double arrow
II. Сущность сознания.

А) Сознание как свойство высокоорганизованной материи

Сознание – функция мозга.

1) степень сложности мозга определяет уровень развития сознания

2) изменение мозга приводит к изменению сознания (биохимические, физические изменения)

Сознание выступает в форме идеальных образов (образ не сводим к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и которые рождают этот образ; образ не сводим к тому материальному объекту, который находится вне человека; образ не воспринимается органами чувств).

Б) Сознание как высшая форма отражения

1) сознание это обобщённое отражение действительности (в отличие от животных)

2) сознание связано с познанием

3) сознание – опосредованное отражение действительности (животное знает то, с чем животное непосредственно сталкивается, а человек понимает слово)

4) сознание – способность к абстрактному мышлению

5) сознание – активное отражение действительности (мыслительные процессы, все дела)

6) сознание – опережающее отражение действительности

7) сознание связано с самосознанием

Самосознание:

А) Самооценка

Б) Самоконтроль

В) Оценка своей внешности

В) Сознание как продукт общественного развития.

Сознание может формироваться только в человеческом обществе. В епроцессе изготовления и использовании яорудия труда у человека формируется идеальный план действий, об общих свойствах, и у человека появляется речь.

III, Соотношение сознания и языка.

1. Слово – материальная оболочка мысли (сознание обнаруживает себя через язык)




2. Язык и сознание – обобщённое отражение действительности .

3. Язык изменяется по мере изменения сознания. Но если бы они совпадали на 100%, то самые болтливые люди были бы самыми умными.

Сознание отражает действительность, язык – обозначает.

Мышление, сознание – общечеловечно (теоретически), а язык национален.

Теория познания.

I. Проблема познания в философии.

II. Чувственное и логическое познание. Критика сенсуализма и рационализма.

III. Эмпирические и теоретический уровни знания.

IV. Учение об истине

V. Роль практики в процессе познания

I. В зависимости от того, как учёные решили вторую сторону основного вопроса философии учёные разделились на 2 лагеря: те, которые признавали познаваемость мира, и те, которые познаваемость мира не признавали (агностики).



В истории философии агностицизм выступал в некоторых формах:

1. Античный скептицизм (Перрон, Секст Эмпирик)

2. Агностицизм Юма

3. Агностицизм Канта (слишком много вопросов, на которые человек не знает ответа: Бесконечен ли мир?).

II.

     
     
Логическое (рациональное познание)   Умозаключение – форма мышления посредством, которой осуществляется логическое действие, направленное на получение из одного или нескольких суждений – нового суждения, содержащее нового знания
  Суждение - - форма мышления, посредством которой выражаются связи и отношения между предметами действительности.
  Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие свойства определённого класса предметов,
Чувственное познание   Представление – чувственно-наглядный образ предмета, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предмета на органы чувств
Ощущение - отражение в мозгу отдельных качеств, сторон, свойств материальных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств Восприятие – чувственно-конкретный, целостный образ предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств
Практика  

Сенсуализм – учение, в основе которого лежит абсолютизация чувственного познания.

Рационализм – абсолютизация логического познания.

Одним из отцов основателей сенсуализма был Джон Локк. Основные идеи: Локк делает заявление: «В разуме нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувствах».

Есть внешний материальный мир, вызывающий во мне ощущения, с помощью разумы мы сопоставляем эти знания и мы получаем понятия.

Первичные качества: длина, фигура, объём

Вторичные качества: цвет, вкус, запах.






Сейчас читают про: