Поддержание вертикальной позы

Вертикальная поза для парализованного ребенка является не только исходным положением для локомоции и других движений, но очень важна как средство профилактики вторичных осложнений и доступная форма двигательной активности.

Подготовка пациента к поддержанию вертикальной позы проводится в нескольких направлениях, осуществляемых параллельно и последовательно. Она включает: 1) снижение ортостатических реакций; 2) развитие силы мышц; 3) освоение поз, подводящих к вертикальной; 4) освоение вертикальной позы в облегченных условиях, обычных и усложненных условиях.

Снижение ортостатических реакций

Для уменьшения ортостатических реакций проводят подготовку пациента к вертикализации. Сначала приподнимают головной конец кровати, обеспечивая положение полусидя, затем пациент 3—4 раза в день сидит, спустив ноги с кровати, начиная с 5—10 до 30 мин; при отсутствии головокружений его переводят в вертикальное положение на 3—5 мин, постепенно продолжительность увеличивают до 30—40 мин.

При необходимости проводят специальные ортостатические тренировки с помощью поворотного стола или специальной поворотной кровати, к которой пациента пристегивают ремнями. Угол наклона кровати постепенно увеличивают до 85° (Кукушкина Т.Н. с со-авт.,1981), это положение сохраняется 5—10 мин и повторяется несколько раз в течение занятия, общая продолжительность занятия составляет 30—60 мин. В полувертикальном положении выполняют сначала пассивные, а затем — активные движения. При комфортном пребывании пациента в вертикальном положении около часа ортостатическую подготовку считают завершенной. Однако, описан позитивный эффект и менее продолжительных занятий — по 10—15 мин в день в течении 8—10 дней при использовании углов наклона 30, 45 и 75° (Беляев В.И., 2001).

Развитие силы мышц

Тренировка начинается на ранних этапах реабилитации (I—II), с давления парализованной конечности на руку методиста. По мере развития силы упражнение проводят в уступающем и преодолевающем режиме. Для увеличения тонуса и силы мышц разгибателей используют электростимуляцию ягодичных и двуглавых мышц бедра, при необходимости также стимулируют трехглавые мышцы голени.

Поддержание вертикальной позы в норме не требует значительного напряжения мышц, «запас» силы нужен для удержания позы при потере равновесия или действии сбивающих факторов. У детей с нижней спастической параплегией поддержание вертикальной позы может осуществляться за счет напряжения или высокого тонуса мышц-разгибателей. При внешней фиксации суставов поддержание вертикальной позы может быть полностью пассивным, что подтверждается отсутствием ЭМГ-активности в основных мышечных группах. Напротив, если пациент не просто стоит, а осуществляет перемещение веса тела с одной ноги на другую, либо смещение в передне-заднем направлении, на регистрациях видны высокоамплитудные миографические вспышки, поэтому в качестве тренирующего средства рекомендуют использовать поддержание вертикальной позы с периодическим смещением веса тела по отношению к опоре в различных направлениях.

На III—IV этапах для развития силы разгибателей используют приседания, на IV—V — степпер с постепенным увеличением нагрузки. Для развития силы используют значительную нагрузку с малым количеством повторений, силовую выносливость развивают умеренными нагрузками с большим числом повторений.

Приседания выполняются с ограниченной амплитудой: из положения стоя у гимнастической стенки, держась руками за перекладину, в положении сидя на стуле. Из положения сидя ребенок, подтягиваясь, переходит в положение стоя, преимущественно за счет рук. Страхующий располагается сбоку и придерживает колено одной рукой (спереди), бедро — второй (сзади), контролируя «замыкание» коленных суставов. При систематических тренировках дети научаются «включать» мышцы ног зо время приседаний. Рекомендуется очень медленный темп выполнения движений: сначала на 12, а затем на 24 счета. После ежедневных занятий на протяжении полугода дети 6—14 лет приседают по 20—30 раз сериями, что в сумме составляет 150—300 раз в день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: