А) Сознание как свойство высокоорганизованной материи
Сознание – функция мозга.
1) степень сложности мозга определяет уровень развития сознания
2) изменение мозга приводит к изменению сознания (биохимические, физические изменения)
Сознание выступает в форме идеальных образов (образ не сводим к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и которые рождают этот образ; образ не сводим к тому материальному объекту, который находится вне человека; образ не воспринимается органами чувств).
Б) Сознание как высшая форма отражения
1) сознание это обобщённое отражение действительности (в отличие от животных)
2) сознание связано с познанием
3) сознание – опосредованное отражение действительности (животное знает то, с чем животное непосредственно сталкивается, а человек понимает слово)
4) сознание – способность к абстрактному мышлению
5) сознание – активное отражение действительности (мыслительные процессы, все дела)
6) сознание – опережающее отражение действительности
|
|
7) сознание связано с самосознанием
Самосознание:
А) Самооценка
Б) Самоконтроль
В) Оценка своей внешности
В) Сознание как продукт общественного развития.
Сознание может формироваться только в человеческом обществе. В епроцессе изготовления и использовании яорудия труда у человека формируется идеальный план действий, об общих свойствах, и у человека появляется речь.
III, Соотношение сознания и языка.
1. Слово – материальная оболочка мысли (сознание обнаруживает себя через язык)
2. Язык и сознание – обобщённое отражение действительности.
3. Язык изменяется по мере изменения сознания. Но если бы они совпадали на 100%, то самые болтливые люди были бы самыми умными.
Сознание отражает действительность, язык – обозначает.
Мышление, сознание – общечеловечно (теоретически), а язык национален.
Теория познания.
I. Проблема познания в философии.
II. Чувственное и логическое познание. Критика сенсуализма и рационализма.
III. Эмпирические и теоретический уровни знания.
IV. Учение об истине
V. Роль практики в процессе познания
I. В зависимости от того, как учёные решили вторую сторону основного вопроса философии учёные разделились на 2 лагеря: те, которые признавали познаваемость мира, и те, которые познаваемость мира не признавали (агностики).
В истории философии агностицизм выступал в некоторых формах:
1. Античный скептицизм (Перрон, Секст Эмпирик)
2. Агностицизм Юма
3. Агностицизм Канта (слишком много вопросов, на которые человек не знает ответа: Бесконечен ли мир?).
II.
Логическое (рациональное познание) | Умозаключение – форма мышления посредством, которой осуществляется логическое действие, направленное на получение из одного или нескольких суждений – нового суждения, содержащее нового знания | |
Суждение - - форма мышления, посредством которой выражаются связи и отношения между предметами действительности. | ||
Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие свойства определённого класса предметов, | ||
Чувственное познание | Представление – чувственно-наглядный образ предмета, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предмета на органы чувств | |
Ощущение - отражение в мозгу отдельных качеств, сторон, свойств материальных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств | Восприятие – чувственно-конкретный, целостный образ предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств | |
Практика |
Сенсуализм – учение, в основе которого лежит абсолютизация чувственного познания.
|
|
Рационализм – абсолютизация логического познания.
Одним из отцов основателей сенсуализма был Джон Локк. Основные идеи: Локк делает заявление: «В разуме нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувствах».
Есть внешний материальный мир, вызывающий во мне ощущения, с помощью разумы мы сопоставляем эти знания и мы получаем понятия.
Первичные качества: длина, фигура, объём
Вторичные качества: цвет, вкус, запах.