Скептицизм Пиррона и Секста Эмпирика

       
   
 
 


ê Пиррон (360 -270 до н. э.) - основатель древнегреческого скепти­цизма. Жил в городе Элиде. Пиррон жил в такое трудное, полное бедствий время, когда философов интересовал не столько вопрос, что есть мир, сколь­ко, как жить в мире, избегать бедствий и быть счастливым. Отвечая на эти вопросы, Пиррон пришел к выводу: в основе скептицизма лежало убеж­дение в том, что для того, чтобы обре­сти счастье, человек должен ответить на три вопроса:

1) что есть окружающий мир;

2) как мы к нему должны относиться;

3) что мы можем получить для себя от сформированного отношения.

Пиррон отвечал на эти вопросы сле­дующим образом:

во-первых, если из­учить всю предшествующую филосо­фию, можно увидеть, что каждый из мудрецов вполне убедительно давал совершенно разные ответы на вопрос, что есть окружающий мир. Поэтому не­возможно предпочесть одну точку зре­ния другой: всякому утверждению мож­но противопоставить противоречащее ему.

Во-вторых, необходимо следовать принципу воздержания, от каких бы то ни было суждений обо всем, существу­ющем в мире.

В-третьих, выполняя второе условие, мы становимся невоз­мутимыми, бесстрастными и безмятеж­ными (состояние атараксии).

А это, по Пиррону, и составляет сущность истин­ного счастья, доступного философу. Сам Пиррон являл собой пример не­возмутимости и спокойствия.

ê Секст Эмпирик (ок. 200 -250 гг. н.э.) - главный представитель скеп­тицизма в римской философии. Философ и врач. Учитывая, что Пиррон из принципа ничего не писал, труды Секста Эмпирика «Пирроновы основоположе­ния», «Против ученых» и «Про­тив математиков» явились единственным источником све­дений об античном скептициз­ме. Обосновывая недостовер­ность различных философских учений, Секст Эмпирик подвер­гает их в своих работах подроб­ному анализу. Поэтому его кни­ги представляют большую цен­ность с точки зрения изучения античной философии. Что касается его философских воззрений, то они переклика­ются с воззрениями Пиррона. Секст Эмпирик также заявляет об одинаковой достоверности противоречащих суждений, необходимости воздержания от всяких суждений и невозму­тимости как цели философа. Секст утверждает, что скептик на практике следует тому пути, которому следует весь мир. Но при этом только он не имеет на этом пути никаких мнений о мире. Например, говоря о богах и, возможно, даже поклоняясь им, скептики воздерживаются что-либо утверждать или ве­рить в них, избегая тем самымопрометчивости догматизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: