного опыта, пытаясь перенести основополагающие начала сложившейся практики в развитых странах на российскую почву. Представители западнического направления рассматривают предпринимательство как меньшее зло по сравнению с действовавшей ранее системой экономических отношений. По словам А.С. Панарина, предпринимательство есть «способ существования, альтернативный социальному паразитизму» [100, С.62-73.].
Представители третьего направления исходят из того, что предпринимательство в России является неоднозначным по характеру определяющих его компонентов, противоречивым, динамичным явлением. Его нельзя рассматривать вне зависимости от экономических отношений, которые существуют на исследуемый период в национальной экономике, вне связи с российской культурной традицией. Идеалы индивидуализма не занимали в России того приоритетного положения, которое характерно для западной системы ценностей. Российскому духу был всегда свойственен идеал соборности, которая предполагает объединение людей общей целью и общим делом.
Идеология российского предпринимательства выражала осознание глубокого противоречия между личным богатством и общественным благом, комплекса вины состоятельных людей перед массой неимущего населения России. В России никогда не было культа богатства западного типа. История свидетельствует, что в дореволюционной России многие крупные купцы занимались благотворительностью и свою хозяйственную деятельность рассматривали не столько как источник наживы, а как своего рода миссию, возложенную на них Богом или судьбой.
Нравственно-мировоззренческие качества бизнесмена в современных условиях приобретают первостепенное значение. Соблюдение таких требований этики бизнеса, как честность, умение держать слово, обязательность и т.п. способствуют повышению рентабельности предприятия, сохранению преданности клиентов. Быть честным и добросовестным в бизнесе оказывается выгодным и с социальной, и с финансовой точек зрения. В любом обществе моральными считаются те действия бизнесменов, которые ведут к улучшению жизни большинства населения страны. Поэтому основой философии современного российского предпринимательства должна стать установка на созидание и развитие в сфере общественного благосостояния.Главное предназначение этой деятельности состоит в производстве новых товаров и услуг, создание рабочих мест для граждан, добросовестная уплата налогов в бюджет страны.
В современной российской философии предпринимательство рассматривается как одна из главных сил процесса движения к новому экономическому способу производства. Его инновационная роль состоит не в характере использования техники и технологии, а в созидательном разрушении элементов административно-командной системы, в утверждении рыночных принципов хозяйствования и базисных ценностей, без которых невозможно становление и развитие рыночной экономики.
4. С точки зрения философии, при любой степени свободы жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Соответственно, предприниматель стремится найти компромисс между получением прибыли и удовлетворением потребностей общества. Практически это означает, что социально ответственный предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, приносящей пусть даже высокую прибыль (яркие примеры – торговля наркотиками и оружием – социально неприемлемые виды деятельности, но высокоприбыльные).
Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществ