Финансовый мониторинг в ПМР

Постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 6 октября 2006 года № 385 была выражена приверженность Приднестровской Молдавской Республики к основополагающим принципам Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятой в Страсбурге 8 ноября 1990 года, вышеуказанным законопроектом предполагалось распространить действие базового закона на правоотношения, связанные с предупреждением, выявлением и пресечением деяний, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных в результате совершения уголовного правонарушения.

Кроме того, учитывая, что Постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 27 апреля 2006 года № 138 была подтверждена приверженность Приднестровской Молдавской Республики основополагающим принципам в области противодействия терроризму, разработанным и закрепленным мировым сообществом, в частности, в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, принятой в Нью-Йорке 9 декабря 1999 года, законопроектом предложено также закрепление норм, предусматривающих использование соответствующих правовых механизмов для противодействия терроризму.

В 2011 году Приднестровский республиканский банк продолжил работу по становлению национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём.

В течение года были осуществлены мероприятия, направленные на гармонизацию законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации и его приведение в соответствие с действующими международными стандартами в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём. Результатом данной работы, в частности, является разработка Приднестровским республиканским банком соответствующей законодательной инициативы.

Также законопроектом предполагалось распространить государственный контроль на операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон такой операции является физическое или юридическое лицо, в отношении которого имеются сведения об его участии в террористической деятельности.

В качестве одного их инструментов противодействия финансированию терроризма законопроектом предполагалось установить обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также право Приднестровского республиканского банка принимать решение о приостановлении вышеуказанных операций с денежными средствами или иным имуществом.

В рамках развития подзаконной нормативной правовой базы и приведения её в соответствие с принимаемыми законодательными актами Приднестровским республиканским банком были внесены соответствующие изменения и дополнения в Инструкцию «О порядке представления в Приднестровский республиканский банк информации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём» в части совершенствования механизма представления информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю, в Приднестровский республиканский банк.

Приднестровским республиканским банком была разработана Инструкция «О порядке осуществления контроля за исполнением физическими и юридическими лицами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём».

В целях установления административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, Приднестровским республиканским банком совместно с Прокуратурой Приднестровской Молдавской Республики был разработан законопроект, вносящий изменение и дополнение в Кодекс Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях. Учитывая, что правовой статус Приднестровского республиканского банка не позволяет ему самостоятельно принимать решения о возбуждении дел об административных правонарушениях, данные полномочия были предоставлены органам Прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики.

После принятия Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики вышеуказанного законопроекта Приднестровским республиканским банком было налажено взаимодействие с Прокуратурой Приднестровской Молдавской Республики в части направления информации о выявленных фактах нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём.

Учитывая, что базовый закон предусматривает применение к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, мер государственного принуждения в виде приостановления действия лицензии, Приднестровским республиканским банком были проведены рабочие совещания с представителями Министерства юстиции, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства информации и телекоммуникаций в целях выработки единого механизма применения указанного вида ответственности и его закрепления на законодательном уровне.

Принимая во внимание, что эффективное выполнение задач по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, в значительной степени зависит от уровня информационно-технологического обеспечения процессов обработки сведений, предоставляемых организациями, Приднестровским республиканским банком была завершена работа по разработке Единой информационной системы в данной сфере.

В рамках межведомственного взаимодействия, при разработке Единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, Приднестровским республиканским банком были проведены рабочие встречи и налажено взаимодействие с Министерством внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики.

В соответствии с действующими нормами Закона была проведена работа по постановке на учёт в Приднестровском республиканском банке организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

В рамках повышения уровня квалификации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, служащие отдела финансового мониторинга Приднестровского республиканского банка прошли соответствующее обучение в Ассоциации российских банков (г. Москва), в Институте развития фондов рынков (г. Москва).

С 1 января 2012 года в полном объёме вступил в силу Закон Приднестровской Молдавской Республики от 6 апреля 2009 года № 704-3-IV (САЗ 09-15) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём» (далее ПОД).

В рамках реализации данного закона центральный банк как уполномоченный орган осуществлял следующие функции:

- нормативно-правовое обеспечение и координацию деятельности участников системы ПОД;

- сбор, обработку и анализ информации об операциях и сделках с денежными средствами или иным имуществом;

- взаимодействие с правоохранительными органами и Прокуратурой Приднестровской Молдавской Республики;

- контроль за исполнением требований законодательства Приднестровской Молдавской Республики о ПОД.

В течение 2012 года Приднестровский республиканский банк приводил законодательные и подзаконные акты в соответствие с действующими международными стандартами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (далее ПОД и ФТ), а также вносил в них корректировки в целях оптимизации системы ПОД и ФТ. В частности, был принят Закон ПМР от 9 августа 2012 года № 168-ЗИД-V «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём». В рамках проводимой работы были подготовлены и направлены в адрес участников системы финансового мониторинга информационные письма, разъясняющие отдельные положения нормативных актов.

Также Приднестровский республиканский банк участвовал в разработке Постановления Правительства ПМР от 29 ноября 2012 года № 128 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к террористической или экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

В 2012 году начала формироваться единая информационная система в сфере ПОД.

Во многих странах ужесточение правил в области борьбы с отмыванием денег встретило ожесточенное сопротивление со стороны теневого сектора экономики и его агентов влияния. Например, борьба «теневиков» с государством достигла своего апогея в 2006—2007 гг., когда от их рук погиб Андрей Козлов, первый заместитель председателя Банка России, а группа российских парламентариев вслед за этим открыто призвала к фактическому свертыванию работы по противодействию отмыванию денег и лишению Банка России функций банковского надзора.

Несмотря на драматизм событий, связанных с созданием и развитием системы противодействия отмыванию денег, она успела существенным образом повлиять на профессиональную культуру в российских банках. В 2008 году фирма «Делойт» провела опрос более 100 российских банков, изучая их отношение к работе по противодействию отмыванию денег. 67% опрошенных признали эту работу важнейшим фактором, влияющим на подверженность их банков правовому риску и риску потери деловой репутации. Эти банки подтвердили, что соблюдение принципа «знай своего клиента» и разборчивость в выборе деловых партнеров стали частью их профессиональной культуры во многом благодаря влиянию Федерального закона. Они заявили, что отныне будут придерживаться этих профессиональных принципов самостоятельно, независимо от требований закона. Лишь 13% опрошенных исходили из того, что работа в области противодействия отмыванию денег не нужна их банкам, а проводится исключительно из-за необходимости соответствовать законодательным требованиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: