- Понятие и элементы права на свободу совести и вероисповедания.
- Международные стандарты в области свободы совести и вероисповедания.
- Особенности закрепления и гарантирования данной свободы в законодательстве Российской Федерации.
- Европейский суд по правам человека о свободе совести и вероисповедания.
Тема 9. Право на доступ к правосудию и квалифицированную юридическую помощь
- Развитие идей о доступности правосудия.
-Понятие и элементы права на доступ к правосудию. Соотношение права на доступ к правосудию и судебную защиту.
-Европейский суд по правам человека о праве на доступ к правосудию (ст. 6 Европейской конвенции). Практика Конституционного суда РФ.
-Факторы, мешающие осуществлению правосудия и достижению справедливого, состязательного и открытого процесса.
-Обеспечение прав человека и гражданских свобод в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном и административном судопроизводстве.
-Конституционное право на юридическую помощь. Квалифицированная юридическая помощь: понятие, содержание.
|
|
-Международные стандарты о праве на юридическую помощь.
-Оказание бесплатной юридической помощи населению.
- Функция оказания юридической помощи в деятельности прокуратуры, Уполномоченного по правам человека и т.д. Оказание юридической помощи населению нотариатом. Обеспечение квалифицированной юридической помощи как главная публично-правовая функция адвокатуры.
-Европейский суд по правам человека о праве на квалифицированную юридическую помощь. Практика Конституционного суда РФ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Фомами организации учебного процесса по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» являются:
o лекции;
o практические занятия, семинары;
o самостоятельная работа студентов.
В зависимости от форм строятся и рекомендации:
Лекции.
Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы знаний по дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
1. В начале курса внимание уделяется методологическим вопросам: предмету и задачам дисциплины, ее взаимосвязи с другими дисциплинами, истории развития.
2. В дальнейшем – последовательная и систематическая подача теоретического материала.
3. Акцент – на важнейшие категории и термины, которые особо выделяются виде определений, а также на изучение нормативно-правовой базы.
4. Практическая значимость теории: подавляющее большинство студентов – будущие практики.
|
|
Главная задача лекционного курса - сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение основополагающего учебного материала, а также методов применения полученных знаний.
Основные функции лекций: 1) познавательно-обучающая; 2) развивающая; 3)ориентирующе-направляющая; 4)активизирующая; 5)воспитательная; 6)организующая; 7)источниковедческая.
Суть познавательно-обучающей функции состоит в передаче обучающимися правовых знаний, необходимых для формирования у них компетенций, определенных ФГОС.
Развивающая функция выражается в формировании у обучающихся творческого, научно-доказательного мышления, в повышении уровня их интеллекта, способностей, деловых качеств.
Ориентирующе-направляющая функция заключается в определении рамок и форм глубокого изучения той или иной темы, а также в нацеливании обучающихся на усвоение ими требований и содержания квалификационной характеристики выпускника.
Активизирующая функция предполагает такое содержание и освещение материала, которые вызывают у слушателей интерес к теме, притягивают, оказывают на них внушающее влияние, побуждающее у них активность на учебных занятиях.
Воспитательная функция означает направленность и способность лекций на привитие качеств и цивилизованности гражданской позиции.
Организующая функция лекционного курса больше всего характерна установочным и вводным лекциям.
Источниковедческая функция заключается в обзорном ознакомлении обучающихся с имеющейся по вопросам лекции учебной, методической, монографической литературой, научными статьями, политико-правовыми актами, управленческими документами и т.д.
Основные требования к содержанию лекционного курса:
1. Соответствие ФГОС, ООП и рабочей программе учебной дисциплины.
2. Построение лекционного курса на научной основе, общечеловеческих правовых идеалах, ценностях, принципах и новейших достижениях государственного и муниципального управления.
3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых в области истории государства и права зарубежных стран.
4. Отражение прогрессивных международных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, исторически обусловленных процессами становления универсальных институтов государства и права.
5. Насыщение лекций факторами, обеспечивающими их воспитательную направленность.
6. Реализация внутри и междисциплинарных логических связей, обеспечение преемственности освещаемых положений, координации сообщаемого на лекциях материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной учебной работы.