Фирма в рыночной экономике

Функции фирмы

Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке выступает фирма. История коммерческих (т.е. действующих ради получения прибыли) предприятий уходит корнями в традиционное общество.

Те или иные их формы зафиксированы практически во всех великих цивилизациях древности. Наиболее распространены были купеческие и ремесленные предприятия. Некоторые из них достигали значительных размеров и имели сравнительно сложную организационную структуру.

От современных фирм коммерческие предприятия докапиталистической эпохи, как правило, отличало:

1) использование подневольного труда;

2) традиционный характер деятельности (десятилетиями не изменяющиеся технологии, одна и та же продукция, раз и навсегда принятая структура);

3) второстепенная роль в экономике по сравнению с господствовавшим в то время нетоварным, самообеспечивающимся (или натуральным) типом ведения хозяйства.

Сам термин “фирма” впервые стал использоваться в северных и центральных областях Италии в Х1У-ХУ вв. с началом развития там капитализма. Именно нажитому фирмами богатству обязаны своим возвышением крупнейшие итальянские города того времени – Венеция, Флоренция, Милан. В ХУ-ХУ11 столетиях капиталистические фирмы получают распространение в Голландии, Англии, Франции, ганзейских городах Германии, а впоследствии и во всем мире.

Первые капиталистические фирмы были небольшими предприятиями, организованными как единоличные владения или товарищества (партнерства или общества на паях). Владелец или (совладелец) вносил весь необходимый для деятельности фирмы капитал и лично управлял компанией. В случае банкротства фирмы он обязан был отвечать по ее долгам всем своим достоянием, а не только внесенными в дело средствами.

В Х1Х веке сначала в железнодорожном строительстве, а к последней трети этого столетия в большинстве отраслей экономики возникают крупные фирмы, действующие в общенациональных или даже международных масштабах.

Подходящая для крупных предприятий форма организации компании – акционерное общество или корпорация – была найдена еще в ХУ11 веке. В этой форме в 1600 г. была образована английская Ост-Индская, а в 1602 г. – голландская Ост-Индская компании. Массовое распространение акционерные общества получили в Х1Х веке. К настоящему же времени их следует считать господствующей формой организации компаний.

Применительно к ХХ веку, когда число акционеров крупных фирм особенно возросло, принято говорить о менеджериальной революции или революции управляющих. Ее суть состоит в том, что власть в современных крупных корпорациях в значительной степени перешла от собственников (акционеров) к наемным управляющим. Действительно, резкое расширение свободы наемных менеджеров в постановке задач и принятии решений – одно из важнейших событий в новейшей истории фирмы. Следует впрочем иметь в виду, что крупные акционеры, в отличие от мелких, свою власть во многом сохранили.

Другое важнейшее событие в истории фирмы в ХХ веке состоит в принципиальном усложнении ее организационной структуры. Крупная фирма в наше время обычно владеет многими заводами, выпускающими широкий спектр товаров и расположенными в ряде стран. Подобные транснациональные корпорации (в отечественной литературе их называют международными монополиями или международными концернами) построены как система акционерных обществ, во главе которой стоит так называемое материнское общество, владеющее акциями дочерних фирм и благодаря этому контролирующее их деятельность. Дочерние общества, в свою очередь, могут контролировать внучатые компании и т.д.

Более отчетливо сущность фирмы можно, однако, понять, рассмотрев функции, которые она выполняет в рыночной экономике:

1. Концентрация и использование ресурсов. Как известно, основными факторами производства являются земля, капитал и труд. Их соединение и использование в рыночной экономике осуществляет фирма. Ей необходимо получить в свое распоряжение ресурсы, добившись при этом, чтобы по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для производства конкурентной продукции. Практически это непростая и во многом противоречивая задача. Получать самые лучшие ресурсы по низким ценам можно лишь в мечтах. Реально фирма имеет возможность купить только доступные ресурсы, имея для этого ограниченные средства. Поэтому перед каждой фирмой встает проблема выбора ресурсов и задача с максимальной отдачей использовать приобретенные ресурсы.

2. Организация производства. Влияние рыночной среды на фирму сказывается “на входе” в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и “на выходе” из него через спрос на готовую продукцию. Но сама организация производства – выбор технологии, создание стимулов к труду, контроль качества и т.п. – является сугубо внутрифирменным делом. Поэтому оказывать решающее воздействие на рынок фирма не может. Так, нельзя навязать рынку неудачный товар. Точно так же приходится смиряться с завышенными ценами на ресурсы, если они сложились на рынке. Относительная автономия производства от прямого диктата рынка дает в руки фирмы механизм адаптации – здесь все зависит только от ее усилий и способностей соответствующим образом отреагировать ни изменения внешней среды.

3. Сбытовая деятельность. Готовая продукция должна быть доведена до потребителя. В рыночных условиях это требует от фирмы не только создания сбытовой сети той или иной конфигурации: от продажи всего произведенного оптовику-посреднику в простейшем случае до сложных и дорогостоящих схем вроде прямой продажи, предусматривающей показ товара торговым агентом каждому потенциальному покупателю. Необходимо также стимулировать реализацию продукции, для чего используется широкий спектр маркетинговых и рекламных приемов. Кроме этого, через сбытовую сеть фирма получает информацию о том, как ее продукцию принимает рынок.

4. Получение прибыли и несение риска. Прибыль является основным показателем деятельности фирмы, при этом особенно важно, что прибыль служит источником финансирования инвестиций, без которых развитие ни фирмы, ни всей экономики в целом невозможно.

Не менее важна и неприятная изнанка коммерческой деятельности: опасность вместо получения прибылей понести убытки. Риски – обязательный, неотъемлемый элемент рыночной экономики, где ничто не может быть запланировано с абсолютной точностью. Именно готовность нести риски является показателем рыночного поведения фирмы.

5. Накопление опыта. Подобно живым организмам фирмы являются самообучающимися системами. Способность к самообучению представляет собой самую важную характеристику каждой компании. Успехи и неудачи тщательно анализируются, чтобы наращивать преимущества и устранять недостатки.

Итак, фирма является многофункциональной организацией. Эффективное выполнение каждой из основных функций жизненно необходимо как для отдельных фирм, так и для нормальной работы всей рыночной экономики в целом.

Классификация фирм

Чтобы избежать возможных недоразумений, начнем рассмотрение с терминологии. В частности, необходимо провести различие между предприятием (заводом), фирмой и отраслью.

I. Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг.

2. Фирма, с другой стороны, — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие, можно выделить фирмы, которые владеют и управляют несколькими предприятиями. Фирмы, включающие много предприятий, могут быть объединениями "горизонтального", "вертикального типа”, или "конгломератами". Например, все без исключения крупные сталелитейные фирмы США - "Юнайтед Стэйтс Стил", "Бетлехем Стил”, "Рипаблик Стил" и другие - представляют собой вертикальное комбинирование предприятий, то есть каждая компания владеет предприятиями на различных стадиях производственного процесса. Каждый производитель стали владеет рудниками и угольными шахтами, известняковыми карьерами, коксовыми печами, домнами, прокатными станами, кузницами, литейными цехами и в некоторых случаях - цехами по изготовлению металлоконструкций. Фирмы, владеющие широкой сетью магазинов в сфере розничной торговли - например, "Эй-энд-Пи", "Крогер", "Сэйфуэй", "Джей.Си.Пенни", - образцы горизонтального комбинирования, при котором все предприятия находятся на одной стадии производства. Другие фирмы являются конгломератами; они охватывают предприятия, которые оперируют во многих различных отраслях и рынках. Например, "Интернэшнл телефоун энд телеграф" кроме выполнения функций, которые отражаются в названии этой фирмы, действует через посредство своих дочерних предприятий на широкомасштабной основе в таких разнообразных областях, как эксплуатация отелей, производство хлебобулочных изделий, а также учебных материалов, предоставляет страховые услуги.

3. Отрасль — это группа фирм, производящих одинаковую или, в крайнем случае, подобную продукцию. Несмотря на очевидно несложную структуру, отрасли обычно трудно идентифицировать на практике. Например, как нам определить автомобильную отрасль промышленности? Простейший ответ таков: "Все фирмы, производящие автомобили". Но общепризнанно, что большинство предприятий - это фирмы с многообразным ассортиментом выпускаемой продукции. Американские производители автомобилей выпускают также разнообразную продукцию: дизельные локомотивы, автобусы, рефрижераторы, управляемые ракеты, кондиционеры воздуха.

Мы будем рассматривать фирмы как субъекты предпринимательской деятельности.

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы: промышленные, торговые, специализирующиеся в области транспорта и связи, страховые, инжиниринговые, банковские и финансово-инвестиционные, проводящие операции с недвижимым имуществом и ценными бумагами, научно-исследовательские, инновационные, оказывающие самые разнообразные услуги и т.д.

Одна из самых многочисленных и самая крупная по объему суммарных продаж группа — промышленные фирмы. К их числу относят обычно те, у которых не менее 50% продаж составляет продукция собственных предприятий. Только в США, например, функционирует более 1 млн. таких фирм.

Особенно велико количество фирм, занятых торговлей (внутренней и внешней). Это могут быть фирмы оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические, экспортные, импортные и др.

В частности, в СШАих насчитывается более 3.5 млн. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо от других фирм — и юридически, и в хозяйственном отношении. Прибыль таких фирм образуется разницей между ценами покупаемых и продаваемых товаров, а также как вознаграждение за услуги по продвижению товаров на рынки. Занимаются торговые фирмы в основном коммерческой деятельностью, хотя наиболее крупные из них выполняют и операции по обработке, перевозке, страхованию закупаемых и реализуемых товаров.

Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Обычно они специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем выделяются судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные фирмы. Железнодорожные компании по своим размерам значительно уступают судоходным и авиационным, в большинстве стран малорентабельны или убыточны. Поэтому, как правило, их берет в свои руки государство, управляя ими через специальные находящиеся в его ведении организации и компании.

Важная роль в странах с рыночной экономикой принадлежит многочисленным фирмам, занятым банковскими, страховыми, финансово-инвестиционными операциями, связанными с ценными бумагами и недвижимостью, арендными отношениями (в частности лизинговым фирмам, специализирующимся на сдаче в аренду основных средств производства — машин, оборудования, заводов, транспортных средств и средств связи, складских помещений и т.п., а также хайринговым, чья сфера — аренда товаров длительного пользования). Подобного рода фирм в США насчитывается более 2 млн.

Во всех странах действует много (в США около 6 млн.) научно-исследовательских и инновационных («венчурных», или «рисковых») фирм, а также фирм сферы информационных, консультативных и других видов услуг. Среди них значительная доля инжиниринговых фирм, предоставляющих различные виды инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом различных объектов в эксплуатацию, разработкой новых технологий, усовершенствованием производственных процессов.

Другим классифицирующим признаком фирм является отраслевая сфера их деятельности (или, шире, степень охвата видов и форм хозяйственной деятельности). Прежде всего, здесь отграничиваются друг от друга фирмы моноотраслевые и диверсифицированные. Последние - многоотраслевые. Они, помимо производства (нередко технологически не взаимосвязанного) и реализации разнообразных товаров, занимаются и финансовыми операциями. Различаются два типа диверсифицированных фирм. Относящиеся к первому типу при всем многообразии сфер деятельности сохраняют достаточно выраженное профилирующее производство (основную специализацию). Например, фирма «Жилетт», помимо изготовления лезвий и безопасных бритв (ее основная специализация), ведет также производство туалетных принадлежностей, париков, ручек, кожгалантереи, писчебумажных товаров, солнцезащитных очков, зажигалок. Финансовая компания «Америкэн экспресс» осуществляет банковские и валютные операции, страхование, брокерские операции, но в то же время предоставляет услуги в области туризма и занимается издательской деятельностью. По своей организационной структуре такие фирмы, как правило, представляют собой концерны.

В последующих материалах учебного пособия будет показана роль диверсифицированных фирм в повышении эффективности работы рыночного механизма. Здесь отметим лишь, что диверсифицированные фирмы типа концерна обладают значительной экономической устойчивостью и конкурентоспособностью. Они особо пригодны для быстрого перемещения капитала из менее перспективных отраслей в более прогрессивные. Например, крупные табачные концерны в последнее время активно приобретали гостиницы, химические предприятия и т.п. На базе диверсифицированных концернов достигается выравнивание определенных отраслевых сезонных колебаний и рисков, например, предприятие, специализирующееся на производстве лыж, приобретает предприятие, выпускающее товары для летних видов спорта.

Второй тип диверсифицированных фирм так называемые конгломеративные фирмы (конгломераты). В отличие от фирм первого типа у них обычно отсутствует доминирующее отраслевое ядро, т.е. профилирующее производство. Под «одной крышей» сосредоточиваются виды хозяйственной деятельности, не имеющие между собой никаких производственных или иных функциональных связей. Основная цель подобных объединений - не повышение эффективности производства, а чисто спекулятивная: получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций. Очевидно, например, что при таком распылении своей деятельности конгломератам с течением времени все труднее приспосабливаться к требованиям НТР, и они начинают проигрывать в конкурентной борьбе специализированным фирмам. Поэтому большая часть конгломератов быстро распадается. Некоторые из них радикально пересматривают свою рыночную стратегию, ликвидируют многие филиалы и отделения, концентрируют усилия на производстве товаров, которые исторически формировали производственный профиль компании; иначе говоря, превращаются в диверсифицированные фирмы первого типа.

С точки зрения территориально-национальных масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные и транснациональные. Транснациональные корпорации (ТНК) представляют собой крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности. Позже мы рассмотрим особенности современной рыночной стратегии фирм данного типа.

Во всех странах с рыночной экономикой существует большое разнообразие предпринимательских фирм, которые различаются между собой по качественным и количественным параметрам. Основным качественным параметром является при таком разграничении тип собственности, на котором базируется фирма. Обычно выделяются:

- частные фирмы;

- коллективные предприятия с неограниченной ответственностью;

- товарищества с ограниченной ответственностью;

- государственные и муниципальные предприятия (на Западе к их числу обычно относят также предприятия со смешанным капиталом, которые базируются на государственно-коллективной или государственно-частной собственности);

- объединения предприятий;

- филиалы и представительства фирм.

Основным количественным параметром разграничения предпринимательских фирм выступаютчисленность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности работников выделяются (в США):

- наимельчайшие предприятия (численность не более 10 человек);

- мельчайшие предприятия (не более 20 человек);

- мелкие предприятия (не более 99 человек);

- средние предприятия (не более 500 человек);

- крупные предприятия (свыше 500 человек).

В других странах применяются сходные параметры определения типа предпринимательской фирмы.

По критерию годового оборота капитала выделяются (например, в Германии) предприятия:

мелкие (годовой оборот не более 25 тыс. марок);

средние и крупные (с оборотом свыше 25 тыс. марок.).

Как правило, количественные параметры разграничения типов предпринимательских фирм обусловлены качественными параметрами, прежде всего, типом собственности. Так, например, мелкие и мельчайшие предприятия - это обычно частные фирмы или коллективные предприятия с неограниченной ответственностью (партнерства, кооперативы). Средние и крупные фирмы ─ это чаще всего акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Так, например, в США порядка 80% мелких фирм находятся либо в единоличной собственности, либо в собственности партнеров. Вместе с тем к категории мелких предприятий относятся около 4 млн. акционерных обществ (корпораций).

Классифицируя фирмы с точки зрения форм собственности, надо иметь в виду, что взападных странах принято все, не относящееся к государственной собственности именовать частной сферой. Но последняя далеко не однородна. В ее рамках различаются индивидуальные и групповые формы собственности, соответственно и три основных типа фирм: а) фирмы единоличного владения, б) партнерства – предприятия, которыми на паях владеют два лица или более; в) корпорации, или акционерные общества.

Вне зависимости от вида, масштабов или сфер хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством соответствующих стран. Указанные формы определяют порядок учреждения фирмы, ответственность и правомочия ее членов, порядок отчетности и налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления и порядок преобразования или ликвидации фирмы.

Единоличное владение

Единоличное предприятие является собственностью одного лица или семейства, которое несет ответственность по его обязательствам всем капиталом предприятия и всем личным имуществом (если оно не обособлено от капитала предприятия). Такое предприятие может быть зарегистрировано в торговом реестре как самостоятельное предприятие или как филиал другого предприятия того же предпринимателя. Понятно, что дела предприятия ведет его собственник или специально уполномоченные на это менеджеры. Ныне подобную форму единоличных предприятий имеют, как правило, мелкие и средние фирмы (реже - компании-гиганты семейного типа). Практика показывает, что ряд крупных семейных компаний были преобразованы в акционерные общества (западногерманская компания Круппа, банк Ротшильда и итальянская «Оливетти», американская автомобильная компания «Форд мотор», впервые реализовавшая свои акции в 1968 г).

Единоличное владение ─ в буквальном смысле самостоятельное ведение дел в своих интересах. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия. Единоличное владение находит свое выражение в виде частных фирм. Компания с одним владельцем ─ это фирма, принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ее обязательствам. Такие компании распространены очень широко. Они невелики и наиболее характерны для строительной индустрии и розничной торговли. Например, промышленные компании с одним владельцем в США составляют более 70% всех фирм, дающих федеральному правительству налоговую прибыль. Но эта прибыль скромна, только 7% от общих поступлений. Отметим, что огромное число сельскохозяйственных ферм организованы аналогичным образом.

Среди более чем 18 млн. фирм, зарегистрированных в США в 1989 г., примерно 70% составляли предприятия единоличного владения, 10% — партнерства и 20% ─ корпорации. Таким образом, количественно преобладают фирмы единоличных собственников. Однако большинство из них (81% от общего числа) — мелкие и мельчайшие. К малому бизнесу относится также и большая часть партнерств (62%). Средние и крупные предприятия, как правило, функционируют на основе акционерной формы собственности.

Индивидуальными предпринимателями во всех правовых системах признаются физические лица, осуществляющие хозяйственные операции в тех или иных сферах деятельности (производственной, торговой, банковской и т.д.) и заключающие коммерческие сделки от своего имени. Для организации фирмы индивидуального владения не требуется оформление каких-либо учредительных документов. Нужно только получить разрешение (патент) на ведение деятельности, допускаемой законом, и занести фирму в торговый реестр.

В соответствии, с законодательством фирма обязана вести торговые книги, отражающие результаты хозяйствования. Однако содержание этих книг является коммерческой тайной фирмы. В своей деятельности она обязана выступать под определенным фирменным наименованием, содержащим имя и фамилию владельца (правовая форма в наименовании таких фирм не указывается). Индивидуальный предприниматель несет полную ответственность всем своим имуществом по делам фирмы, в которую могут входить и одно, и несколько предприятий (производственных, торговых и т.п.).

Преимущества. Этот чрезвычайно простой тип организации производственной деятельности имеет определенные преимущества:

1. Единоличное владение легко учредить, так как практическинетбюрократической волокиты и расходов на юридические услуги.

2. Владелец сам себе начальник и располагает значительной свободой действий. Поскольку получаемый владельцем доход зависит от успешной деятельности предприятия, здесь присутствует сильный непосредственный стимул вести дела эффективно.

Недостатки. Однако недостатки организационной формы весьма значительны:

1. За редким исключением, финансовые ресурсы единоличного предприятия недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие. В частности, финансовые средства обычно ограничены той суммой, которую предприниматель имеет на своих банковских счетах, и суммой, которую он может занять. Так как среди единоличных владений процент банкротств относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты.

2. Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнятьвсе основные функции по управлению. Он должен принимать все основные решения, например, относительно покупки, продажи, привлечения и содержания персонала; не упускать из внимания технические аспекты, которые могут возникнуть в производстве, в рекламе и в распределении продукции. Короче, потенциальные выгоды от специализации в управлении производством предпринимательству небольшого масштаба обычно недоступны.

3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискует не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если активы бесприбыльного предприятия недостаточны для удовлетворения притязаний кредиторов, то последние могут подать иск против личной собственности владельца предприятия.

Количество фирм единоличного владения во всех странах чрезвычайно велико. Только в США их насчитывается свыше 11 млн. Однако, основные объекты их деятельности - магазины, ремонтные мастерские, предприятия бытового обслуживания и т.п. В подавляющей своей массе индивидуальное предпринимательство - удел мелкого бизнеса, финансовые возможности которого, естественно, ограничены. Поэтому раньше или позже перед собственником встает проблема: как изыскать средства для расширения производства?

Партнерства

В попытке преодолеть некоторые из основных недостатков единоличного владения родилась такая форма бизнеса, как партнерство. Само название объясняет суть этой формы. Партнерство - это форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лица договариваются о владении предприятием и его управлении. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела. Подобным образом они распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю. По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях — один или несколько участников могут быть "молчаливыми", то есть играют пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею.

Партнерство реализуется в виде коллективной фирмы или товарищества.

Под коллективной фирмой (предприятием) с неограниченной ответственностью понимается организационно-правовая форма предпринимательской деятельности, при которой все члены коллектива несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам предприятиявсем своим имуществом. В странах с рыночной экономикой такой тип предпринимательской фирмы представлен партнерствами, кооперативами, а также коллективными народными предприятиями. Так, в американской экономике насчитывается порядка 2млн. партнерств (около 10% предприятий в сфере мелкого предпринимательства). Кооперативный сектор охватывает в США лишь 5-6% производителей продукции, включая отрасли сельского хозяйства. Коллективные (народные) предприятия, возникшие в результате выкупа предприятий трудовыми коллективами этих предприятий, составляют 3-4% в американской экономике.

Тем не менее, наибольшее распространение в современных условиях получили объединения предпринимателей. Причем единой классификации объединений предпринимателей пока не существует. Наиболее традиционным стало их подразделение в зависимости от характера объединения (лиц или капиталов) и от степени ответственности участников объединения по обязательствам фирмы (всем своим имуществом или только вкладом участников). Как известно, объединения лиц основаны на личном участии их членов в ведении дел фирмы, а объединения капиталов имеют целью их концентрацию и снижение риска, возникающего в ходе осуществления хозяйственной деятельности.

Принятая в большинстве западноевропейских стран классификация объединений предпринимателей выделяет следующие их виды: полное товарищество; коммандитное товарищество; общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество. При этом следует учитывать, что товарищества представляют собой объединения лиц, а общества ─ объединения капиталов.

В целом партнерства ─ в любой правовой форме ─ имеют смысл тогда, когда для организации бизнеса не требуется значительный первоначальный капитал. Это открывает благоприятные перспективы для торгово-посреднических и иных коммерческих структур, у которых оборот в дальнейшем никак не связан с первоначальным вложением. Иное дело ─ сфера производства, обычно требующая серьезных затрат на оборудование и рабочую силу. Поэтому партнерства здесь мало применимы.

Преимущества. Каковы преимущества партнерства?

1. Подобно единоличному владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случае заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны.

2. Благодаря большему числу участников соглашения становится возможной более высокая специализация в управлении.

3. Также благодаря тому, что объединяются несколько участников, финансовые ресурсы компании будутменее ограничены, чем ресурсы единоличного владения. Партнеры могут объединить свой денежный капитал, их предприятие представляется банкирам менее рискованным.

Недостатки. Партнерство часто оказываетсяменее способно преодолеть несовершенства единоличного владения, чем это кажется поначалу. Действительно, возникают некоторые новые проблемы, нехарактерные для единоличного владения.

I. Когданескольк о человек участвуютв управлении, подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление партнерством может быть неповоротливым и затруднительным.

2. Финансы компании все еще ограниченны, хотя, значительно превосходят возможности единоличного владения. Финансовых ресурсов трех или четырех партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что все же будут сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия.

3. Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.

4. Наконец, неограниченная ответственность угрожает партнерству точно так же, как и единоличным владениям. Фактически каждый партнер несет ответственность за все неудачи предприятия ─ не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера. Преуспевающему партнеру приходится полагаться также и на благоразумие и расчетливость менее предприимчивого участника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: