ê Пиррон (360 -270 до н. э.) - основатель древнегреческого скептицизма. Жил в городе Элиде. Пиррон жил в такое трудное, полное бедствий время, когда философов интересовал не столько вопрос, что есть мир, сколько, как жить в мире, избегать бедствий и быть счастливым. Отвечая на эти вопросы, Пиррон пришел к выводу: в основе скептицизма лежало убеждение в том, что для того, чтобы обрести счастье, человек должен ответить на три вопроса:
1) что есть окружающий мир;
2) как мы к нему должны относиться;
3) что мы можем получить для себя от сформированного отношения.
Пиррон отвечал на эти вопросы следующим образом:
во-первых, если изучить всю предшествующую философию, можно увидеть, что каждый из мудрецов вполне убедительно давал совершенно разные ответы на вопрос, что есть окружающий мир. Поэтому невозможно предпочесть одну точку зрения другой: всякому утверждению можно противопоставить противоречащее ему.
Во-вторых, необходимо следовать принципу воздержания, от каких бы то ни было суждений обо всем, существующем в мире.
В-третьих, выполняя второе условие, мы становимся невозмутимыми, бесстрастными и безмятежными (состояние атараксии).
А это, по Пиррону, и составляет сущность истинного счастья, доступного философу. Сам Пиррон являл собой пример невозмутимости и спокойствия.
ê Секст Эмпирик (ок. 200 -250 гг. н.э.) - главный представитель скептицизма в римской философии. Философ и врач. Учитывая, что Пиррон из принципа ничего не писал, труды Секста Эмпирика «Пирроновы основоположения», «Против ученых» и «Против математиков» явились единственным источником сведений об античном скептицизме. Обосновывая недостоверность различных философских учений, Секст Эмпирик подвергает их в своих работах подробному анализу. Поэтому его книги представляют большую ценность с точки зрения изучения античной философии. Что касается его философских воззрений, то они перекликаются с воззрениями Пиррона. Секст Эмпирик также заявляет об одинаковой достоверности противоречащих суждений, необходимости воздержания от всяких суждений и невозмутимости как цели философа. Секст утверждает, что скептик на практике следует тому пути, которому следует весь мир. Но при этом только он не имеет на этом пути никаких мнений о мире. Например, говоря о богах и, возможно, даже поклоняясь им, скептики воздерживаются что-либо утверждать или верить в них, избегая тем самымопрометчивости догматизма.