В раннем возрасте при врожденных или ампутационных дефектах нижних конечностей рекомендуется использование упражнений, стимулирующих переход детей в положении сидя, стоя на коленях. Применяются упражнения для предупреждения или коррекции контрактур в тазобедренных суставах при культях бедер (особенно коротких) или в коленных суставах при культях голени.
Занятия с детьми раннего возраста должны проводиться на специальном столе. Занятия проводятся три-четыре раза в день. Используются пассивные, рефлекторные, пассивно-активные и активные движения.
Пассивные упражнения выполняются методистом. При выполнении пассивного движения вначале определяется некоторое сопротивление ребенка, вызываемое появлением рефлекса на растягивание мышц, а в первом полугодии жизни и остаточными проявлениями физиологического гипертонуса. После первых двух-трех движений сопротивление снижается. При последующих трех-четырех пассивных движениях ребенок нередко начинает активно помогать их выполнению.
|
|
Для мобилизации подвижности в сохраненных суставах и развития силы мышц сохранившихся сегментов недоразвитых конечностей применяются следующие упражнения:
—поочередное и одновременное сгибание ног из положения лежа на спине (сгибание в тазобедренных суставах при культях бедер и в тазобедренных и коленных — при культях голеней);
—поочередное и одновременное поднимание прямых ног (при культях голени) из положения лежа на спине;
—«скользящие шаги» в положении лежа на спине, выполняемые как шагательный рефлекс;
—круговые движения ног (культей бедер) в положении лежа на спине;
—поочередное отталкивание кожаного набивного мяча правой и левой ногой (культей) в положении лежа на спине или сидя;
—из положения лежа на спине разгибание туловища с опорой на ноги (культи) и голову (ребенок поддерживается под таз), стопы или концы культей прижимаются к кровати;
—поднимание культи вперед до зрительного ориентира (рука, палка, флажок), выполняемое вначале пассивно, затем пассивно-активно, и, наконец, активно;
—сидя на стульчике, разгибая коленный сустав, прикосновение концом культи голени к руке методиста;
—поднимание культи вперед с сопротивлением, оказываемым рукой или поднимание культей мешочка с песком весом 0,5—1 кг;
—лежа на животе сгибание и разгибание в коленных суставах (при культях голени).
Если движения в суставах пораженной конечности резко ограничены, они выполняются вначале как пассивные, затем как движения, совершаемые с помощью, затем производятся активно (в игровой форме) и, наконец, осуществляются ребенком при небольшом сопротивлении методиста.
|
|
На начальном этапе он надевается на короткое время, когда ребенок играет. После привыкания протез надевается на время занятий лечебной гимнастикой. В протезе должны производиться упражнения в ползаньи, в переходе в положение сидя, при вставании и осуществляться ходьба. В возрасте, приближающемся к 1—1,5 годам, протез надевается не только для проведения занятий лечебной гимнастикой, но и по мере возможности на время самостоятельных игр и бодрствования ребенка. Стимулируется ходьба ребенка в протезе с помощью взрослых, при опоре на окружающие предметы и в форме свободного передвижения.
Во второй половине второго года на занятиях должны создаваться игровые ситуации, при которых ребенок должен преодолевать различные препятствия — перелезать или перешагивать через различные игрушки или другие предметы, подниматься на горку или сходить с нее и т.д.
Первое вставание и первые шаги на протезах осуществляются с помощью взрослых. В последующем используется имитационно-игровая методика обучения ходьбе.
По мере овладения ходьбой на протезе занятия дополняются соответствующими возрасту и доступными ребенку основными движениями в лазании, подлезании и перелезании и др. Прыжки применяются только в форме подскоков на здоровой ноге.
При врожденных и ампутационных дефектах верхних конечностей физические упражнения используются с целью увеличения объема движений в сохранившихся суставах пораженной конечности, укрепления мышц плечевого пояса, максимального вовлечения культи в различные движения; формирования компенсаторных захватов и перемещения различных предметов и игрушек с помощью культей; совершенствования ползания, изменения положения тела в пространстве. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком два-три раза в день. Продолжительность занятия до 15 мин, выполняются 10—12 упражнений. Вначале используются пассивные упражнения, затем активно-пассивные. Большинство упражнений носит имитационный или игровой характер.
После каждых двух-трех упражнений целесообразно использовать массажные движения (легкое поглаживание, разминание) с таким расчетом, чтобы к концу занятий были массажированы руки и плечевой пояс, спина, ноги и живот ребенка.
Наибольшие трудности представляет подбор и методика упражнений для детей с двусторонними вычленениями или высокими ампутациями плеч. Основное внимание при занятиях с такими детьми уделяется формированию самостоятельного перехода в положение сидя, стоя на коленях, на выпрямленных ногах и компенсаторных захватов и действий с различными предметами. Используются упражнения, мобилизирующие подвижность и способствующие развитию силы мышц плечевого пояса и культей. Помимо этого применяются упражнения для мышц туловища.
Кроме занятий гимнастикой, обязательно организуются игры с мягкими игрушками, мячами различных размеров, кубиками. Игры проводятся два-три раза в день. Они не только способствуют совершенствованию двигательных навыков, но и обеспечивают формирование у ребенка представлений о форме, жесткости, весе, цвете и других свойствах различных предметов.
Период подготовки к протезированию ограничивается ознакомлением ребенка с протезом.
В период обучения пользованию протезом основная задача состоит в приучении ребенка к протезу как неотъемлемой составной части тела.